Защита Бычкова

Дело директора наркотического центра Егора Бычкова вызвало небывалый общественный резонанс. О том, справедливо ли решение суда, спорят политики, общество и духовенство

Защита Бычкова
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 22 октября. INTERFAX.RU - Реабилитационный центр осужденного Бычкова (президент нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" Егор Бычков, осужденный на 3,5 года за похищение людей - ИФ) являлся коммерческой организацией, не имеющей ни медсвидетельства, ни какой-либо определенной программы терапии. Прокурор Свердловской области Юрий Пономарев рассказал в интервью, опубликованном на сайте областной прокуратуры, что среди сотрудников реабилитационного центра Бычкова не было ни одного медицинского работника и психолога. По словам прокурора, поступавшие "пациенты" 28 дней проходили так называемый карантин в отдельном помещении, где их ограничивали в передвижении, приковывали наручниками к кровати. При этом из еды наркоманам полагался только хлеб, больные находились в неотремонтированном помещении и на грязных постелях. Исходя из этих фактов, Пономарев заключил, что не верит в терапию "Города без наркотиков".

СПРАВКА:

12 октября 2010 года Дзержинский районный суд Нижнего Тагила признал президента нижнетагильского отделения фонда Егора Бычкова и двоих сотрудников виновными по ст.126 (похищение человека) и ст.127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Бычков приговорен к 3,5 года колонии строгого режима, еще один сотрудник фонда - к 4 годам строгого режима, третий, который на момент совершения преступления был несовершеннолетним, получил 1,5 года условно, при том что изначально прокуратура просила для Бычкова 12 лет лишения свободы. Потерпевшими по делу являются наркоманы, проходившие реабилитацию в "Городе без наркотиков": по мнению следствия, их похищали, чтобы удерживать в реабилитационном центре. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре взять на контроль дело главы нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" Бычкова.

Между тем, мнения по поводу виновности осужденного разделились на два полюса: как всегда, есть те, кто поддерживает, и те, кто не согласен с решением суда.

Принуждение подлежит наказанию

Так, полпред президента РФ в УрФО Николай Винниченко считает, что Бычкову вынесен максимально мягкий приговор. "Его вина установлена судом, подтверждена в ходе судебного заседания, приговор вынесен максимально мягкий, дело будет рассматриваться в кассационном порядке, я надеюсь, что суд примет справедливое решение", - сказал Винниченко в среду на пресс-конференции в екатеринбургском пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал". Полпред подчеркнул, что его личное отношение "совпадает с официальной позицией судебных органов".

"Насколько мне известно, там ситуация заключалась не только в ограничении свободы, но и в причинении телесных повреждений тем лицам, которых задерживали. Это квалифицируется Уголовным кодексом, как преступление, этим фактам дана оценка", - отметил Винниченко. "Мне бы не хотелось, чтобы эта ситуация использовалась некими политиканствующими группировками в качестве площадки для раскручивания собственных персон, к сожалению, у нас наблюдаются такие тенденции", - добавил полпред.

В свою очередь председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников также считает, что суд учел все обстоятельства дела. "Похищение людей и лишение свободы - это достаточно тяжкие статьи, сроки достаточно большие, предусмотрено до 15 лет лишения свободы. Суд, когда рассматривает материалы дела, должен рассматривать всю ситуацию, связанную с личностью преступника, потерпевшего. Я так понимаю, что достаточно учли все обстоятельства и снизили срок", - заявил Крашенинников.Он отметил, что вся эта история показала неэффективность работы служб, которые борются с распространением наркотиков. "У нас есть правоохранительные органы, есть к ним претензии, но другого человечество не придумало. Не думаю, что нужно менять Уголовный кодекс, но антинаркотическое законодательство нужно совершенствовать", - подчеркнул Крашенинников.

В самом фонде считают, что Бычков стал "жертвой наркотического лобби Нижнего Тагила". "Сомнительное решение суда. Я считаю, что с Егором сводят счеты. Если что-то с ним случится в камере или еще где-то, а это возможно, я считаю, это происки правоохранительной системы и наркотическое лобби", - заявил соучредитель фонда "Город без наркотиков" Андрей Кабанов. Он отметил, что за годы существования реабилитационного центра фонда "Город без наркотиков" добровольно пришли на лечение только 8 наркоманов, остальных "сдавали" родители. "Наркоман не больной, он одержимый, сам по себе он не пойдет на лечение, поэтому мы начали работать по заявлению родителей. Мы берем наркомана, везем в замкнутое пространство, где держим в течение месяца, применяем фиксацию, чтобы он не сделал себе и окружающим больно", - объяснил коллега Бычкова.

Эти домыслы опроверг Юрий Пономарев, который заявил, что основанием для возбуждения уголовного дела послужили результаты прокурорской проверки по коллективному обращению жителей поселка Северный, которые сообщили, что в здании бывшего детского сада функционирует незаконный наркологический диспансер. Он также напомнил, что личность самого Бычкова вызывает немало вопросов, поскольку несколько лет назад он был осужден за совершение мошеннических действий.

В борьбе с ломкой все средства хороши

Общественность же пошла на баррикады, причем это тот редкий случай, когда духовенство и народ объединились, чтобы отстоять свою общую - ! - точку зрения. В поддержку Бычкова выступила екатеринбургская епархия, которая приглашает горожан в пятницу принять участие в общегородском молебне об осужденном. "Будем молиться об умягчении злых сердец. Приглашаем тех, кто не согласен с приговором, тех, кто не согласен с разгромом фонда в Нижнем Тагиле", - отметил член комиссии по помилованию при губернаторе Свердловской области протоиерей Фома Абель. Он рассказал, что на общем собрании духовенства 12 октября было высказано "единодушное мнение о том, что этот приговор несправедливый. В свою очередь благочинный Горнозаводского церковного округа Екатеринбургской епархии отец Геннадий (Ведерников), который работал вместе с Бычковым, сообщил, что в адрес президента нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" поступали угрозы. "Ко мне обращались люди, которые говорили: "Не помогай Егору. Он насолил нам и ментам, мы его все равно посадим", - рассказал отец Геннадий.

