Неэтичная премия?
Представители католической и православной церквей солидарно осудили вручение Нобелевской премии человеку, который разработал технологию экстракорпорального оплодотворения
Москва. 5 октября. INTERFAX.RU – В понедельник жюри комитета премии Альфреда Нобеля определило имя лауреата в области медицины и физиологии: им стал 85-летний ученый из Великобритании Роберт Эдвардс. Премия присуждена за то, что 40 лет назад Эдвардс подарил людям возможность иметь детей, даже когда это почти невозможно - он разработал технологию экстракорпорального оплодотворения.
Реакция последовала незамедлительно. Христианская церковь - католическая и православная ветви - высказалась против присуждения этой премии. Как сообщает британская телерадиокорпорация BBC, с критикой выступил глава Папской академии в защиту жизни Игнасио Карраско де Паула. Он назвал присуждение Нобелевской премии Эдвардсу "совершенно неуместным". Карраско де Паула заявил, что Нобелевский комитет не принял во внимание этические аспекты изобретения. По его мнению, технология ЭКО привела к возникновению целого "рынка эмбрионов" по всему миру. "В лучшем случае их пересаживают в матку, но в большинстве случаев их просто выбрасывают, это проблема, ответственность за которую несет Нобелевский лауреат", - считает Карраско де Паула. В заявлении он подчеркнул, что в данном случае выражает свое личное мнение, а не мнение Ватикана.
В Московском патриархате солидарны в позиции с Ватиканом. Представители православной церкви считают нравственно недопустимыми методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). "Церковь считает морально неприемлемыми все те методы ЭКО, которые связаны с заготовлением и последующим уничтожением так называемых "избыточных" эмбрионов", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" во вторник замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
В свое время он участвовал в разработке "Основ социальной концепции" Московского патриархата - документе, наиболее полно излагающем позицию Церкви, в том числе и по вопросам ЭКО. Позиция Церкви основана на том, что "эмбрион - это будущий человек, а не просто скопление клеток или часть организма матери", а Церковь "защищает достоинство человеческой жизни от момента ее зачатия до естественной кончины человека", сказал Николай Балашов. Кроме того, он напомнил, что методы ЭКО нередко бывают связаны с использованием так называемого донорского генетического материала, что "создает нравственные проблемы у человека, рождающегося в результате такой процедуры". "Теоретически у него могут быть два отца: "биологический" и воспитавший его, две матери: "биологическая" и та, которая вынашивала его во время беременности", - пояснил отец Николай. По мнению священника, как и в случаях так называемого "суррогатного материнства", применение подобных методик может "поставить под вопрос идентичность человека, его самопонимание".
"Исходя из этих соображений, Русская православная церковь не может считать оправданным использование технологий, ставящих под сомнение уникальность человеческой личности и восприятие человеческой жизни как дара Божия", - подчеркнул отец Николай. Бездетным парам, страдающим от невозможности произвести на свет потомство, священник напомнил, что "бездетность в некоторых случаях тоже является особенным призванием от Бога", а "в детских учреждениях России в очереди на усыновление стоит уже множество ребятишек, которые были бы счастливы обрести заботливую семью".
Интересно, что в официальном документе Русской православной церкви "Основы социальной концепции" подробно рассматривается вопрос искусственного оплодотворения: судя по тексту, Церковь не категорически против ЭКО. Согласно разделу XII документа, текст которого размещен на официальном сайте Патриархии, "к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений".
Вместе с тем, другие варианты ЭКО, при которых используются донорские клетки биологических родителей или прибегание к помощи суррогатной матери, русской церковью категорически осуждаются. "Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо "социальных", еще и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо…"
Представители других религиозных конфессий не высказывали своего мнения относительно присуждения этой премии. Представители нобелевского комитета никак не прокомментировали заявления христианской церкви.
/Интерфакс/