Вступление России в ВТО не заденет интересов Китая

Бывший посол КНР в РФ Ли Фэнлинь в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как по его мнению, будет развиваться стратегическое партнерство России и Китая

Вступление России в ВТО не заденет интересов Китая
Вступление России в ВТО не заденет интересов Китая
Фото: МИД КНР

Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - Член комиссии политических консультаций МИД КНР, бывший посол Китая в России Ли Фэнлинь в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" Владиславу Шумилкину заявил о поддержке Пекином планов РФ вступить в ВТО, рассказал о том, как Китай оценивает развитие российско-китайских отношений и обозначил позиции Китая по ряду международных проблем.

- Расскажите, пожалуйста, как в Пекине оценивают развитие отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией? Что бы китайская сторона хотела исправить или улучшить в сфере двустороннего сотрудничества с Россией? Как оценивается сотрудничество между КНР и РФ на международном уровне?

- Говоря о китайско-российских отношениях в целом необходимо иметь в виду две вещи. Во-первых, определение характера отношений между двумя странами, данное в 1996 году, когда тогдашний президент России Борис Николаевич Ельцин находился с официальным визитом в Китае, и в официальном документе было записано, что отношения между Китаем и Россией - это равноправное доверительное партенерство, направленное на стратегическое взаимодействие в 21 веке.

Второй момент - это договор 2001 года, мы называем его "Большой договор", договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Я это подчеркиваю, потому что характер отношений между двумя странами выстрадан историческим опытом. Это не союзничество, не конфронтация и не направленность против третьих стран.

И последующее развитие истории, и мировой ситуации, и отношений между нашими странами показало, что именно такие отношения отвечают требованиям времени и являются большим, я бы сказал, стимулом или локомотивом для развития наших отношений на сегодняшний день.

В отношениях между Китаем и Россией практически нет никаких политических проблем. Речь может идти только о том, чтобы постоянно и настойчиво улучшать сотрудничество между двумя странами во всех областях: политической, экономической, военной, научно-технической, а также улучшать сотрудничество и взаимодействие на международной арене.

- По объему товарооборота Китая с зарубежными странами Россия занимает далеко не первые позиции. Есть ли возможности для дальнейшего наращивания объемов российско-китайского сотрудничества и, если да, то по каким направлениям?

- Россия и Китай наращивают объемы товарооборота и так далее, но объем торговли между двумя странами - это не единственный торговый вопрос и даже не главный показатель развития торгово-экономических отношений между двумя странами. В этом году объем товарообмена между Россией и Китаем составит около $55 млрд и этот показатель в общем соответствует реальному экономическому положению двух стран.

Важней другое. Сотрудничество между двумя нашими странами имеет свои особенности. Например, сотрудничество в военно-технической сфере. Это сотрудничество вообще является очень важной сферой в отношениях между странами, но только Россия из великих держав имеет такое сотрудничество с Китаем. Мы с другими странами такого рода сотрудничества не имеем.

Что касается дальнейшего развития, я думаю, у нас большой потенциал в развитии двустороннего сотрудничества. Я имею в виду расширение областей сотрудничества и поиски новых форм сотрудничества. Например, в области науки и техники сейчас уже создаются совместные предприятия, в частности, по производству тяжелых вертолетов. Это очень важное направление, в котором российские и китайские специалисты ведут совместную разработку, совместное производство и сбыт продукции через совместные предприятия.

Далее, финансовые области. Очень актуальный вопрос для всех стран - расчет в национальной валюте, а также международное сотрудничество Китая и России в области реформирования международных финансовых структур в рамках G20.

Сотрудничество в области инфраструктуры – это тоже очень актуальная задача, которая стоит перед Россией и Китаем. Это включает в себя фактически и инвестиции.

Я знаю, что у России стоит задача восстановления и создания вообще новой инфраструктуры. Предполагается, что для этого нужно будет туда вложить порядка $30 млрд. Это строительство дорог, аэропортов и так далее, и так далее.

Китай готов принять участие в развитии этих проектов в России, скажем, в строительстве скоростных железных дорог. В Китае их хватает и они построены по самой передовой технологии. Сейчас в Китае введены в эксплуатацию скоростные железные дороги протяженностью уже около 7,5 тыс. км. Последние испытания скорости показали, что рекорд рейсовой скорости такого поезда составил 486 км/ч. В будущем году будет введена в эксплуатацию железная дорога Пекин-Шанхай, это около 1,3 тыс. км, это примерно такая же скоростная дорога, как из Москвы в Питер. Средняя рейсовая скорость поезда будет около 380 км/ч.

Китай готов принять активное участие в этом, потому что в России разрабатывается большая программа строительства именно скоростных железных дорог, особенно в связи с чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Владимир Путин недавно заявил, что Россия будет строить железные дороги, которые свяжут Москву с Казанью, с Самарой, Ульяновском. Это очень хорошие возможности, шанс для бизнеса.

Я вижу очень большой потенциал для развития двустороннего сотрудничества во многих областях. В настоящее время наши страны делают акцент на развитие инвестиционного сотрудничества. Есть различные проекты, они разрабатываются и осуществляются. Я думаю будущее наших двусторонних отношений именно за этим. Здесь есть большой неиспользованный потенциал. И мы увидим конкретные результаты уже через несколько лет.

Говоря о двустороннем сотрудничестве, я хотел бы отдельно сказать и о гуманитарном сотрудничестве. Оно имеет большое значение для укрепления взаимопонимания и дружбы между нашими странами.

Вот смотрите, были проведены Год Китая в России, Год России в Китае, а потом годы языков. Сейчас есть договоренности об обмене годами туризма. За последние несколько лет ежегодно в Китай приезжали около 3 млн россиян, около 1,5 млн китайцев ежегодно приезжает в Россию.

Туризм имеет большое будущее для двух стран. Ежегодно около 45 млн китайцев выезжает за границу. Приблизительно такое же количество иностранцев, но чуть меньше, приезжает каждый год в Китай.

Я думаю, что это очень важная область сотрудничества, я хочу, чтобы как можно больше туристов приезжало из России в Китай, чтобы мы могли больше общаться. По этому поводу я не могу сказать, что мы не знаем друг друга. Мы знаем. Но главное теперь повысить качество этих знаний.

Такие общегосударственные мероприятия, как год туризма, будут привлекать простых граждан для посещения соседних стран. Это, естественно, повысит качество знаний друг о друге.

Очень незаметно сейчас сотрудничество между Россией и Китаем на уровне среднего и малого бизнеса. Именно поэтому нам нужны знания друг о друге. Это связано и с инвестиционным климатом, это касается законодательства. Такие барьеры надо снимать. Когда эти каналы смогут играть большую роль, чем теперь, тогда обязательно оживится сотрудничество между нашими странами во всех областях. Это очень важный момент, мне кажется.

- Как, на Ваш взгляд, скажется на торгово-экономических отношениях Москвы и Пекина вступление РФ в ВТО?

- Россия давно должна была быть принята в эту организацию (ВТО - ИФ). То, что этот процесс затянулся по известным причинам, мы хорошо понимаем, потому что с нами были те же неприятности. Нас же не пускали почти 13 лет. Поэтому, вступление России в ВТО было бы очень позитивным явлением для развития экономики России, интеграции российской экономики в мировую. Мы приветствуем этот шаг, я думаю, это окажет только позитивное влияние на наши двусторонние отношения. Вступление России в ВТО нисколько не ущемит интересы Китая и даже поможет решить некоторые коммерческие разногласия.

- Российская сторона заявляла, что готова полностью удовлетворить потребности Китая в нефти и газе. Готов ли к этому Китай или все же ваша страна будет придерживаться политики диверсификации источников получения энергоресурсов, в том числе за счет стран Центральной Азии?

- Полностью удовлетворить потребности Китая в нефти и газе Россия не в состоянии просто физически. Китай имеет разные источники получения энергоресурсов. Ну вот, скажем, из той же Анголы мы получаем где-то 22 млн тонн нефти в год. Конечно же, Китай идет по пути диверсификации поставок. Из России получает около 15 млн тонн нефти в год, этот показатель вырастет, в перспективе, до 30 млн тонн в год. Вместе с тем, как прогнозируют наши ученые, в общем объеме китайского импорта энергоресурсов доля России не превысит 30%.

Китай, разумеется, идет по пути диверсификации источников поставок энергоресурсов, точно так же, как Россия, идет по пути диверсификации вывода энергоресурсов на мировой рынок.

- Почему так долго стороны не могут согласовать цены на российский газ для Китая? Есть ли шанс договориться до лета 2011 года, когда намечено подписание экспортного контракта между "Газпромом" и CNPC?

- Да действительно, уже не первый год идут переговоры по цене на газ. Переговоры идут так долго, потому что трудно договориться. Это касается коммерческих интересов двух стран. При этом необходимо учитывать различные факторы, такие как конъюнктура на мировом рынке, отсутствие стандартов мировых цен на газ. При заключении контракта нужно учитывать и долговременные интересы двух сторон. Например, то, что Китай - это надежный партнер, платежеспособный. Поэтому, как мне известно, переговоры идут, стороны сближаются, я надеюсь, что "Газпром" и CNPC сумеют договориться по той "дорожной карте", в которой было намечено, что уже в 2015 году российский газ пойдет на Китай.

Что касается конкретных деталей переговоров, они касаются коммерческих тайн, и лучше их не разглашать.

- Скажите, пожалуйста, какие перспективы решения иранской ядерной проблемы видит Китай в связи с недавним решением принять новые санкции против Ирана? Удовлетворены ли в Пекине взаимодействием с Москвой по иранской ядерной программе?

- Позиции Китая и России вообще по вопросам санкций практически идентичные. Китай в принципе против любых санкций, потому что санкции являются инструментом давления и вызывают негативную реакцию со стороны Ирана.

Вряд ли санкции могут помочь решению проблемы. Поэтому Китай выступает за решение ядерной проблемы Ирана мирным путем, путем переговоров, какими бы трудными они не были.

- После возникновения очередной напряженности на Корейском полуострове Китай призвал избежать эскалации конфликта и вернуться к шестистороннему формату для решения корейской проблемы. Расскажите, пожалуйста, что в действительности происходит? Как Вы видите дальнейшее развитие ситуации на Корейском полуострове?

- Корейский вопрос имеет глубинные причины. КНДР не терпит никакого вмешательства извне и строго защищает свою самостоятельность. После Корейской войны в начале 50-х годов прошлого столетия было заключено лишь соглашение о перемирии, то есть практически там сохраняется военное положение.

Хрупкий мир опасен случайностями. Как гласит китайская поговорка: "Случайный выстрел при чистке оружия может привести к непредсказуемым последствиям". Стороны, все стороны не хотят воевать. И то, что происходит сейчас, все эти словесные баталии, скорее всего, имеют внутреннее предназначение.

Демонстрация силы - это пережиток из времен "Холодной войны". Китай выступает за мирное решение. Мы, когда выступили с предложением провести встречу глав делегации на шестисторонних переговорах по ядерной проблеме Корейского полуострова, услышали, как в Соединенных Штатах прозвучали голоса: "О, это дипломатическое шоу!" и тому подобные. Если на то пошло, то, в любом случае, "дипломатическое шоу" гораздо лучше, чем "военно-морское шоу". "Политика канонерок" давно ушла в прошлое.

Я надеюсь, что накал страстей, словесные баталии улягутся и стороны сядут за стол переговоров. Китайская позиция по этому вопросу остается неизменной: мы за мир против войны, мы за разрядку против напряженности, мы за диалог против конфронтации. И то что, в последние дни активизируется дипломатическая деятельность вокруг Корейского полуострова, в том числе и со стороны России, - это хороший признак того, что, в конечном счете, стороны найдут мирное решение проблемы.

- После встречи члена Госсовета КНР Дай Бинго с Ким Чен Иром МИД Китая подтвердил, что стороны достигли консенсуса по ситуации на Корейском полуострове. Какова позиция КНДР? Готов ли Пхеньян вернуться к шестисторонним переговорам?

- Визит члена Госсовета КНР Дай Бинго в Северную Корею является частью дипломатических усилий Китая для мирного решения этого вопроса. Это показывает что инициатива Китая о проведении встречи глав делегаций на шестисторонних переговорах - было не шоу, а практическое предложение.

Что касается позиции КНДР, я не могу говорить за Пхеньян. Но о том, что КНДР готова вернуться к шестисторонним переговорам она заявляла несколько раз еще до нынешней напряженности.

