Крушение Ту-154: версии и причины
Расследование крушения лайнера Ту-154 под Москвой продолжается. Следствие выдвинуло несколько возможных причин отказа двигателей; параллельно Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании-владельца
Москва. 6 декабря. INTERFAX.RU - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) приступило к проведению внеплановой проверки авиакомпании "Авиалинии Дагестана" в связи с происшествием с самолетом Ту-154 в субботу в "Домодедово", сообщил "Интерфаксу" представитель Росавиации. "В соответствии с федеральными правилами Росавиация начала проводить внеплановую проверку состояния организации летной работы и поддержания летной годности воздушных судов в авиапредприятии", - заявил собеседник агентства.
Днем 4 декабря самолет Ту-154 авиакомпании "Авиалинии Дагестана" совершил аварийную посадку в аэропорту "Домодедово". Два человека погибли - 80-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда, и 49-летний Гаджимурад Магомедов, брат президента Дагестана. Еще 87 человек получили травмы.
Лайнер, вылетевший из аэропорта "Внуково" в Махачкалу, вынужден был совершить посадку в "Домодедово", выехал за пределы взлетно-посадочной полосы более чем на 400 метров, остановился буквально 15-20 метрах от северной границы аэропорта и развалился на части.
Расследование
Следственный комитет РФ рассматривает среди версий аварийной посадки самолета в "Домодедово" техническую неисправность, отказ его механизмов, ошибку экипажа и некачественное топливо. "В ходе расследования будут проверены все возможные версии. К ним относится техническая неисправность самолета перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета, ошибка экипажа, некачественное топливо, сложные метеоусловия и иные версии", - говорится в сообщении, размещенном на сайте СК в понедельник. На данный момент Следственный комитет не выдвигает ни одну из версий в качестве приоритетной.
Между тем, в компании "Дагестанские авиалинии" считают несостоятельной версию, согласно которой к аварии Ту-154 в "Домодедово" привела ошибка экипажа, связанная с невключением подкачки топлива. "Если бы летчики не включили насосы подкачки топлива, то двигатели самолета не завелись бы", - заявил "Интерфаксу" в понедельник первый заместитель генерального директора авиакомпании Алексей Джабраилов; тем самым он объясняет, что такая ситуация невозможна технически.
При этом собеседник агентства подчеркнул, что первые официальные версии причин аварии могут быть обнародованы уже к вечеру понедельника.
"Сейчас основная проблема с речевым бортовым самописцем, на котором записаны все переговоры членов экипажа между собой и с диспетчерами. По нашим данным, его пока не могут найти, но к вечеру могут быть какие-то версии, основанные на расшифровке двух других черных ящиков", - отметил он.
Джабраилов также сообщил, что пилоты разбившегося самолета после прохождения лечения могут вновь вернуться на летную работу, заявил "Интерфаксу" первый заместитель гендиректора авиакомпании "Дагестанские авиалинии" Алексей Джабраилов. Здесь все будет зависеть от врачей. Если врачи позволят, то пилоты, конечно же, смогут вернуться в строй", - отметил он.
В понедельник следователи СК РФ произвели осмотр с воздуха места аварийной посадки самолета Ту-154 "Авиалинии Дагестана", сообщил "Интерфаксу" начальник следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУ Т) СК РФ Павел Селиверстов. По его словам, новых обломков Ту-154, кроме тех, что были обнаружены ранее, не найдено.
Кроме того, специалисты изучают видеозаписи аварийной посадки самолета Ту-154 "Авиалиний Дагестана" и образцы топлива с борта воздушного судна. По данным ведомства, проведены осмотры топливозаправщика и территории склада горюче-смазочных материалов аэропорта "Внуково"; также на внуковском авиаремонтном заводе изъята документация, касающаяся ремонта поврежденного самолета. Помимо этого, в данный момент исследуются образцы топлива поврежденного самолета и другого судна, вылетевшего из "Внуково" и заправившегося из того же контейнера. В Сургуте изымаются образцы топлива с борта воздушного судна, которое вылетело из аэропорта "Внуково" и заправлялось из той же емкости, что и воздушное судно, совершившее аварийную посадку", - говорится в сообщении на официальном сайте Следственного комитета РФ.
О пострадавших
Замгендиректора авиакомпании Алексей Джабраилов сообщил, что пассажиры разбившегося судна были застрахованы в "Росгосстрахе"; эта страховая компания взяла на себя обязательства выплатить пострадавшим компенсации. "Мы сейчас провели совещание с представителями страховой компании. Как раз решался вопрос о выплате компенсаций. Мы уже в ближайшее время начнем их выплачивать", - сказал Джабраилов в понедельник "Интерфаксу". При этом он отметил, что со стороны страховщика нет никаких препятствий, страховщики готовы выплатить положенные компенсации в полном объеме.
