Психотропный допрос?

Ученый Игорь Сутягин, обвиненный в госизмене и ставший участником "обмена" в деле о российских шпионах в США, утверждает, что в "Лефортово" его допрашивали с применением психотропных веществ

Психотропный допрос?
Фото: Reuters

Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU - Российский ученый Игорь Сутягин, осужденный за шпионаж и депортированный в США, заявляет, что его допрашивали в следственном изоляторе "Лефортово" с применением психотропных веществ. Как утверждает Сутягин в статье, размещенной на сайте "Права человека в России", во время одного из допросов сотрудники спецслужб "накормили его борщом и предложили бокал коньяка". По его словам, в коньяк якобы было добавлено психотропное вещество.

Ученый отмечает, что на эту встречу его неожиданно привели намного раньше - "часов в 7 вечера". "На разделяющем меня и психологического подполковника столе аппетитно дымилась большая тарелка борща. И чуть подальше, на подполковничьей стороне, одинокая рюмка коньяка. Много позже эта скромная трапеза неожиданно получила объяснение специалиста", - отмечается в статье.

Ученый заявил, что после допроса у него появились провалы в памяти, которые он связывает с применением психотропного вещества. "У меня вскоре появились необъяснимые провалы в "короткой" (оперативной) памяти. Легко мог что-то положить, отвернуться - и тут же начать расспрашивать соседа по камере: "Слушай, а ты не видал, я что-то никуда не девал?" Продолжается это и по сей день", - подчеркивает Сутягин.

Он сообщил, что после этого допроса сотрудники спецслужб подготовили фильм, из которого следовало, что ученый причастен к работе с иностранными спецслужбами. "Результатом (допроса) стал довольно странный по содержанию фильм, который, как мне рассказывают, активно крутили по телевидению, уверяя публику в том, что Сутягин - самый настоящий вражеский агент. И то, что я говорю, должно по замыслу доказывать тезис ФСБ о моем государственном изменничестве", - отмечает ученый.

"Интерфакс" не располагает комментариями из правоохранительных органов и ФСИН РФ касательно этой статьи.

Брат Сутягина Дмитрий считает, что применение спецслужбами психотропных препаратов не является единичным случаем. "Я не думаю, что на Игоре ставили эксперимент. Наверное, у спецслужб есть такая практика", - заявил Д.Сутягин "Интерфаксу" в четверг, комментируя рассказ родственника. "Не думаю, что психотропные препараты применяются повсеместно. Однако в отдельных случаях они, безусловно, используются", - полагает Д.Сутягин.

Брат российского ученого подчеркнул, что адвокаты его заявляли о применении препаратов, содержащих психотропные вещества, еще во время следствия, однако доказать данные факты очень сложно, поэтому приобщить эти материалы к делу не удалось.

По его словам, рассказ его брата о произошедшем с ним в СИЗО "Лефортово", "должен стать предупреждением для всех, кто может попасть в аналогичную ситуацию". "Замалчивать подобные вещи нельзя", - подчеркнул Д.Сутягин.

Он утверждает также, что спецслужбы прослушивали все разговоры в семье ученого, в то время как санкция на это была получена некоторое время спустя. "В это не верится, когда это происходит не с тобой. Когда нам предоставили эти записи во время судебного процесса над Игорем, мы поняли, что это реальность", - отметил Д.Сутягин. Он отметил также, что И.Сутягин до сих пор жалуется на очень высокую утомляемость от умственного труда. "Я не могу утверждать, что это на 100 процентов связано с содержанием Игоря в СИЗО, однако до ареста такого не было", - сказал он.

Адвокат Анна Ставицкая сделала по сути аналогичное заявление. "И.Сутягин делает предположение, о том, что с ним происходило в первые дни после задержания. Как ему пояснил человек, с которым он сидел в Калуге, это похоже на то, что ему что-то подсыпали", - сказала Ставицкая "Интерфаксу" в четверг.

Она пояснила, что статья И.Сутягина, размещенная на сайте "Права человека в России" в которой говорится, что его якобы допрашивали с применением психотропных веществ, является выдержкой из книги ученого "Три школы". "И.Сутягин не утверждает что-либо, а рассказывает о том, что с ним произошло, разговаривает с собой и делает те или иные выводы", - отметила адвокат, добавив, что разговаривала с ученым по телефону утром в четверг.

Глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов считает маловероятным, что ученого Игоря Сутягина допрашивали с применением психотропных средств. "В СМИ можно заявить все, что угодно. Если он считает, что его права нарушены, он, безусловно, может предпринять определенные процессуальные шаги для их защиты. Наверняка будут какие-то проверки", - сказал Федотов "Интерфаксу" в четверг. "Если у Сутягина есть желание обратиться в российские государственные органы для выяснения этой ситуации, то я не вижу юридических препятствий для того, чтобы он мог это сделать", - сказал он. Федотов отметил, что лично ему версию об использовании психотропных препаратов при допросе И.Сутягина кажется странной.

Предыстория

Седьмого апреля 2004 г. Мосгорсуд приговорил Сутягина, бывшего руководителя сектора военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН, к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Суд признал его виновным в госизмене в форме шпионажа. Коллегия присяжных единогласно признала Сутягина виновным в том, что он за вознаграждение передавал в 1998-1999 гг. секретные сведения представителям военной разведки США, работавшим под прикрытием английской консалтинговой фирмы "Альтернатив Фьючерс".

Президент РФ Дмитрий Медведев в первой декаде июля подписал указы о помиловании 20 человек, включая Александра Запорожского, Сутягина, Сергея Скрипаля и Геннадия Василенко. Эти четверо стали участниками обмена на десятерых россиян, задержанных властями США как незарегистрированных агентов, работавших в пользу России.

Сутягин и бывший полковник запаса ГРУ Скрипаль оказались в Великобритании после того, как были помилованы президентом РФ и обменены вместе с двумя осужденными за шпионаж на 10 человек, задержанных в США. Девятого июля Сутягин и Скрипаль были доставлены самолетом из Москвы в аэропорт Вены. Оттуда они были вывезены самолетом американской авиакомпании Vision Airlines, который сделал остановку в Великобритании, а затем взял курс на Вашингтон.

Ученый заявил в августе текущего года, что он был бы не против вернуться в Россию несмотря на все, что с ним произошло. Он также опроверг сообщения о том, что он собирается просить политического убежища в Великобритании. "По большому счету, я не собираюсь этого делать. Политическое убежище предполагает, что я убегаю, убегать от своей страны как-то не хочется. Официально мне было сказано, что препятствий для возвращения мне чинить не будут", - заявил он тогда в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Сутягин отметил, что он готов попытаться вернуться на Родину, как "только все станет ясно".

Тогда же Сутягин пояснил, что имеющиеся у него документы позволяют жить и работать в Британии. "У меня российский паспорт, загранпаспорт, виза, которая позволяет мне на шесть месяцев оставаться в Великобритании и работать", - сказал ученый. Пока, по словам Сутягина, он собирается оставаться в Великобритании. "Предложений по работе пока нет. Мне необходимо самому искать. Пока я не очень готов. Сил нет", - сказал он. Ученый пояснил, что власти Британии выдали ему небольшую сумму денег. "Я там не брошен на произвол судьбы, но шиковать не могу. Очень благодарен, что живу сейчас у друзей. Они помогают, освобождают от огромной части тех расходов, которые были бы, если бы я находился там независимо", - добавил он.

Имя Сутягина после обмена вновь оказалось на слуху после "полковничьего обострения" главного российско-американского шпионского сканадала последнего времени, когда появились сообщения, что российские агенты в США были "сданы" бежавшим полковником СВР Щербаковым. Однако адвокат ученого опроверг какие-либо подозрения о возможной связи Щербакова и Сутягина. Защитник утверждает, что имя офицера Службы внешней разведки Щербакова ранее не фигурировало в уголовном деле и в контексте российско-американского шпионского скандала. "Я не сталкивалась с этим человеком, когда разбиралось дело И.Сутягина, общалась с представителями следствия", - заявила "Интерфаксу" адвокат Анна Ставицкая. Она заявила также, что из материалов уголовного дела Сутягина "совершенно не следует, что он шпион". "Если признать его шпионом, то меня надо признать космонавтом", - полагает адвокат. По ее словам, ей неизвестны мотивы обмена подозреваемых в шпионаже россиян на Сутягина. "Мотивы американцев мне неизвестны, однако, по словам американских журналистов, с которыми я тогда общалась, обмен был произведен в гуманитарных целях", - добавила Савицкая.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });