Бесспорная Арктика
Президент РФ и премьер-министр Норвегии подписали договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - Россия и Норвегия преодолели разногласия по освоению ресурсов Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Точку в спорах должен поставить подписанный сегодня по итогам переговоров премьера Йенса Столтенберга и президента Дмитрия Медведева в Мурманске договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который стал результатом 40-летних переговоров. Документ, который откроет перспективы углубления двустороннего сотрудничества в области ТЭК, рыболовства, экологической безопасности, был подписан в среду в Мурманске главами внешнеполитических ведомств двух стран в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга.
Ранее источник в Кремле охарактеризовал документ следующим образом: "Значение этого события выходит за рамки сугубо двустороннего измерения. В данном случае речь идет и о практическом примере реализации принципа, что все возможные споры в Арктике должны решаться самими арктическими государствами путем переговоров и на основе существующих норм международного права". По его словам, "с заключением договора открываются перспективы углубления российско-норвежского сотрудничества в различных сферах". "В частности, разграничение создает благоприятные правовые условия для освоения нефтегазовых ресурсов Арктического континентального шельфа, возможности кооперации по разведке и добыче углеводородов в бывшем спорном районе", - уточнил собеседник агентства. Он отметил, что договор предусматривает и подробную регламентацию российско-норвежского сотрудничества в разработке месторождений, которые будут пересекаться линией разграничения. "По сути, речь идет о совместном режиме их эксплуатации", - сказал представитель Кремля.
Ранее в ходе визита в Осло в апреле Медведев заявил, что "лучшее решение для разработки пограничных месторождений в Баренцевом мори и Ледовитом океане - создание российско-норвежского предприятия". В Кремле считают, что подписание договора "выводит на новый этап и двустороннее сотрудничество в области рыболовства". "Установление четких границ зон юрисдикции России и Норвегии объективно сужает вероятность конфликтных ситуаций в этой сфере", - подчеркнул источник. Как отметил собеседник агентства, "особое значение будет иметь, в частности, неукоснительное соблюдение таких положений как недопущение существенных изменений в соответствующих долях сторон в объемах общего допустимого улова, а также обеспечение стабильности их рыболовной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов".
Еще большее практическое значение приобретает ведущаяся в рамках смешанной двусторонней комиссии по рыболовству разработка единых технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях, "что устранит основания для возможных конфликтных ситуаций в связи с задержанием наших судов норвежской береговой охраной", сказал источник. "Надежное обеспечение интересов отечественного рыболовства, в том числе в зоне Шпицбергена, было и остается в числе наших приоритетных задач в отношениях с Норвегией", - подчеркнул представитель Кремля. После подписания договор о разграничении морских пространств подлежит ратификации парламентами двух стран. Таким образом, стороны закроют главный до сих пор остававшийся нерешенным вопрос между Россией и Норвегией, переговоры по которому продолжались почти 40 лет.
Площадь спорных территорий составляет порядка 155-175 тыс. кв. километров. Российская позиция заключалась в делении этой части моря по "секторному принципу" в рамках установленной в 1926 г. границы полярных владений, проведенной по меридиану до Северного полюса. В последние годы РФ предприняла ряд шагов, чтобы доказать континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия (плато) Менделеева и их принадлежность к окраине Восточной Сибири и, таким образом, добиться расширения внешней границы в Арктике. В частности, с 10 июля по 2 августа 2007 года российские полярники во главе с Артуром Чилингаровым провели экспедицию "Арктика-2007" на Северном полюсе. Одной из задач экспедиции было добыть со дна Северного Ледовитого океана образцы грунта - с хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Это было необходимо, чтобы доказать, что добытые образцы являются не океанической, а именно континентальной породой. По мнению экспертов, если это удастся сделать, то данный факт станет одним из аргументов в пользу того, что территория в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева является продолжением российского континентального шельфа.
Результаты исследований планируется представить на рассмотрение Комиссии ООН по границам континентального шельфа в качестве дополнения к российской заявке 2001 года. Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров сообщил в начале августа, что расширенная заявка на юридическое закрепление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане может быть подана Россией в комиссию ООН не раньше 2014 года.
Норвежская позиция заключалась в делении территории Баренцева моря по срединной линии. В конце апреля 2010 г. Россия и Норвегия достигли договоренности, что спорная территория в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане разделяется на две равных по значению части. Тогда, после переговоров с Медведевым в Осло премьер Норвегии заявил, что "характер проведения пограничной линии удовлетворяет оба государства".
Общие прогнозные ресурсы на шельфе Баренцева моря превышают 7 млрд т условного топлива, потенциал добычи - более 20 млн т углеводородов в год.
"Несколько месяцев назад я имел удовольствие посетить вашу страну с государственным визитом. В ходе этого мероприятия мы согласовали один очень важный вопрос, касающийся будущего договора, и сегодня это решение, наконец, будет исполнено", - сказал Медведев, открывая переговоры со Столтенбергом. В свою очередь глава норвежского правительства отметил: "Этот договор призван укрепить и подтвердить очень тесные, хорошие отношения между нашими двумя странами". По его словам, это даст возможность расширять и развивать отношения между двумя странами. "Я считаю, что это ознаменует новую эру в наших двусторонних отношениях", - сказал Столтенберг. "Я очень рад, что нам удастся подписать этот договор так быстро после того, как мы достигли согласия в Осло", - заявил норвежский премьер. Медведев заметил на это с улыбкой: "Проявили политическую волю". По мнению главы российского государства, в последнее время отношения между Россией и Норвегией развивались очень хорошо. "Есть и экономические результаты. Этот год выглядит гораздо лучше, чем предыдущий", - сказал Медведев.
Согласно российской таможенной статистике, в 2009 г. товарооборот России и Норвегии снизился, по сравнению с 2008 годом. При этом падение пришлось именно на российский экспорт в Норвегию, который упал на 36,4%. В первом полугодии этого года объем товарооборота, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 12,4%.
Медведев отметил, что развиваются и политические отношения, и гуманитарные. "Я рассчитываю, что наша встреча в Мурманске - городе, который имеет особое место в контексте российско-норвежского сотрудничества, тоже будет весьма и весьма продуктивной", - сказал глава российского государства.
СМИ неоднократно сообщали ранее о случаях задержания норвежцами российских рыболовецких судов. Так, только за три месяца 2009 года были задержаны 8 судов: 16 января в районе Шпицбергена был задержан траулер-сейнер "Петр Петров", принадлежащий Мурманскому траловому флоту, 3 марта - траулер из Калининграда "Павел Батов". Затем были задержаны суда "Проект" и "Порфирий Чанчибадзе". 24 марта в 45-ти милях к югу от острова Медвежий были задержаны сразу три российских траулера: суда "Архангельск", "Ачинск" и "Миргород". Всем памятна драматичная эпопея с траулером "Электрон", который был задержан норвежской береговой охраной 22 октября 2005 г. в так называемой рыбоохранной зоне у берегов Шпицбергена. Судно должны были препроводить для разбирательства в норвежский порт Тромсе. Однако после того, как на его борт поднялись инспекторы береговой охраны Норвегии, траулер изменил курс и с ними на борту направился в сторону российской экономической зоны. Уже в ноябре в отношении Валерия Яранцева прокуратура Мурманска возбудила уголовное дело. В частности, его обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы человека, не связанное с его похищением) и частью 3 ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений). Суд оправдал Яранцева по обвинению в незаконном задержании норвежских инспекторов, однако признал его виновным по статье 256 УК РФ (незаконный вылов биоресурсов) и назначил штраф в размере 100 тысяч рублей.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/