Новый ход катынскому делу
Мосгорсуд отменил решение Хамовнического суда, который в свое время отказался рассматривать иски родственников погибших в Катыни
Москва. 10 июня. INTERFAX.RU - Мосгорсуд во вторник фактически признал актуальным вопрос о реабилитации поляков, расстрелянных сталинским режимом в 1940 г. в Катынском лесу.
"Мосгорсуд отменил решение судьи Хамовнического суда (отказавшегося рассматривать иск родственников погибших) и направил дело на новое рассмотрение", - сообщила "Интерфаксу" адвокат Анна Савицкая, представляющая интересы родственников польских офицеров.
Неделей раньше экс-президент СССР Михаил Горбачев, официально признавший в 1990 г. ответственность советских властей за массовую казнь польских военных, солидаризировался с иском. "Надо завершить процесс реабилитации", - сказал на пресс-конференции в "Интерфаксе" Горбачев, при котором, собственно, и началось активное расследование катынского дела.
В российском обществе "Мемориал" считают собирательным термин "катынское преступление", понимая под ним расстрел в апреле-мае 1940 г. почти 22 тысячи польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Как отмечают в "Мемориале", Катынь - лишь одно из целого ряда мест, где был совершен расстрел польских военнослужащих, именно здесь в 1943 г. были впервые обнаружены захоронения расстрелянных офицеров.
Глава общества "Мемориал" Арсений Рогинский, пришедший на встречу с журналистами вместе с Горбачевым, выразил надежду на то, что жертвы "катынского преступления" будут реабилитированы на основе российского правосудия, но обращение в Европейский суд по правам человека в Страсбурге не исключено.
Собственно, такой иск уже был направлен 21 апреля 2006 года. В нем родственники жертв Катынского расстрела требуют, чтобы Россия признала свою юридическую ответственность за Катынский расстрел, согласилась с его квалификацией как акта геноцида и принесла извинения в третий раз.
Впервые глубокое сожаление по поводу трагедии было выражено 13 апреля 1990 г., во время визита в Москву польского лидера Войцеха Ярузельского В заявлении говорилось, что выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных.
"Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма", - говорилось в документе.
В 1993 г. президент РФ Борис Ельцин прилюдно извинился перед родственниками жертв Катыни. Со словами "Простите!" он преклонил колени перед памятником катынским офицерам на военном кладбище в Варшаве. Жест, по мнению экспертов, способствовал улучшению отношений между Россией и Польшей, где возлагали большие надежды на расследование российской ГВП.
В январе 2002-го президент Владимир Путин отдал дань памяти жертвам трагедии, возложив цветы к могиле Неизвестного солдата в Варшаве, где находится земля из Катыни, с места расстрела четырех тысяч польских офицеров.
Результаты работы ГВП, закрывшей "катынское дело" в конце 2004 г.; Варшаву разочаровали. Как заявил в марте 2005 г. Главный военный прокурор России Александр Савенков, расследование в отношении тех лиц, которые были признаны виновными, прекращено в связи с их смертью. Из 183 томов дела, полякам может быть передано только 67, так как остальные 116, по словам военного прокурора, содержат государственную тайну.
Савенков подчеркнул, что в отношении катынского дела "речь может идти только об общеуголовных преступлениях, связанных с отдачей незаконных приказов и превышением полномочий рядом должностных лиц достаточно высокого ранга". Он также отметил, что "никаких оснований для того, чтобы говорить по так называемому катынскому делу о геноциде, нет".
Польский сейм отреагировал на выводы ГВП резолюцией, адресованной властям РФ. "Мы ожидаем от российского народа и властей Российской Федерации окончательного признания совершённого в Катыни преступления против человечества, как это было сформулировано в ходе Нюрнбергского процесса. Мы также настаиваем на выяснении всех обстоятельств преступления, прежде всего на предоставлении информации о месте захоронения подавляющего большинства убитых офицеров Войска Польского, чьи могилы до сих пор не найдены. Кроме того, мы считаем необходимым предоставление польской стороне фамилий всех виновных — как исполнителей, так и отдававших приказы", - говорилось в документе.
Посол Польши в РФ Стефан Меллер заявил тогда "Интерфаксу", что фундаментом для построения польско-российских отношений в новой Европе является завершение дискуссии между двумя странами, в которой были бы поставлены все точки над "i" по "делу Катыни".
"Мы спорим о том, чем была Катынь, а именно расстрел польских офицеров и гражданских лиц. Мы не понимаем, почему сейчас должны оставаться препятствия для того, чтобы завершить процесс по этому делу", - отметил Меллер.
"В польско-российских отношениях раз и навсегда нужно закрыть раздел проклятого сталинизма и его последствий, в том числе для Польши и поляков. Это нужно вырвать с корнем, - сказал Меллер. - Что нам мешает? Практически только это! Блуждающий призрак сталинизма в том, что касается оценки прошлого. В Польше все ожидают совместной казни над
сталинским прошлым и тем, что оно принесло польскому народу".
Правозащитники из "Мемориала" называют делом принципа, чтобы истинную точку в этом вопросе поставил российский суд. "Проблема заключается в том, что действительно упертая позиция прокуратуры - нам не хватает документов (для реабилитации). Суд отказывается и уклоняется от разбирательства и вынуждает выходить на уровень Европейского суда. Почему-то мне кажется, что в ближайшее время вопрос этот как-то сдвинется в позитивную сторону в рамках России. Мы сами должны со своими делами разбираться - у нас совершено преступление, и нам необходимо с ним разобраться, а не выносить на весь мир, хотя, может быть, придется", - говорит Рогинский.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/