"В этом году объем изъятого нами кокаина вырос в 30 раз"

Глава УФСКН России по Москве Вячеслав Давыдов в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как в столице идет борьба с распространением наркотиков

"В этом году объем изъятого нами кокаина вырос в 30 раз"
"В этом году объем изъятого нами кокаина вырос в 30 раз"
Фото: Интерфакс

Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - Сегодня наркомания является, пожалуй, наибольшей опасностью, которая подстерегает российскую молодежь на улицах страны. О том, как в Москве ведется борьба с этим безусловным злом, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя Антинаркотической комиссии в городе Москве – начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Москве генерал-лейтенант полиции Вячеслав Давыдов.

- Вячеслав Кузьмич, ФСКН всегда обращал внимание на важность борьбы с наркопреступностью не только силовыми методами, но и при помощи превентивных мер, в частности, профилактики наркомании. Вы удовлетворены работой, которая ведется сегодня?

- Сказать, что я удовлетворен, было бы не совсем верным. Мы оцениваем результаты профилактической антинаркотической работы исходя из обстановки, которая складывается как в каждом конкретном административном округе, так и в городе в целом. Если наркоситуация улучшается, значит, профилактическую работу можно рассматривать с положительной стороны, если же ухудшается – значит, где-то профилактика недорабатывает, нужно искать новые методы и формы ее проведения для перелома ситуации со спросом на наркотики.

- Недавно, в одном из своих выступлений Вы сказали о том, что ситуация остается сложной. Что можно и нужно сделать для исправления ситуации?

- Нужно больше и чаще переходить от слов к делу. Субъекты профилактики, то есть правоохранительные органы, медики, педагоги, родители, общественные организации должны консолидировать свои усилия. Такая работа ведется и сегодня, но ее нужно расширять. Мы это говорили не один раз, и будем продолжать говорить до тех пор, пока все субъекты профилактики не начнут действовать сообща. Одними силовыми методами проблему наркомании не решить. Ведь силовой блок решает только проблему предложения, а остается еще и спрос. Наркомания – это социальное явление, общая беда, и бороться с ней должны не только государственные органы, но и общество, в первую очередь – сами граждане, жители Москвы. Необходима разработка и внедрение конкретных целевых, адресных программ, направленных на противодействие распространению наркомании. Нужно индивидуально работать с каждым несовершеннолетним, употребляющим наркотики, с каждой семьей, где употребляют наркотики родители, выявлять лиц, склоняющих молодежь к употреблению наркотиков… А с другой стороны – создавать и расширять условия для интересного и развивающего досуга.

- Были ли приняты какие-то конкретные решения на прошедшем недавно заседании Антинаркотической комиссии Москвы?

- Мы поднимали вопросы контроля антинаркотических комиссий над работой участковых уполномоченных, патрульно-постовой службы милиции, комиссий по делам несовершеннолетних в плане исполнения Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в части так называемого "комендантского часа" для несовершеннолетних. Было обращено внимание на необходимость, особенно в дни школьных каникул, проведения совместных рейдов и проверок в вечернее и ночное время по местам возможного сбора молодежи. Это и парки, и подвалы, и места досуга. Проверки проводятся и сейчас, но мы обращаем внимание на необходимость усиления этой работы. Нужно помнить, что нахождение несовершеннолетних в таких местах без присмотра взрослых влечет за собой административное наказание для родителей.

- Активизация работы по проведению рейдов имеет какие-то сроки или это бессрочный процесс?

- Такая работа проводится регулярно, просто сейчас мы будем работать еще активнее. "Комендантский час" для несовершеннолетних фактически есть, но механизм его исполнения до конца пока не отработан. Нужно активнее использовать его положения в административной практике.

- Вас устраивает нынешнее антинаркотическое законодательство?

- Мы часто говорим о том, что существуют проблемы, решение которых требует изменения законодательства. Например, в основе наркопреступлений лежит мощный корыстный мотив. Главная задача правоохранительных органов – подорвать экономические основы наркопреступности. Мы неоднократно выходили с предложениями усилить законодательство нормами, позволяющими реально использовать институт конфискации. Должно быть так, чтобы человек наметивший путь на совершение наркопреступления, задумался, что он может потерять. А потеряет он все свое имущество, нажитое преступным путем, и не важно, на кого оно в данный момент записано. И здесь очень важно, чтобы не правоохранительные органы доказывали, что собственность обвиняемого нажита преступным путем, а сам подозреваемый доказал легальность своих приобретений. В западных государствах этот принцип активно используется.

Чтобы доказать незаконность приобретения недвижимого и другого имущества, нужен длительный период документирования совершаемых преступлений. Но нам никто не позволит в течение большого отрезка времени просто наблюдать за преступником, совершающим злодеяния, негласно фиксировать продажу наркотиков и приобретение на добытые незаконным путем деньги домов и машин. Ведь от скорости нашей реакции на выявленное наркопреступление зависит жизнь как минимум одного человека. Поэтому мы должны пресекать такие преступления в ранней стадии.

- Какая-то работа ведется в этом направлении?

- Мы выходили со своими предложениями в Мосгордуму для того, чтобы она вышла с законодательной инициативой в российский парламент. Мы свои инициативы передавали в ФСКН России. Все соответствующие инстанции в курсе наших проблем, так что теперь дело за ними. Мы постоянно поднимаем этот вопрос, но пока подвижек нет.

- Какими новинками производители наркотиков "радуют" ФСКН?

- Появление новых психоактивных веществ является для нас проблемой. Мы здесь находимся в роли догоняющих. Есть умельцы, которые постоянно придумывают новые формулы психоактивных веществ, которые не входят в правительственный список запрещенных. До запрета они условно легальны, поэтому перед нами стоит задача по выявлению таких "новинок". Это длительный процесс: мы должны понять, что они имеют широкое распространение, изъять образцы, отправить на экспертизу для выявления в их составе веществ, которые можно отнести к наркотическим или психотропным. Затем отправить эти вещества на медицинскую экспертизу, чтобы доказать их негативное влияние на организм. И только после этого мы можем инициировать включение новой позиции в список запрещенных веществ. Сейчас перед нами стоит задача по сокращению длительности этого процесса, чтобы максимально быстро изымать из оборота вновь появляющиеся наркотики.

В качестве примера приведу так называемые курительные смеси, которые некоторое время назад получили широкое распространение в определенном кругу потребителей и со временем стали продаваться даже в табачных киосках. Эти вещества запретили, и мы смогли перебороть ситуацию.

- Удалось добиться какой-то положительной динамики в борьбе с кокаином, который считается "элитным" наркотиком, популярным у так называемой богемы?

- В этом году мы добились значительных успехов в изъятии кокаина. Если в прошлые годы мы изымали до килограмма, то в этом – свыше тридцати. Мы знаем, что есть элитные клубы, где идет распространение и сбыт кокаина, но, к сожалению, в эти заведения нам очень трудно проникнуть – они очень закрыты для посторонних. Их посещают постоянные клиенты, провести там розыскные мероприятия по пресечению этих фактов нам крайне тяжело. Несмотря на это, мы уделяем большое внимание борьбе и с этим видом наркотиков.

- Предпочтения московских наркоманов меняются?

- Все подобные изменения мы отмечаем по объемам изъятий тех или иных веществ. Безусловно, рынок не имеет какой-то константы. Пока есть спрос, будут и поставки. По-прежнему на территории столичного региона идет сбыт героина, достаточно активно продолжается сбыт синтетических наркотиков, я уже не говорю о кокаине. Произошел значительный рост изъятий гашиша.

Также пользуются спросом появившиеся на наркорынке новые одурманивающие препараты – тем более что они позиционируются продавцами как безопасные для организма и, соответственно, безобидные. Но это совершенно не так. Психоактивные вещества не бывают безобидными, и практика это доказывает. Все они наносят непоправимый вред организму, вопрос только в том, как скоро он наступит. Любое психоактивное вещество вызывает эффект привыкания и заставляет людей переходить на более сильнодействующие вещества, в том числе героин, что в конечном итоге ведет к фатальному исходу. Так что употребление синтетики, марихуаны, курительных смесей и так называемых "легальных" наркотиков – это только ступенька для перехода на более сильные препараты.

Кстати, посмотрите, среди кого в первую очередь популярны такие наркотики. Среди молодежи, завсегдатаев ночных клубов, дискотек. Дискотеки вообще рассматриваются наркобизнесом как перспективная территория для вовлечения в свои сети новых членов. Наркосистема активно способствует образованию специфической молодежной субкультуры, где употребление наркотиков становится обычным, а то и обязательным делом. И тот факт, что молодежь стала относиться к некоторым наркотикам как к элементу имиджа, нас очень беспокоит.

- Недавно сотрудниками Управления были задержаны трое граждан Таджикистана, длительное время фасовавшие героин в съемной комнате. Хозяева квартиры, жившие за стенкой, долго не могли поверить оперативникам, что приютили наркодельцов. Насколько наши граждане активны в вопросе информирования правоохранительных органов?

- Очень часто мы сталкиваемся с тем, что взрослые люди, родители, думают, что это их не коснется, что их дети и близкие находятся в безопасности. Это неправильная позиция. Наркомания – такой вид заболевания, от которого не застрахованы ни дети, ни взрослые. Мы призываем взрослых быть бдительными, обращать внимание на незнакомцев во дворах, соседних квартирах, наблюдать за своими детьми, обращать внимание на то, чем занят их досуг, где они проводят вечера. Часто все начинается с пива, популярного в молодежных компаниях, потом следуют более крепкие напитки, а закончиться все может наркотиками. В таких компаниях рано или поздно появляется взрослый, который начинает сознательно вовлекать подростков в употребление наркотиков. Мы считаем это тяжелейшим преступлением.

Безусловно, мы опираемся на поддержку нашего населения, но, к сожалению, сотрудничество с правоохранительными органами, содействие в раскрытии преступлений, сообщение информации обо всем, что настораживает, еще далеко не норма жизни. Но мы постоянно призываем москвичей активно участвовать в процессе обеспечения их безопасности, размещаем информационные плакаты с Телефоном доверия Управления (8(495)316-86-55) на улицах города, озвучиваем способы связи с нами в метро, используем другие формы информирования граждан о том, как и куда можно сообщить наркополицейским о возможных наркосбытчиках.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений