На что напоролись в ТЭФИ
Малоподвижное с точки зрения инноваций и интересных событий телевидение производит скандальные события. На премии ТЭФИ в этом году таких случилось целых два
Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU – Практически поверженная Интернетом, застойное время телевизионная культура переживает тяжело. При отсутствии любых подвижек внутри самой себя она транслирует скандалы и новости вовне. Церемония вручения престижной национальной премии в области телевидения ТЭФИ-2010 не обошлась без срамного события, а вернее, даже двух.
Так, фигурантами новостных лент после завершения награждения стали двое – режиссер-документалист Олег Дорман и телеведущая Манана Асламазян.
Пятнадцатисерийный документальный фильм Олега Дормана "Подстрочник" был снят и предоставлен очам телевизионных деятелей, по словам самого Дормана, 11 лет тому назад. Лишь в прошлом году картина о Лилианне Лунгиной была, наконец, продемонстрирована ВГТРК "Культура". Фильм повествует о жизни знаменитой переводчицы, превратившей (в сознании советского человека) "нового романиста" Бориса Виана и детскую писательницу Астрид Линдгрен в отечественных литераторов. За фильм о Лунгиной, умершей в 1998 г., когда фильм еще и не был закончен, Дорману присудили специальный приз Академии российского телевидения (АРТ).
Однако сам режиссер в субботу вечером в Михайловском театре, где проходила премия, не появился. Вместо него на сцену вышел Феликс Дектерор и зачитал письмо Дормана. В письме документалист недоумевает, как вышло, что те, кто 11 лет мешал выходу пятнадцатисерийного фильма в эфир, сегодня присуждают ему премию, "на которую создатели фильма выдвигать "Подстрочник" и не хотели". "Тем не менее, премия присуждена. Я не могу ее принять и вынужден объяснить причины публично", - начал свое объяснение Дорман.
Далее режиссер благодарит тех, без кого, по его мнению, картина не попала бы на ТВ и не дошла бы до телезрителя – Григория Чхартишвили, Леонида Парфенова, Олега Добродеева и Сергея Шумакова. Утверждает, что гордится, что за "Подстрочник" голосовали мастера, которых режиссер почитает, и выражает надежду на то, что все они поймут его. И далее пишет то, от чего все СМИ встают на уши. "Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет", - прочел Дектерор слова Дормана.
"Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу. У них нет права давать награды "Подстрочнику". Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит", - такими словами завершается послание режиссера зрителям и членам Академии.
На это заявление тут же нахошлось противодействие. Бывший министр культуры РФ, а ныне президент АРТа Михаил Швыдкой высказался в ответ на письмо Дормана с осуждением. "Дорман как человек и гражданин вправе поступать так, как считает нужным. Однако выбранная им форма была некрасивой и неуместной", - заявил Швыдкой "Интерфаксу" в понедельник. По его мнению, "оскорблять 525 членов Академии, сделавших немало для российского телевидения, человеку, который создал один талантливый фильм, по меньшей мере, неинтеллигентно".
Хоть Дорман и посчитал, что телевидению не принадлежит успех Лунгиной, но спецприз-то брать отказался – так что "Орфей" достался каналу "Культура", показавшему "Подстрочник". Довольно логичное завершение очередной нелепой долгоиграющей ТВ-истории.
Безропотно согласившаяся принять премию, ВГТРК и сам два года назад оказалась в центре скандала вокруг ТЭФИ – тогда ВГТРК и НТВ вовсе вышли из состава каналов, ищущих премии. Вместе с телеканалами от ТЭФИ отказался и на тот момент бессменный президент АРТа Владимир Познер. По его мнению, неучастие в соискании ТЭФИ таких важных телеканалов девальвировало и саму премию, и поэтому Познер самоотстранился от президентства. Тогда его место и занял Михаил Швыдкой.
Однако сейчас Познеру в очередной раз пришлось публично высказаться в связи с ТЭФИ. Дело в том, что ее нынешний президент попросту не озвучил со сцены имени обладателя ТЭФИ в одной из самых престижных номинаций – "За личный вклад в развитие российского телевидения". Статуэтка была присуждена журналистке Манане Асламазян, с именем которой связана темная история. В январе 2007 г. в аэропорту "Шереметьево" при возвращении из Парижа Асламазян была задержана. По данным следствия, при прохождении таможенной границы она не задекларировала в установленном порядке 9,55 тыс. евро и более пяти тысяч рублей, то есть больше суммы, эквивалентной $10 тыс, которую разрешается ввозить без декларации.
Позже сотрудники правоохранительных органов провели выемку документов в организации "Интерньюс", генеральным директором которого являлась Асламазян. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда", однако позже в соответствии с решением Конституционного суда РФ оно было прекращено и переквалифицировано на статью 16.4 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ). В сентябре 2008 г. отдел административных правонарушений Шереметьевской таможни присудил журналистке штраф в 1000 рублей. После его оплаты Асламазян была снята с административного учета. Изъятая валюта была ей полностью возвращена.
С Асламазян, по данным правоохранительных органов, была взята подписка о невыезде, но, несмотря на это, она покинула Россию, заявив, что вынуждена свернуть деятельность своей организации на территории РФ, поскольку подвергается уголовному преследованию необоснованно. Во время награждения ТЭФИ Асламазян находилась в Ереване, где проживает и работает поныне. Как написала в понедельник газета "Коммерсант", впервые за 16 лет существования премии ТЭФИ со сцены не назвали имени победителя номинации "За вклад".
Как рассказала "Интерфаксу" сама Асламазян, прежде уже раз награжденная ТЭФИ, за премией она все-таки приедет, хотя и испытывает чувство неловкости за то, что ее не назвали. "Я испытываю огромное уважение к тем людям, которые мне присудили эту премию, и благодарна им - тем более, что это у меня уже вторая ТЭФИ. Хотя случившийся инцидент меня несколько расстраивает, и я себя чувствую неловко, но не намерена муссировать эту тему. Не хочется, чтобы эта премия обрастала какими-то закулисными разговорами", - сказала журналистка "Интерфаксу" в понедельник по телефону из Еревана.
Владимир Познер, по собственному признанию в эфире радиостанции "Эхо Москвы", был одним из тех академиков, кто голосовал за Асламазян, хоть и "без всякой надежды, что она победит". Но когда он, зная, что она, все-таки, стала победительницей, не услышал ее имени в числе публично оглашенных, реакцией бывшего президента АРТа было возмущение. "Моя первая реакция на это - выйти из состава Академии. Браво, что Академия проголосовала за Манану, но решение не объявлять об этом не то, что в телевизионной версии, а даже со сцены, когда мы всегда говорили, что ТЭФИ за личный вклад - особая награда - это позорное явление. Я просто растерян и буду думать, как мне поступить в этом случае", - рассказал Познер.
А вот нынешний глава ТЭФИ постарался сгладить углы. Швыдкой заявил "Интерфаксу", что "сам факт присуждения Асламазян ТЭФИ гораздо важнее, чем то, объявили ее на церемонии или нет". "Я не хотел подставлять канал-вещатель (который транслировал церемонию - ИФ), поскольку у него могли быть свои представления и свой взгляд на те или иные вещи", - отметил Швыдкой. Он пояснил, что о присуждении Асламазян премии было сообщено в специальном пресс-релизе, выпущенном на церемонии вручения статуэток в субботу в Санкт-Петербурге. "Я не хочу ни перед кем оправдываться за то, что сделал", - подчеркнул президент АРТ.
Обозреватель Серафима Скибюк
/Интерфакс/