Химкинский лес: решение пока не принято
Дмитрий Медведев вновь призвал найти такое решение по Химкинскому лесу, которое сочетало бы экологические аспекты и экономическую целесообразность
Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU - Президент РФ Дмитрий Медведев вновь призвал исполнительную власть учесть мнение экологов при выборе окончательного варианта прокладки трассы Москва – Санкт-Петербург. Между тем заявления инициировавших дополнительное обсуждение вопроса единороссов, а также озвученная на днях позиция мэра Москвы Юрия Лужкова дают экспертам основание полагать, что вопрос уже решен, и дорога пройдет через Химкинский лес. "Мною было принято решение о дополнительной проработке этого вопроса. И мне бы хотелось, чтобы при этой проработке правительство руководствовалось не только экономическими, но и экологическими соображениями", - сказал Медведев на совещании в среду по вопросам развития лесного хозяйства страны. Как подчеркнул глава государства, "это не значит, что экономика побоку, но должны приниматься во внимание и другие факторы". "Я понимаю ведомства, которые выступают за сохранение имеющегося проекта. Но решение пока не принято. Для этого необходимо провести, как мы договаривались, все необходимые слушания с участием экспертных структур, общественных структур", - сказал президент. Он отметил, что только после этого "будет принято окончательное решение, каким маршрутом будет осуществляться эта стройка, которая, вне всякого сомнения, нашей стране нужна".
Медведев упомянул о проблеме Химкинского леса, говоря о роли гражданского общества в сохранении лесов. "Роль гражданского общества в сохранении лесов, безусловно, очень важна", - сказал президент. Он отметил, что люди "объединяются для решения экологических проблем". "В ряде случаев эти движения получают очень серьезный размах и мощный политический, общественный резонанс. Достаточно вспомнить Химкинский лес", - сказал президент.
В минувший понедельник премьер-министр РФ Владимир Путин заявил в ходе беседы с участниками клуба "Валдай", что вопрос о том, пройдет ли трасса Москва-Петербург через Химкинский лес, пока находится в стадии обсуждения. Как сообщил журналистам после встречи главный редактор газеты "Выборча" Адам Михник, Путин отметил, что дорогу строить нужно, но добавил, что по данной ситуации "решение еще не готово".
Между тем, по словам первого заместителя секретаря президиума генсовета "Единой России" Андрея Исаева, правящая партия еще не определила свою позицию по Химкинскому лесу. "Окончательной позиции у "Единой России" по данному вопросу нет (строительство автотрассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес - ИФ)", - сказал Исаев в понедельник на заседании общественного совета, организованном партией. Отметив, что он "в значительной мере" является жителем Химок, Исаев заявил, что вопрос строительства трассы "не только назрел, а перезрел", и "этот вариант (прокладка трассы через Химкинский лес) представляется наименьшим злом". "Злом, потому что деревья вырубать в любом случае плохо", - пояснил Исаев. Он также выразил уверенность, что если в Химках провести референдум по поводу строительства трассы через Химкинский лес, "90% проголосуют "за".
Тем временем мэр Москвы Юрий Лужков, еще недавно декларировавший готовность представить правительству альтернативные варианты прокладки автодороги, заявил, что при строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург нужно придерживаться запланированного и уже утвержденного варианта ее маршрута через Химкинский лес. "Нужно оставлять запланированный и уже утвержденный вариант. Он реалистичен. Здесь пришлось пойти на определенные жертвы, и, конечно, это вызывает сожаление. Но та цена, которую приходится платить, все-таки более обоснованна, чем другие варианты", - заявляет Лужков в своей статье, опубликованной в "Российской газете" в понедельник.
Федеральные власти обращались к Москве с просьбой разработать альтернативные варианты прохождения трассы Москва-Санкт-Петербург, сообщает Лужков. "Мы с ответственностью откликнулись на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства, рассмотреть помимо существующего сегодня маршрута еще две альтернативы. Такой анализ провели и с наукой экспертно "прокрутили" три варианта трассы", - пишет мэр. По его словам, первый альтернативный маршрут был сразу отвергнут из-за его "бешеной" стоимости. Второй варианты был также неприемлем, так как подразумевал компенсации владельцам коттеджей в микрорайонах Химок, через которые бы проходила трасса, а также вырубку большой территории Химкинского леса по его периферии, и ряд других социальных и природоохранных проблем.
Экологи так и не достигли компромисса с представителями строительных и проектных компаний по вопросу строительства трассы Москва - Санкт-Петербург. Во время пресс-конференции во вторник, экозащитники предлагали проложить дорогу не через Химкинский лес, а через Молжаниново или расширить Ленинградское шоссе, однако их оппоненты отмечали невозможность этих проектов либо большие денежные и временные затраты на проработку данных вариантов. "Вариант строительства через Молжаниново - сложный, дорогой, но необходимый", - сказал на пресс-конференции научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По его словам, несколько лет назад Молжаниново было объявлено особо охраняемой природной территорией. "А что там есть? Два болота? Одним росчерком пера заурядная территория стала особо охраняемой, а вследствие отсутствия другого росчерка действительно важная экологическая зона осталась без охраны. Так мы и получили существующий проект трассы. А в Москве вообще сплошь экологическое законодательство используется для выбора более приемлемого варианта строительства", - подчеркнул Блинкин. Первый зампредседателя правления Федерального дорожного агентства Сергей Кельбах в свою очередь сказал, что вариант прокладки трассы через Молжаниново теоретически возможен, однако он "отбросит строительство на несколько лет, а также существенно возрастут затраты".
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/