Адамчук против милиции
Представители правоохранительных органов утверждают, что журналист Анатолий Адамчук сам организовал покушение на себя, заплатив тысячу рублей. Журналист данную версию комментировать отказывается
Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU – Дело о нападении на журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина попало в лидеры новостных списков сразу же, как о нем стало известно в субботу 6 ноября. Таким образом, уже на в воскресенье никаких сомнений в том, что расследование преступления, связанного с профессиональной деятельностью Кашина, будет в ближайшие дни самым обсуждаемым делом, особенно после того, как об этом высказался в своем твиттере президент Дмитрий Медведев. Пока запал общественности не пропал, неизвестные, якобы, совершили избиение другого журналиста, Анатолий Адамчука, автора заметок в "Жуковских вестях" города Жуковского. Адамчук утверждает, что поплатился за правду.
Той же ночью на понедельник, 8 ноября, правоохранительные органы сообщили, что пострадавший Адамчук был крайне нетрезв: в его организме обнаружили 1,63 промилле алкоголя, что означает состояние тяжелого опьянения. Следствие установило, что Адамчуку нанесли два удара в голову, не слишком сильных, но вполне достаточных для того, чтобы он лишился чувств. По версии следствия, предположительная причина нападения – грабеж, и по факту нападения возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж, совершенный группой лиц). Сам же Адамчук, очнувшись с "опухшим лицом" (таким его застала главный редактор "Жуковских вестей" Наталья Знаменская), заявил, что причиной нападения была его профессиональная деятельность.
Оказывается, за два дня до того Адамчук организовал подростков в возрасте от 12 до 14 лет на митинг против вырубки Цаговского леса в Жуковском, но, стоило детям выйти на площадь, их тут же забрали милиционеры – отчего местные "оппозиционеры", по сведениям очевидцев, тут же заплакали. Знаменская в интервью корреспонденту "Интерфакса" отметила, что после инцидента с детьми Адамчук звонил заместителю мэра Жуковского по безопасности Ивану Смирнову и просил дать комментарий по поводу задержания детей и их привода в милицию. "Смирнов врал в трубку и говорил, что никакого захвата не было, никто никуда детей не возил, а их на месте "воссоединили с родителями". Я не понимаю, что означает эта формулировка", - сказала Знаменская. По ее словам, Адамчук расшифровал запись разговора с Смирновым для последующей публикации в газете, так как сам аудиофайл не может быть выложен на сайт издания, потому что Смирнов не был предупрежден о том, что разговор записывается.
По случайности или в связи с злонамерениями преступников, после избиения у Адамчука пропала флэш-карта, на которой был расшифрован разговор с чиновником, но сама запись на диктофоне осталась – как подчеркнула главред "Жуковсих вестей", запись находится в редакции. Вместе с тем, добавила она, Адамчук мог и потерять носитель с текстом. "У него было немного денег и мобильный телефон, но ничего этого не взяли. Пропала флэшка, но сам Анатолий не исключает, что мог ее потерять. Ее искали на месте происшествия, но пока не нашли", - сказала Знаменская.
Комментируя информацию ГУВД региона о том, что в момент нападения Адамчук был нетрезв, главред "Жуковских вестей" сказала, что в тот день журналист отмечал день рождения матери, а около 22:00 отправился в редакцию, чтобы поработать. "Адамчук не алкоголик, он мог выпить, но в рабочее время никогда не пил - я за этим всегда строго слежу. В тот день Адамчука не было днем на работе, он пришел вечером - некоторые наши журналисты работают в редакции и по ночам, у них есть свои ключи. Но даже если он был пьян, это не означает, что человека можно избивать", - сказала Знаменская.
Однако и она утверждает, что в ее адрес звучали "предупреждения" от представителей властей Жуковского. "Если бы не было ситуации с лесом, если бы меня не предупреждали близкие к городской администрации люди о том, что заниматься этой темой нельзя, можно было бы списать на бытовые причины. После ситуации с детьми мне также был звонок с предупреждением", - сообщила Знаменская.
В то же время она не исключает, что это нападение на Адамчука могло случайно совпасть с ситуацией вокруг Цаговского леса. "Я не знаю, что произошло, это может быть совпадением. Но мы достоверно знаем, что администрация не хочет проведения уже разрешенного митинга 14 ноября, мы знаем, что в город стянута милиция из других регионов, потому что сотрудники, задерживавшие детей 2 дня назад, отказывались представляться и говорили о том, что не будут называть свои фамилии, потому что они "не местные"", - сказала Знаменская. "Я четко уверена в том, что инцидент с детьми - это акция запугивания", - добавила она.
Уверенными в том, что дело Адамчука можно поставить рядом с делом Кашина были только зарубежные ораторы. В поддержку обоих последовательно высказывались Европейская комиссия в лице официального представителя в Брюсселе Майи Косьянич, американская организация Freedom House, международная правозащитная организация Amnesty International и даже посол США в РФ Джон Байерли. Все они в той или иной степени ратовали за усиление охраны представителей СМИ, а так же вспоминали, как плохо расследуются в РФ подобные преступления, имея в виду, в частности, нераскрытое дело Анны Политковской.
И если с Олегом Кашиным разбойные действия сторонних лиц налицо, то с Адамчуком все оказалось не столь честным и определенным. Сначала журналист Адамчук заявил в СМИ, что к нему в палату заявились представители правоохранительных органов, перебудив пациентов больницы после отбоя, и вместе с камерами принялись его допрашивать. На все попытки выдворить их из палаты, позвать медсестру и врача, "нарушители покоя" не реагировали, хоть вскоре и покинули место пребывания Адамчука. После защитник Цаговского леса утверждал, что ему пытались внушить, будто бы он сам инсценировал собственное нападение, отчего Адамчук сделал вывод, что его пытаются сбить с пути истинного и отказаться от своего профессионального призвания.
Позднее сотрудниками милиции "по горячим следам" были установлены и задержаны лица, подозреваемые в совершении данного преступления. Как сообщили задержанные, инициатором и режиссером нападения является сам заявитель. В ГУВД уточнили, что задержанные - два жителя подмосковного Жуковского, 1992 и 1991 г.р., "которые дали признательные показания".
Из слов задержанных было понятно, что Адамчук, помимо работы в газете, руководит театральным кружком "Блесна". Именно он, как подчеркнули в управлении информации ГУВД Подмосковья, попросил своего 19-летнего ученика (второкурсника ПТУ) помочь инсценировать нападение. По просьбе своего творческого руководителя молодой человек обратился за содействием к 18-летнему знакомому, который занимался кик-боксингом и нуждался в деньгах. За плату в одну тысячу рублей, полученных от Адамчука, он нанес, как они и договаривались, два несильных удара в область губ и глаза. В связи с полученными данными, в ГУВД заключили, что расследование уголовного дела будет продолжено с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Сам Адамчук теперь категорически отрицает версию следствия о том, что он заказал инсценировку нападения на себя. "Этого не было. Я не даю комментарии на всякие мерзкие заявления", - заявил Адамчук "Интерфаксу" по телефону. На вопрос, как он будет реагировать, если следствие возбудит дело о ложном доносе, Адамчук ответил: "Пусть попробуют, я тогда скажу, что буду делать". Вечером среды стало известно, что он направил жалобу в прокуратуру.
В случае, если окажется, что Адамчук "напал сам на себя", инсценировав то, о чем трубят все СМИ – и за что в действительности пострадал его коллега Олег Кашин – ему грозит до шести лет заключения.
Обозреватель Серафима Скибюк
/Интерфакс/