Материальную помощь пострадавшим в крушении судна жителям Подмосковья распорядился оказать и губернатор области Борис Громов. "Громов распорядился оказать материальную помощь в размере от 50 до 100 тыс. рублей (в зависимости от тяжести полученных повреждений) каждому пострадавшему в авиакатастрофе жителю Подмосковья", - сообщила в понедельник пресс-служба губернатора.
Среди пассажиров авиарейса, пострадавших в результате экстренной посадки самолета, шесть жителей Московской области. Сейчас они находятся на лечении в больницах городов Видное и Домодедово, говорится в сообщении.
В больницах остаются 58 пострадавших в аварии самолета Ту-154 в аэропорту "Домодедово", из них 14 - в тяжелом состоянии, сообщили в Минздравсоцразвития РФ в понедельник. Сайт министерства сообщает, что в состоянии средней тяжести находятся 28 человек, состояние еще 16 оценивается врачами как удовлетворительное. Никто из пострадавших не находится в крайне тяжелом состоянии.
В ведомстве сообщили, что 36 пострадавшим оказана медицинская помощь амбулаторно. По данным Минздравсоцразвития, восемь пострадавших госпитализированы в федеральные государственные медучреждения. Пятеро находятся в тяжелом состоянии. Это НИИ имени Бурденко, клиническая больница номер 83 и ЦИТО имени Приорова.
В лечебно-профилактических учреждениях города Москвы на стационарном лечении находится 39 человек, из них восемь в тяжелом состоянии. В частности, это городские клинические больницы номер 1, номер 7, номер 12, номер 13, номер 36, номер 64, номер 68, НИИ скорой помощи имени Склифосовского, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, детская горбольница номер 13. Выписаны четверо пострадавших.
Сайт Минздравсоцразвития сообщает, что 11 человек, из них один в тяжелом состоянии находятся на лечении в лечебно-профилактических учреждениях Московской области. Десять - в центральной районной больнице города Видное, один - в центральной районной больнице города Домодедово.
Что делать с самолетом
Источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что авиакомпания "Дагестанские авиалинии" должна будет оплатить утилизацию разбившегося самолета из аэропорта "Домодедово". "Представители авиакомпании "Авиалинии Дагестана" должны будут заплатить кругленькую сумму за утилизацию обломков самолета Ту-154М, который следовал по маршруту Внуково-Махачкала и совершил вынужденную жесткую посадку в столичном аэропорту "Домодедово", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах столицы.
По его словам, после того, как закончатся все оперативные мероприятия на месте происшествия и когда Межгосударственный авиационный комитет и следственный комитет дадут добро на утилизацию самолета, можно будет решить вопрос о том, как утилизировать обломки самолета.
"Убрать обломки самолета можно будет не раньше конца этой недели - это точно", - сказал собеседник агентства. При этом он сообщил, что представители авиакомпании наверняка захотят снять с самолета дорогостоящую технику, агрегаты, будут сняты двигатели лайнера. После этого будет решаться вопрос о его утилизации. "Для того чтобы утилизировать самолет, авиакомпания должна будет заплатить деньги либо аэропорту "Домодедово" за его утилизацию, либо найти субподрядчиков для выполнения этих работ", - сказал собеседник агентства.
Он также отметил, что в настоящее время вблизи аэропорта "Домодедово" также находится потерпевший крушение самолет Ту-204 авиакомпании "Авиастар", который совершил жесткую посадку в марте этого года.
Оставить в строю
Несмотря на случившееся, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) не планирует приостановку эксплуатации самолетов Ту-154, сообщил представитель ведомства. Между тем, с начала года в России произошло несколько серьезных происшествий с этими самолетами, помимо субботней аварийной посадки.
Так, 7 сентября 2010 года самолет совершил аварийную посадку в Республике Коми, в поселке Ижма. В результате аварийной посадки пострадавших не было.
10 апреля 2010 года в районе аэродрома Смоленск разбился самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные органами НКВД СССР в 1940 году.
Кроме того, крупнейший в РФ эксплуатант самолетов Ту-154 - авиакомпания "ЮТэйр" - в ближайшее время не планирует выводить эти самолеты из эксплуатации, сообщил заместитель технического директора авиакомпании по качеству Виталий Юккерс. "Мы не планируем выводить из эксплуатации данный тип воздушного судна. Эти самолеты как летали, так и будут летать", - сказал он.
В то же время у авиакомпании существует график постепенного вывода этих самолетов, в соответствии с которым Ту-154 будут выводиться по мере выработки летного ресурса воздушного судна. В настоящий момент авиакомпания эксплуатирует 17 самолетов Ту-154.
Начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании "Якутия" Анатолий Савостин сообщил журналистам, что авиаперевозчик по плану выведет из эксплуатации к 2013 году 4 из 5 самолетов Ту-154, так как они также выработают свой ресурс. Савостин добавил, что авиакомпания эксплуатирует самолеты Ту-154, произведенные в 1994 году.
/Интерфакс/