Россия, дай миллиард
Иран может потребовать от России $1 млрд за отказ по контракту на поставку ракетных систем С-300, считают в Госдуме. Но соблюдение политических норм дороже денег
Москва. 28 сентября. INTERFAX.RU - Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в октябре намерен побывать на ливанско-израильской границе, чтобы демонстративно бросить камень в сторону еврейского государства, в котором он видит источник множества глобальных и региональных бед. России подобные символические жесты ненависти со стороны Тегерана пока не угрожают, а вот перспектива штрафных санкций за срыв контракта на поставку в Иран ЗРК С-300 высокопоставленным политикам в Москве представляется реальной.
Иран может претендовать на солидную компенсацию за отказ России поставлять комплексы С-300, считает председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.
"Иран вправе требовать некоторой компенсации за невыполнение контракта. При нынешних условиях Россия понесет потери в размере до миллиарда долларов ", - сказал Косачев в интервью телеканалу Russia Today.
Ранее мнение о большой вероятности финансовых претензий к Москве со стороны Тегерана заявили эксперты. "Если в контракте прописаны штрафные санкции в случае его невыполнения, а они наверняка прописаны, то Иран имеет полное право их предъявить. И, скорее всего, он воспользуется такой возможностью, поскольку затягивание с выполнением контракта началось задолго до принятия известной резолюции Совета безопасности ООН", - считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев.
По словам Алиева, в мировой практике ВТС факты выплат штрафов не афишируются. Тем не менее, в последние годы известным стал как минимум один случай, когда заказчик смог добиться штрафных выплат за непоставленную военную продукцию - это когда Израиль под давлением США отказался поставлять Китаю самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Израиль был вынужден заплатить штраф - 25% от суммы контракта в $1 млрд 200 млн, то есть $300 млн, отметил эксперт.
"Есть ряд негативных факторов для России. Во-первых, эта ситуация может сказаться на репутации России как поставщика вооружения. Второй момент - возможные материальные потери исполнителя контракта от российской стороны - концерна ПВО "Алмаз-Антей". Ведь наверняка иранский контракт по С-300 был включен в бизнес-планы предприятия. Как и в какой мере компании будут компенсированы понесенные затраты - неизвестно", – полагает Алиев.
По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, перспективы военно-технического сотрудничества (ВТС) Москвы и Тегерана после указа президента России о запрете поставки зенитных ракетных систем С-300 Ирану зависят в первую очередь от руководства этой страны.
"Если руководство Ирана адекватно воспримет эти действия России, продиктованные санкциями ООН, то оно эту пилюлю проглотит, понимая всю сложность ситуации. В противном случае они будут обижаться, строить нам козни, но в результате в ответ Россия будет только еще более сближаться с Западом на антииранской платформе и давить на Иран", - сказал Пухов "Интерфаксу ".
"Да, отказ от поставок С-300 - это очень плохо для российско-иранских отношений, для нашей репутации, но надо идти дальше", - считает эксперт. Вместе с тем, по его мнению, очевидно, что, отказавшись от поставок С-300 Ирану и нанеся чувствительный удар по своей репутации на Ближнем
Востоке, России вряд ли стоит рассчитывать на особые преференции Запада.
"Это, безусловно, создает предпосылки для сотрудничества с Западом, но мы прекрасно понимаем, что манна небесная на нас не прольется. Сейчас, в отличие от событий начала 90-х годов, иллюзий никто уже не испытывает. Тогда предпосылок для сотрудничества с Западом было в разы больше, чем сейчас. Однако Россия ничего, за исключением красивых обещаний, не получила", - отметил Пухов.
Косачев полагает, что политические потери, которые Россия понесла бы в случае выполнения контракта, были бы крупнее. "Никакие финансовые потери России не должны быть для нее важнее тех политических потерь, которые она понесет, если нарушит режим распространения, - подчеркнул Косачев. - Соблюдение этого режима намного важнее денег". В то же время, по словам депутата, отказ от поставок С-300 не приведет к полному прекращению ВТС России и Ирана. "Мы не теряли иранский рынок - у нас лишь возникли проблемы с одним единственным контрактом", - уверен он.
Взаимодействовать с нынешним руководством Ирана довольно сложно, считает Косачев. "Иран при его нынешнем руководстве не является для России удобным и безопасным партнером", - заявил он. Депутат напомнил, что РФ пытается убедить Иран вести себя иначе, сохраняя его мирную ядерную программу без конфронтации с мировым сообществом, но почти не видит поддержки со стороны Тегерана.
"К сожалению, те вопросы, которые мы задаем Ирану от имени МАГАТЭ и Совбеза ООН, остаются без надлежащих ответов, - отметил он. - Именно поэтому мы взволнованы".
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров высказал сомнение, что Иран может предъявить России какие-либо претензии. "Я об этом ничего не слышал, я только знаю, что эти поставки подпадают под запрет, который ввел СБ ООН, в этом случае в силу вступает форс-мажор", - сказал министр.
Решение России поддерживать США в споре с Тегераном нанесет вред долгосрочным интересам Москвы, заявил официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст на брифинге в Тегеране во вторник. "Долгосрочные интересы России не осуществятся за счет участия в спонсируемых США играх против Ирана", - цитирует дипломата иранский телеканал "Пресс-ТВ". Телеканал отмечает, что таким образом представитель МИД Ирана прокомментировал решение Москвы отказаться от поставки в Исламскую республику ракетных комплексов С-300.
Президент России Дмитрий Медведев 22 сентября подписал указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года", запрещающий поставки зенитных ракетных систем С-300 Ирану.
/Интерфакс/