Выборы-2008: ненаглядные кандидаты
Социологи публикуют последние данные опросов общественного мнения о предстоящих выборах президента, избирательная кампания вступает в завершающую стадию
Москва. 22 Февраля. INTERFAX.RU - Социологи публикуют последние перед вторым марта данные опросов общественного мнения о предстоящих выборах президента, избирательная кампания вступает в завершающую стадию.
За последнюю неделю прогнозы изменились несущественно - Дмитрий Медведев уверенно побеждает в первом туре, а явка, уверяют социологи, превысит показатели декабрьских выборов в Госдуму. Последнее утверждение весьма спорно, поскольку ни власти, ни кандидаты так и не смогли доходчиво объяснить избирателям, зачем им нужно идти на участки.
Избиратель в сугробе
Последняя реформа избирательного законодательства отменила порог минимальной явки, при которой выборы считаются состоявшимися. Поэтому сколько именно человек придет второго марта на участки, никакого юридического значения не имеет. Однако ЦИК очень ревниво относится к этому показателю. В день голосования за новый состав Госдумы каждый выпуск новостей открывался данными по явке, причем неизменно подчеркивалось, что активность населения выше, чем в прошлый раз. "Для власти это важный аргумент в пользу легитимности выборов", - говорят эксперты.
В итоге в некоторых южных республиках на избирательные участки умудрилось прийти почти 100% избирателей, что сразу породило слухи о подтасовке результатов. Многие политики, например депутат Госдумы 4-го созыва Владимир Рыжков, утверждали, что данные по явке были завышены на 10% и более процентов. В Ингушетии даже прошла акция "Я не голосовал", инициаторы которой через Генпрокуратуру надеялись доказать, что реально в выборах приняли участие 50% ингушских избирателей, а не 98%, как отрапортовал местный избирком. Однако аргументы (личные заявления не голосовавших) потерялись по дороге в Москву.
Вчера ВЦИОМ заявил, что по итогам последнего опроса, явка на выборах 2 марта составит 69,7%. ФОМ остановился на 69% ровно. Напомним, что на декабрьских выборах активность избирателей составила 63%. По логике, президентские выборы должны вызвать больший интерес у электората, однако в нынешней ситуации это совсем не очевидно. Широко анонсированная в начале избирательной кампании информационная программа, направленная на повышение явки, в итоге была сведена к вывешиванию на улицах весьма блеклых и невнятных плакатов. Например, лозунг "Голосуем всей семьей!" художники поместили под изображением молодой матери, неудачно приземлившейся на пятую точку в сугроб. Избиратели не увидели ни агитационных материалов, стилизованных под афиши американских блокбастеров, ни роликов со Штирлицем, ни стикеров с граффити. Даже символ президентских выборов - галочку, похожую на смайлик, разглядеть среди рекламных билбордов можно с большим трудом.
Москвичей на избирательные участки зазывают якобы известные жители столицы. Однако вряд ли 99% москвичей в курсе, чем знаменит, например, господин Копелев (возглавляет Домостроительный комбинат N1 - interfax.ru), который глядит на нас с больших плакатов. А фотография Олега Табакова настолько неудачна, что узнать его сразу не представляется возможным.
Странная агитация
Молодежь вообще оказалась вне агитационной кампании. Все предложенные ноу-хау оказались невостребованными. Вместо них Центризбирком рекомендовал 17 февраля провести "День молодого избирателя". Мосгоризбирком растянул программу на неделю: в учебных заведениях прошли встречи с представителями территориальных избирательных комиссий, викторины, "круглые столы", а также конкурсы сочинений по избирательному праву. Эффективность подобных методов всем хорошо известна.
По словам заместителя мэра Москвы Анатолия Петрова, 94% москвичей осведомлены, что 2 марта состоятся выборы президента РФ. Гораздо хуже дело обстоит с явкой. Пока о своей готовности прийти на избирательные участки заявили только 59% горожан, тогда как столичные власти рассчитывают на активность не менее 65% избирателей. Напомним, что в декабре показатели явки по Москве оказался ниже общероссийских - чуть больше 50% против 63%.
По данным соцопросов, особенно активно принимают участие в выборах жители юга, востока и юго-востока столицы. В остальных округах средние показатели, в центре - совсем плохие. И это притом, что столичные власти сделали все от них зависящее, чтобы увеличить число проголосовавших. На избирательные участки смогут без проблем заехать инвалиды-колясочники, к ста тысячам лежачих больных придут с урнами социальные работники, на 37 участках будет организовано голосование слепых, работникам предприятий непрерывного цикла предоставят специальный перерыв... Короче голосуй - не хочу.
Чтобы поднять явку, в Москве был задействован серьезный ресурс: региональный штаб Дмитрия Медведева возглавил глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Целый месяц Ресин проводил встречи с потенциальными избирателями - строителями, врачами, студентами, учителями, культурными работниками, ветеранами и тд. Бюджетникам объясняли, что их нынешнее благополучие всецело зависит от продолжения выбранного в стране курса, поэтому нужно идти на выборы, чтобы его поддержать.
Вместе с тем, наглядная агитация конкретно за Дмитрия Медведева штабом практически не ведется. В городе вывешен только один плакат с изображением кандидата в президенты РФ (вместе с Владимиром Путиным) - на фасаде строящейся гостиницы "Москва". Анатолий Петров пояснил, что такое решение было принято центральным штабом Медведева. Да и портретов других кандидатов в столице не густо. В общем, предвыборная агитация получилась какая-то странная.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/