- Как Китай относится к реформе СБ ООН и расширению постоянных членов Совета Безопасности, наделенных правом вето? Есть ли у Пекина предпочтения в отношении стран, которые могли бы пополнить список постоянных членов СБ ООН?

- Организация Объединенных Наций была создана после войны и соответствовала ситуации того времени. Теперь мир изменился, тем более что мы видим - роль ООН слабеет. Таким образом, возникает вопрос о реформировании этой единственной в своем роде международной организации, реформировании в целом, не только Совета Безопасности.

В те годы, когда создавалась эта структура, многие страны Африки еще не стали самостоятельными и суверенными. Со времени основания ООН число государств в мире увеличилось, число членов организации выросло почти вдвое.

Африка очень слабо представлена и в Совете Безопасности, и в других структурах ООН. Я хочу подчеркнуть, что реформа ООН должна быть реформой целой структуры. Нужно сделать так, чтобы она могла соответствовать новым реалиям в мире, чтобы она действительно могла сыграть ту роль, какая ей подобает как международной организации.

Делать акцент на том, кто станет членом Совета Безопасности, какие страны войдут - это предмет не для нынешнего разговора. Этот вопрос следует решать в дальнейшем.

На этот счет есть разные точки зрения. Мы готовы координировать усилия со всеми странами, прислушиваться ко всем мнениям, чтобы ООН, как международная структура, стала действительно дееспособной, отвечающей действительно, как это записано в ее уставе, за обеспечение мира во всем мире.

Сейчас многие готовы обсуждать реформу ООН и это очень большой позитив, а кто куда войдет и с какими полномочиями - это тема, это вопрос будущих обсуждений в процессе реформирования.

- Россия активно "перезагружает" отношения с США, на последнем саммите в Лиссабоне достигнут ряд договоренностей по серьезной "перезагрузке" отношений с НАТО. Пекин не беспокоит такое сближение России и Запада?

- Вообще, слово "перегрузка" переведено с английского. Я лично считаю, что в отношениях между Россией и Соединенными Штатами колебания типа "подъем-спад" - это норма. Это совершенно нормальное явление, потому что Россия нужна США и Европе не меньше, чем США и Европа сегодня нужны России.

Россия - это великая держава и решение не только региональных, но и глобальных вопросов не может быть достигнуто без участия России. Поэтому нормальные отношения между Россией и Соединенными Штатами отвечают не только интересам этих двух стран, но и отвечают обеспечению мира и стабильности во всем мире. Такова моя позиция.

Вопрос о системе европейской безопасности не может быть решен без участия России, потому что безопасность неделима. И в этом ключе поддержание нормальных отношений между Россией и НАТО, и Соединенными Штатами способствует обеспечению мира и безопасности не только в регионе, но и во всем мире.

- Как китайская сторона относится к возможному сотрудничеству РФ, США и НАТО по созданию общей ПРО? Может ли Китай присоединиться к этому процессу?

- Что касается ПРО, то это европейская система, и участие, и неучастие России в этой системе - это дело Европы и России. Другой вопрос, против кого будет направлена эта система? Вопрос этот остается неясным.

Что касается китайского участия в ПРО, это европейская система, Китай все-таки далеко от Европы.

- После подписания нового Договора СНВ Россия и США заявили, что дальнейшее сокращение ядерных арсеналов в мире требует подключения к этому процессу других ядерных держав. Готов ли Китай на определенном этапе включиться в процесс ядерного разоружения?

- Ядерное разоружение - это важный элемент в области традиционной безопасности. Стратегический баланс держится сейчас на определенном паритете ядерного арсенала между Россией и США. Подписание, а еще важнее, - ратификация нового договора о сокращении наступательных вооружений могла бы стать толчком к процессу дальнейшего сокращения ядерного оружия во всем мире.

Принципиальная позиция Китая заключается в том, что Китай выступает за сокращение ядерного арсенала. Китай обладает минимальным количеством ядерного арсенала, тем не менее, и Китай, разумеется, подключится к этому процессу сокращения наступательных вооружений на определенном этапе.

Это будет сложный процесс, включающий в себя многие детали. Потому что есть страны, например Франция и Великобритания, у которых ядерного оружия гораздо больше, чем у Китая. Так что, как и когда это произойдет – дело будущего.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок