Триумфальное несогласие

Людмила Алексеева и Эдуард Лимонов, спор между которыми стал причиной раскола оппозиционных сил на Триумфальной, каждый со своей стороны заявляют, что готовы помириться. Но на определенных условиях

Триумфальное несогласие
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU – Триумфальная площадь как место проведения митингов вновь оказывается под прицелом общественного мнения. Однако теперь, когда впервые дано разрешение на проведение митинга, власти и правоохранительные органы рассматривают проблему с другого ракурса. В то время, как участники акций в поддержку 31-й статьи Конституции впервые вступают в спор не с властями, а друг с другом.

После длительных, длиной в полтора года, разборок с московскими органами правопорядка и политических запретов на проведение оппозиционного митинга на Триумфальной площади, 31 октября 2010 года протестующие, наконец, получили разрешение на проведение митинга именно на этой территории. Но радость была недолгой: во-первых, это произвело раскол внутри оппозиции, а во-вторых, спровоцировало служителей правопорядка на высказывания контраргументов. В среду глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев заявил, что Триумфальная площадь "не очень удачное" место для проведения массовых акций. По его мнению, постоянный поток автомобилей и близкое расположение дорожной части, прилегающей к площади, создают дополнительные трудности для работы милиции во время акций. "Здесь постоянный поток машин и без того загруженный московским автотранспортом, и нам приходилось обращать повышенное внимание на это обстоятельство", - подчеркнул Колокольцев.

Между тем, он заявил, что вполне удовлетворен работой сотрудников милиции, которые обеспечивали безопасность и общественный порядок во время проведения акции оппозиции 31 октября на Триумфальной. Таким образом, из его слов можно сделать вывод, что условия, в которых проводилась акция, ничуть не помешали работе милиции и движению по улице. "Главная оценка должна делаться со стороны общества и населения. С точки зрения большинства отзывов и комментариев в Интернете, я считаю, что милиция сработала достаточно профессионально, не было особых нареканий в адрес сотрудников милиции, не было пострадавших", - сказал глава столичного ГУВД. Колокольников заявил, что, если есть согласование и разрешение городской власти на проведение такого мероприятия, ГУВД старается его обеспечить с наименьшими потерями, прежде всего для жителей города, а потом уже принимает во внимание желание и стремление тех граждан, которые придерживаются оппозиционных взглядов.

Взгляд оппозиции на этот вопрос, как и в остальных случаях, традиционно противоположный. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева в среду же призналась "Интерфаксу", что не согласна с мнением Колокольцева. "Это точка зрения милиции, но помимо точки зрения милиции есть мнение москвичей, граждан. И это надо учитывать", - сказала Алексеева. И пояснила, что Триумфальная площадь - историческое место с точки зрения публичных акций, в начале 1960-х годов здесь стала собираться молодежь и читать стихи. Алексеева не отрицает существование неудобств, о которых говорит Колокольцев, но считает, что они могут быть ликвидированы, если убрать забор, которым сейчас огородили Триумфальную площадь. "За памятником Маяковскому достаточно места, там не ездят машины. Единственное препятствие - забор. Он стоит и мешает всем, в том числе милиции для обеспечения безопасности массовых акций", - сказала Алексеева.

Однако теперь под вопросом и сама возможность выступления оппозиции в митинге 31 числа – во всяком случае, в полном составе. Прежде лидерами "триумфальных" и запрещаемых акций были Константин Косякин, Эдуард Лимонов и Людмила Алексеева. Перед митингом 31 октября московские власти, возглавляемые новым мэром Сергеем Собяниным, разрешили оппозиционерам провести акцию на Триумфальной площади, но с условием, что на митинг явятся не более 800 человек. Эдуард Лимонов отказался идти на уступки, а вот Людмила Алексеева от имени коалиции "Стратегия 31" приняла предложение властей. В ответ на действия Алексеевой высказался Лимонов: по его мнению, Алексеева не имела право говорить от лица всей организации, и вообще, право на "Стратегию 31" принадлежит именно ему – "брэнд", по словам Лимонова, создавался "под него". В результате чего впервые митинг был проведен на Триумфальной площади, причем "Другой России" среди митингующих не было.

Теперь Алексеева и вовсе отрицает факт конфликта с Лимоновым, что не проясняет ситуации с будущим митингом. "Я с Лимоновым не ссорилась, я с ним и мириться не буду. Это он со мной поссорился. Пусть он ищет шансы мириться, если захочет. А я еще подумаю, мириться или нет", - сказала правозащитница "Интерфаксу". И прибавила, что то, что Лимонов себе позволил в ее отношении в публичных высказываниях, не располагает ее к желанию Лимонова видеть. При этом Алексеева заявила, что рассчитывает остаться организатором митинга на Триумфальной площади Москвы в защиту 31-ой статьи Конституции, и готова подать заявку в мэрию Москвы на акцию 31 декабря вместе с Лимоновым. "Если Лимонов сообразит, что нужно это безобразие прекращать, я уберу свое самолюбие, что поделаешь. Дело важнее", - сообщила она.

Сам писатель и оппозиционный политик Эдуард Лимонов хочет, чтобы митинг на Триумфальной площади 31 декабря прошел без излишнего числа милиционеров, а также без ограничения столичными властями числа участников. Он отметил, что, если эти условия будут гарантированы, он готов видеть среди заявителей в том числе и председателя Московской Хельсинской группы Людмилу Алексееву.

Обозреватель Серафима Скибюк

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });