Как просить за Ходорковского
Глава Совета при президенте РФ по правам человека, проводящего сейчас по просьбе Дмитрия Медведева экспертизу второго дела Михаила Ходорковского, изучит и возможность подачи прошения о его помиловании
Москва. 7 февраля. INTERFAX.RU - Совет при президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека мог бы рассмотреть вопрос о подаче прошения о помиловании экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского, если третьи лица имеют право сделать это. "Я не знаю процедуру помилования, если она допускает возможность, когда не участники процесса заявляют ходатайство о помиловании, это может быть рассмотрено советом",- сказал глава Совета Михаил Федотов журналистам в понедельник. Он отметил, что когда тема помилования Ходорковского или обжалования второго приговора ему была поднята на встрече членов совета с президентом России 1 февраля, глава государства сказал, что "это другая тема". В то же время, по словам Федотова, глава государства сказал, что ознакомился бы с результатами экспертного заключения, которое планирует подготовить Совет о втором деле против Ходорковского.
Члены совета на пресс-конференции в понедельник в Москве обещали не затягивать с экспертизой второго дела против экс-главы НК "ЮКОС", но признали, что провести ее быстро также не получится. "Пока судебный приговор не вступил в силу, не считается возможным среди профессионалов копаться в этом деле",- сказала на пресс-конференции член Совета Томара Морщакова. По ее словам, перспективы подготовки заключения, прежде всего, временные - "когда решение вступит в силу, когда будут исчерпаны возможности обжалования". "Конечно, мы не будем ждать сложа руки. Главная задача, которая предстоит, - создать экспертную группу. Есть понимание, что все люди, которые будут в этом разбираться, должны быть профессионалами в своей области права. Мы планируем привлечь специалистов в области налогового, предпринимательского, международного частного и публичного права, а не только уголовного",- сказала она. "Мы не можем позволить себе вольного распоряжения временем. Нам не потребуется изучать все 200 томов, нам во многом хватит материалов, что были оглашены в ходе судебного процесса",- добавила Морщакова.
Она отметила, что Совету предстоит понять, не являются ли материалы из этих 200 томов, "макулатурой для видимости". "Для чего это? Чтобы показать, что собрано много, хотя не собрано ничего? Или там есть что-то, что обвинение могло использовать для своих целей?" - сказала Морщакова. По ее словам, вскоре Совет завершит подготовку своего заключения по делу скончавшегося в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. По оценке Морщаковой, материалы будут обнародованы в течение месяца.
На заседании 1 февраля в Екатеринбурге президент РФ Дмитрий Медведев попросил членов Совета по правам человека подготовить экспертное заключение по ряду резонансных дел, в частности, по делам Ходорковского и Магнитского. "Я был бы признателен, если бы экспертное сообщество постаралось подготовить тот самый правовой анализ соответствующих решений", - сказал Медведев. По словам президента, "у нас у всех есть своя позиция: у кого-то она одна, у кого она другая, кто-то изначально уверен в том, что суды исполняют политический заказ государства, а кто-то, наоборот, - такие люди тоже есть, это очевидно - считают, что репрессии должны быть жестче, и вообще государство у нас избыточно либеральное, что такие люди должны быть наказаны по всей строгости закона". Медведев признался, что "не считает себя специалистом в области уголовного права, никогда им не занимался". По его мнению, такой анализ экспертов вышеназванных дел "представлял бы определенную ценность, потому что любому человеку, который желает разобраться в чем-то, приходится опираться на мнение специалистов". "По этим вопросам для меня очень важно мнение разных людей как для руководителя государства", - сказал Медведев. Он подчеркнул, что не хотел бы "говорить тривиальных вещей о том, что по известному процессу идет обжалование". "Я в очередной раз скажу, что ничего комментировать в этом смысле я не могу. Процедура обжалования, как и процедура помилования, могут быть использованы. Это совершенно очевидно, но это уже отдельная тема", - отметил глава государства, выразив уверенность в том, что "ни один человек за этим столом не читал полностью материалов Ходорковского, Магнитского или еще кого-то - просто потому, что это невозможно".
С просьбой к Медведеву как к юристу обратить внимание на процесс над Ходорковским обратилась член Совета Ирина Ясина. Она отметила, что никогда не говорила на эту тему, потому что работала с Ходорковским и боится быть заподозренной в личном интересе. "Вы правильно говорили в бесконечных интервью в Давосе, что власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы. Но мы вас все очень просим: посмотрите. Вы же юрист, там ничего общего с правом нет", - сказала Ясина. Она подчеркнула, что многие члены Совета по правам человека "на суде были, вот там правовой нигилизм". "Просто обратите внимание, посмотрите, я не говорю "вмешивайтесь". Это очень стыдно, что в нашей стране происходят такие процессы - надо осудить", - считает Ясина.
Между тем тринадцатого января на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сказал, что бывший совладелец "ЮКОСа" не намерен просить о помиловании.
В конце октября прошлого года сопредседатель движения "Солидарность" Борис Немцов призвал президента России использовать свое конституционное право и помиловать экс-главу НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева. "Господин Президент, согласно Конституции, у Вас есть возможность помиловать Ходорковского и Лебедева. Очевидно, что их помилование - это благородный шаг. Убежден, что большинство граждан нашей страны поддержат это Ваше решение, ибо Ходорковский уже давно перестал быть олигархом, а стал в глазах миллионов граждан мучеником", - говорилось в открытом обращении Немцова к Дмитрию Медведеву. В письме он выразил убеждение, что помилование Ходорковского и Лебедева укрепит международный авторитет России. По второму уголовному делу Ходорковскому и Лебедеву назначено наказание по 13,5 лет заключения. С учетом первого приговора они проведут в колонии по 14 лет. Суд постановил, что наказание фигурантам будет исчисляться с февраля 2007 года, однако им будет зачтено время, отбытое по первому сроку, то есть фактически наказание будет исчисляться с 2003 года.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/