В то же время руководитель пресс-службы екатеринбургской епархии Борис Косинский сообщил "Интерфаксу", что люди, прошедшие реабилитацию в нижнетагильском отделении фонда и бросившие употреблять наркотики, не имеют претензий к фонду. Те же, кто не бросил, к применяемым в отношении них методам относится отрицательно.

"Между родителями и фондом были заключены договоры. Родители брали на себя часть ответственности. Почему не рассматривалась ответственность родителей в совокупности с ответственностью человека, привозившего наркоманов в центр? Ответственность несет и исполнитель, и заказчик", - подчеркнул Косинский. Он отметил, что областная епархия выступает за пересмотр дела: "Мы не даем оценку судебному решению, но считаем, что не все обстоятельства дела были учтены. Дело заслуживает непредвзятого рассмотрения".

Ранее пересмотреть приговор борцу с наркоманией призывали также правозащитники. "Методы, которые Бычков использует для лечения наркоманов - недопустимые. Надо ли ему давать реальный срок? Я думаю, что нет", - сказал "Интерфаксу" во вторник лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. "Бычков, по всей вероятности, видит свое призвание в борьбе с наркотиками и помощи наркозависимым. Надо с ним работать, зачем же его сажать? Надо его обучить правильным методикам, чтобы он выработал механизмы, которые не будут нарушать права граждан", - считает правозащитник. "В случае с Бычковым видно, как работает наша репрессивная система", - заявил он.

Кроме того, в поддержку Бычкова также запланированы митинги в Москве (23 октября), Екатеринбурге (24 октября) и Каменске-Уральском (22 октября). Сотрудник фонда Евгений Маленкин ранее сообщил "Интерфаксу", что инициатива проведения акций в поддержку Бычкова исходит от местной общественности. "Мы не организуем митинги, но нам звонят из разных городов - от Калининграда до Владивостока - люди готовы приехать. Многие рассказывают о чудовищной наркоторговле в их городах, и хотят открывать у себя филиалы нашего фонда", - отметил Маленкин. Кстати говоря, 22 октября в Москве активисты молодежного движения "Россия молодая" провели акцию поддержки Бычкова.

В то же время член Общественной палаты РФ и политсовета "Молодой гвардии Единой России" Андрей Татаринов предлагает провести слушания по поводу сложившейся ситуации. Результаты слушаний будут переданы президенту. Согласно поступившему в "Интерфакс" сообщению, Татаринов предложил пригласить на общественные слушания директора ФСКН Виктора Иванова, а также другие заинтересованные стороны, в том числе правозащитников и известных специалистов по уголовному праву. "Я считаю, что позволить Егору Бычкову сидеть в тюрьме - значит подписаться под тем, что у нас в стране нет гражданского общества, что мы не хотим видеть явных проблем в нашей стране. А наркомания, безусловно, является одной из них", - считает Татаринов.

Проблема-феномен

Рассудить спор между двумя сторонами попытался директор Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов. "Мы не будем обсуждать судебное решение, тем более, что решение суда - это закон. Но это дело позволяет прецедентно взглянуть на проблему. Феномен Бычкова - это произвольная или непроизвольная реакция на проблему наркомании", - сказал он на пресс-конференции в "Интерфаксе".

От себя Иванов отметил, что не может не сочувствовать Бычкову, поскольку, на его взгляд, "он был движим не жаждой обогащения и не жаждой истязать людей, а все-таки цели его были благородные, а какие уж он методы применял, соответствовали ли они законодательству или нет - это уже дело суда". Глава ведомства подчеркнул, что официальных методик, напрямую соответствующих тем действиям, которые проводил в Нижнем Тагиле Бычков, нет, однако существует реальная необходимость принуждения к лечению наркоманов, которые не способны себя контролировать.

"Методика Бычкова, как я понимаю, официально нигде не зарегистрирована, не зафиксирована. Но, например, в Соединенных Штатах Америки выработаны правовые методы принуждения наркоманов к лечению. Они, конечно, носят более гуманный характер, но, тем не менее, элементы принуждения имеются", - сказал Иванов. По мнению главы ведомства, меры принуждения мотивированы тем, что многие наркоманы находятся в состоянии, в котором не способны себя контролировать. "Наркоман, находясь в состоянии абстинентной ломки, подчас не может себя контролировать. Он находится в стадии так называемого поиска. И, находясь в состоянии этого поиска, он готов совершать в том числе и преступления", - сказал он.

В связи с этим, по мнению Иванова, в настоящее время есть реальная необходимость в разработке законодательных актов, которые "делают жизнь наркоману некомфортной, и у него постоянно возникают проблемы, так как он нарушает закон". В частности, по его словам, на данный момент появление наркомана в обществе пресекается как административное нарушение. "Если его (наркомана - ИФ) фиксируют органы правопорядка, то могут оштрафовать. Вот и все. Но это не влечет за собой соответствующего процесса лечения, а в Соединенных Штатах Америки это влечет обязательный процесс лечения", - сказал Иванов. Кроме того, он обратил внимание на то, что четыре государственных реабилитационных центра, которые действуют сейчас в России, - это крайне мало.

Обозреватель Наталия Зайцева

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });