Дацик в стране викингов
Сбежавший из психиатрической клиники националист Дацик укрылся от российских правоохранительных органов в Норвегии, и оттуда бросил интернет-клич соратникам
Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU – Лысый, как коленка, "Рыжий Тарзан", чемпион по боям без правил в супертяжелом весе и националист по призванию Вячеслав Дацик не столько тревожит умы, сколько щекочет нервы обывателей. Скоро будет месяц, как Дацик покинул заботливых докторов Дружносельской клиники для душевнобольных, что под Санкт-Петербургом. Как выяснилось сейчас, сделал он это для того, чтобы сдаться норвежским властям.
"Здравия, русичи! Пришло время воевать на войне. Уже добрались до северных земель. До земли викингов", - грозя зажатой в кулаке секирой, приветствует Дацик своих в видеообращении на Интернет-сайте "Славянского союза". В среду 22 сентября Дацик сообщил "Интерфаксу" по телефону, что находится в Норвегии у руководителя штаб-квартиры "Славянского союза" в этой стране. Радикальная националистская организация "Славянский союз" в России официально запрещена судом, однако существует. Но даже лидер ее, Дмитрий Демушкин, утверждает, что с неугомонным Дациком не способен совладать никто, кроме, разве что, самого Демушкина.
Тем не менее, ни разу с момента побега Дацика из психиатрической лечебницы Демушкин не воспользовался правом вето на действия своего соратника. В день, когда Дацик исчез с "радаров", Демушкин поведал важные, но бесполезные новости о возможности коммуникации между сбежавшим "душевнобольным" и его лидером. "Слава звонит мне на протяжении полутора лет каждый день. Звонил мне вчера и сегодня. Ничего конкретного мы с ним не обсуждали, но сообщил мне, что на свободе. Он все хи-хи да ха-ха, и все, типа, будет хорошо", - рассказал Демушкин "Интерфаксу" 24 августа.
Между тем, Демушкину невероятно повезло, потому что родной матери Дацика о побеге не сообщил никто, даже сын. "Я узнала об этом, только когда позвонила туда (в психбольницу – ИФ)", - сказала она "Интерфаксу". Действиям Дацика, казалось, нашелся какой-то покровитель: ничто не препятствовало его перемещениям по стране. Конечно, в движении "Наши" сразу же заявили о готовности помочь милиции в поимке чемпиона-тяжеловеса. Но и они вынуждены были признать, что своими силами обойтись не смогут. "У нас есть отдельный проект народных дружин. Мы будем взаимодействовать с милицией, как того требует закон. Основная наша надежда на милицию, что она сможет оперативно задержать такого опасного преступника", - поведал "Интерфаксу" комиссар петербургского отделения "Наших" Михаил Потепкин. И прибавил, что "Наши" оповестят своих членов о том, что Дацик снова на свободе и представляет угрозу для антифашистов.
В свою очередь движение "Антифа" заявило, что пока не готово оказать помощь милиции в розыске. "То, что одним из них на свободе стало больше - это плохо. Но мы не будем никого ловить – это не наше дело", - вдруг заявил "Интерфаксу" представитель движения "Антифа". В правоохранительных органах Петербурга источник ответил: "Ищем".
В вечный спор за первенство между Москвой и Санкт-Петербургом вставили свои пять копеек правоохранительные органы московские: пока в Петербурге ищут, в столице, мол, уже видали какого-то человека, похожего на Дацика. "К нам поступила ориентировка с приметами "Рыжего Тарзана". Есть все основания полагать, что из Санкт-Петербурга он может направиться в Москву либо уже находится в Москве или области", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах 28 августа. История развития не получила.
Вдохновленные подвигом соседа, из Дружносельской клиники под шумок разбиваемых стекол прямо через окно пропали 16 сентября еще два ненормальных в больничных пижамах. Этих, правда, скоро вернули и, пожурив, принялись принудительно лечить. Что касается Дацика, то для обычных людей, по словам врача-психиатра Игоря Князькина, псих-националист не опасен. "Вероятность того, что он начнет убивать и крушить людей - очень маловероятна", - сказал он "Интерфаксу". По мнению доктора, спортсмены, особенно те, которые занимаются единоборствами, вне ринга и татами чувствуют себя неуютно и не проявляют агрессии.
Официальный диагноз Дацика, благодаря которому тот избежал тюремного заключения за разбои, - шизофрения. "Вообще, опасность шизофрении для общества серьезно преувеличена. Больные зачастую просто живут в своем собственном мире и никого не трогают. Это тяжело больные люди, которые очень страдают", - отмечает врач. Говоря о выдающихся физических способностях сбежавшего, Князькин подверг большому сомнению, что это как-то может как-то особенно сказаться на его поведении. "Вряд ли он представляет опасность, несмотря на свою невиданную силу. Больные шизофренией часто обладают такой силой, но они не опасны другим людям", - уверенно заявил специалист. По мнению психиатра, как раз общество представляет опасность для Дацика, а никак не наоборот – потому он, вероятно, и содержался в клинике. И травля Дацика в СМИ, по словам Князькина, может подхлестнуть его заболевание, особенно если у него присутствует синдром мании преследования.
И, то ли гонимый синдромом мании преследования, то ли из соображений безопасности, в день, когда из Дружносельской сбежали два человек, неопасный националист Дацик сообщил в телефонном разговоре с "Интерфаксом" о том, что все у него хорошо, и что он уже покинул пределы родного отечества. "В настоящее время я нахожусь вне территории России, я в Львове, на Украине", - сообщил в четверг по телефону, пояснив, что добрался до Украины вместе с другом на машине.
При этом он пока не объявлен в международный розыск. "Дацик находится в федеральном розыске по делу об ограблении салона сотовой связи. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению места его нахождения", - сообщили "Интерфаксу" в ГУВД Петербурга и Ленинградской области в среду.
Покуда Дацик находился на земле славянской, происходящее еще как-то укладывалось в рамки идеологии, но вот сообщение о прибытии члена "Славянского союза" на "землю викингов" в Норвегию лишило его увлекательное путешествие смысла. Правда, как утверждает Дацик, смысл в том, чтобы в сопровождении журналистов сдаться властям. Что мешало Дацику сдаться властям на Родине, не знает никто.
Обозреватель Серафима Скибюк
/Интерфакс/