Facebook: скажи мне, сколько у тебя друзей
Пока Марк Цукерберг в прямом эфире рассказывал о новом "почтовом" сервисе, который предложит своим пользователям Facebook, сами пользователи кричали "Добавь меня, добавь меня", забыв ради чего они собрались
Москва. 16 ноября. INTERFAX.RU – В понедельник в Live Stream Facebook представители в настоящий момент уже самой известной и самой популярной соцсети снимали фильм про самих себя: в прямом эфире транслировалась презентация, посвященная новому продукту компании. О том, что именно будет презентовать Facebook, у различных экспертов и аналитиков почти не было сомнений – все ждали заявления о запуске компанией собственной почты, которая, как предполагалась, станет серьезнейшим конкурентом всех ныне действующих почтовых сервисов.
Собственно, особого сюрприза потому и не получилось. Марк Цукерберг, действительно, заявил о том, что Facebook готовится запустить почтовый сервис. Однако – это Цукерберг подчеркнул несколько раз во время своего выступления – это не означает того, что новый сервис станет, например, убийцей Gmail или же привычных почтовых аккаунтов Yahoo. Основатель и глава Facebook подчеркнул, что ставка делается на то, чтобы сделать новый сервис максимально приспособленным к новой коммуникативной реальности. То есть "почта" от Facebook будет интегрированной – она позволит объединить те системы коммуникаций, которые используют интернет-пользователи: собственно e-mail, различные мессенджеры, SMS. В почтовой службе Facebook все они будут объединены единой историей и специальным "social inbox" для фильтрации сообщений.
Каждый пользователь сети Facebook получит и классический e-mail адрес @facebook.com. Однако, как подчеркнул в ходе презентации Эндрю Босворт, глава департамента по разработке программного обеспечения Facebook, служба будет иметь принципиально новый интерфейс. Возможности получения сообщений, отметил Босворт, будут максимально широкими. В частности, пользователи коммуникаторов iPhone смогут пользоваться почтовой службой при помощи специального приложения, обладатели же других мобильных устройств будут получать текстовые сообщения.
Собственно, дальше можно либо вдаваться в детали, либо просто ждать. О том, когда именно "Проект Титан" станет доступен для широкой публики, пока неизвестно. Однако западные аналитики уже нашли зоны уязвимости, которые позволяют опровергнуть один из ключевых тезисов Цукерберга о том, что новый сервис "isn‘t a Gmail killer".
Реклама. Вот что важно
В публикации The Wall Street Journal совершенно справедливо выделили главные болевые точки взаимоотношения Facebook и поисково-почтовых систем, в первую очередь, Google. В частности, они указали, что пользователи Сети в последнее время, согласно исследование comScore Inc., проводят примерно равное время, пользуясь сервисами обеих компаний, что неотвратимо ведет к острой конкуренции в сфере борьбы за самих пользователей, их данные и использование их для таргетирования контекстной рекламы, рынок которой только в США оценивается в $26 миллиардов. Специалисты акцентируют внимание на том, что таргетирование пользователей социальной сети может быть значительно более продуктивным, чем аналогичный процесс в отношении пользователей веб-поиска. Указывают авторы статьи и на достаточно сложные отношения Facebook и Google, касающиеся борьбы за кадры.
Аналитики Altimeter Group, к которым обратились за комментарием обозреватели Financial Times, подчеркнули, что еще один неизбежный конкурентный аспект – это то, что Facebook с появлением подобного сервиса перерастает сам себя, превращаясь из классической соцсети в портал одного уровня с Google, Yahoo, Microsoft, AOL.
Российские блогеры, занимающиеся своего рода футуристическим веб-прогнозированием, уже неоднократно высказывали мысль, что рано или поздно Facebook станет сам по себе поисковой системой, которая может потеснить традиционные сервисы подобного типа. В свое время о кнопке Like и ее значении для поисковых механизмов у нас не написал разве что ленивый.
Facebook email. Worse kept secret ever!
Таким образом, масштабное событие пережито, остается только ждать. Правда, рядовые пользователи Facebook во время презентации мало задумывались о том, что сейчас речь идет о возможном переделе рекламного рынка и прочих вышеописанных аспектах. В Live Stream канале текстовое обсуждение нового сервиса выродилось в бесконечный шум, который имманентен практически всем соцсетям и микроблоговым сервисам.
Комментарии по сути заявлений руководства Facebook тонули в бесконечном шуме: "Add me, add me, add me!" Каждый пытался создать свой момент славы. Ведь количество в соцсетях и микроблогах для многих – если не большинства – уже давно важнее, чем качество. "Девочки, я крут, вы все можете сейчас со мной познакомиться", - писал один из пользователей на фоне говорящего Босворта. Другие расписывались в своей аддиктивности. "Если я не онлайн в Facebook, это значит, что я сплю или мертв!" – писал один пользователь. "Я очень забавный, мне 15, я из Турции, добавьте меня", - шло следом. В комментариях начались издевки в адрес организаторов мероприятия: "Ваше глупое онлайн-заявление никого здесь не интересует". "Почта от Facebook, самый большой секрет в истории", - иронизировали в комментариях.
В сотнях комментариев вычленить разумное зерно было более чем сложно. Но, действительно, среди комментировавших были и реально заинтересованные пользователи: "Пожалуйста, пришлите мне приглашение на тестирование сервиса", - писал один из пользователей. Активно начало функционировать сообщество под лозунгом "Дайте нам инвайт". Пользователи, слушая замечания Цукерберга о том, что это не будет классическая почта, отмечали: "Так это не почта? То есть это имплант от Facebook?" Или же: "Facebook хочет превратиться в MySpace со всеми этими ненужными примочками".
Другие, памятуя множественные скандалы, связанные с передачей личных данных, указывали на то, что Facebook превращается в "Болшого брата": "Большой брат будет еще усерднее следить за тобой" или же "Я не буду пользоваться этим почтовым сервисом, потому что Facebook не уважает тайну личных данных". Нареканий, связанных с провалами по защищенности персональной информации, в комментариях к трансляции было, пожалуй, больше всего. Хотя пользователям соцсети вряд ли уже пристало жаловаться на подобные мелочи.
Наконец, некоторые просто писали – "Зачем мне новая почта? У меня уже многие годы есть e-mail адрес. Мне достаточно".
/Интерфакс/