На выборы народ позовут Штирлиц, Семен Семеныч Горбунков и "Ночной Дозор"
На следующей неделе на улицах российских городов начнут появляться информационные плакаты о предстоящих 2 марта выборах президента. В первую очередь избиратели увидят официальный агитматериал
Москва. 17 января. INTERFAX.RU - На следующей неделе на улицах российских городов начнут появляться информационные плакаты о предстоящих 2 марта выборах президента. В первую очередь избиратели увидят официальный агитматериал, который представлен сериями "Наша страна - наш президент", "Главные выборы страны", "Голосуем всей семьей" и "Выборы - первый праздник весны". Однако не исключено, что ЦИК все-таки рискнет и зазывать народ на выборы будут не только доярки и сталевары, но также Штирлиц и герои "Ночного дозора".
"Президент - он хороший"
ЦИК не случайно отложил начало информационной кампании на середину января. Начинать пропаганду в канун новогодних праздников было абсолютно бессмысленно. Однако, по словам главы ЦИК Владимира Чурова, новогоднее настроение сказалось на авторах концепции и они решили немного похулиганить.
В частности, хулиганство заключалось в том, что помимо традиционных плакатов с изображением рубиновых звезд Кремля (Серия "Главные выборы страны"), полей и деревень (серия "Наша страна - наш президент"), счастливых семейств за самоваром (серия "Голосуем всей семьей") и скворечников с сосульками (серия "Выборы - первый праздник весны"), всерьез обсуждалась идея разместить на улицах афиши популярных западных блокбастеров типа "Чикаго" и "Матрица" с интригующими надписями: "ЦИК представляет на всех избирательных участках выборы президента РФ. Дети до 18 лет не допускаются".
Однако впоследствии вольность показалась не совсем уместной. "Идея пока не встретила массовой поддержки. Отнюдь не все плакаты серии "Кино" узнаваемы, кроме того к зарубежным фильмам отношение в России неоднозначное ", - заявил interfax.ru руководитель Российского информационного центра обучения информационным технологиям при ЦИК Александр Иванченко. Чего нельзя сказать о детских рисунках, которые предполагается широко использовать в ходе агитационной кампании. Творчество юных всегда вызывает у взрослых умиление. На сей раз красочные образы, сделанные наивной детской рукой, снабдят такими же непосредственными надписями: "Президент - он добрый", "Президент - он хороший", "Президент - он самый главный" и так далее. В ЦИКе считают, что интерес детей к выборам может стать дополнительным стимулом для их родителей прийти 2 марта на избирательные участки.
Неформальный характер будет носить также главный предвыборный логотип ЦИК. "Сначала это была просто обычная остроугольная галочка, которую большинство избирателей ставит в бюллетене. Однако в процессе работы она трансформировалась в более округлый, доброжелательный значок, похожий на "смайлик", - рассказал interfax.ru Вартан Саркисов, гендиректор компании "ИМА Консалтинг", разработавшей для ЦИК креативные решения. Впрочем, по словам Саркисова, логотип вызывает самые разнообразные ассоциации, например, Владимир Чуров сравнил его с профилем крыла самолета, устремленного в будущее. "Галочка" будет выполнена в цветах российского триколора, а ее появление является обязательным на всех агитационных материал официальной кампании.
"В регионах обязательными являются также слоганы, цветовая гамма и шрифты. Персонажи могут варьироваться с учетом местных особенностей. Например, на плакатах могут быть изображены представители другой этнической группы, а надписи дублироваться на национальном языке", - говорит Иванченко.
Самым слабым местом в агиткомпании ЦИКа, как и прежде, остается молодежь. Креативщики пока не могут нащупать подход к аудитории в возрасте 18-25 лет. На декабрьских выборах в Госдуму к пропаганде были привлечены участники Comedy-club, призывавшие "не быть овощем" и идти голосовать, а также другие представители поп-культуры. Очевидно, этот же прием будет использован в ходе нынешней пиар-кампании. "Что касается наружной рекламы, то это, скорее всего, будут плакаты, выполненные в стиле граффити с изображением юношей и девушек, занимающихся популярными в молодежной среде видами спорта - скейтбордом, роликами, велосипедом", - рассказал Иванченко.
Чапаева сняли с выборов
Содержания предвыборных роликов, которые обычно начинают транслироваться во второй части агиткампании, ЦИК пока не разглашает. Однако, как стало известно interfax.ru, их героями могут стать популярные киногерои - Чапаев, Штирлиц и Семен Семенович Горбунков из фильма "Бриллиантовая рука". Из фильма "Двенадцать мгновений весны" скорее всего будет использован эпизод, где Штирлиц спит после благополучной переправки за границу радистки Кэт. Голос за кадром сообщит: "Через несколько минут он проснется, и.. пойдет на выборы". В "Бриллиантовой руке" есть хорошие эпизоды счастливого семейства Горбунковых, а также сцена, в которой жена тщетно пытается разбудить мужа, бегая вокруг него с орущим будильником.
Наименьшие шансы попасть в эфир, как выяснил обозреватель interfax.ru, у Василия Ивановича Чапаева. Сначала креативщикам нравился образ отважного героя, несущегося навстречу будущему с поднятой над головой шашкой, но затем его сочли слишком идеологически нагруженным. Специально для молодежной аудитории в роликах планируется использовать кадры из двух "Дозоров", а также фильма "Ликвидация".
Эксперты отмечают, что уже во второй раз агитационная кампания ЦИК отличается нестандартным подходом и смелостью креативных решений. В декабре избирком порадовал граждан наглядной пропагандой в стиле "ОКОН Роста" и призывами а-ля Маяковский: "Если ты не совсем уже пень, побеги дающий, иди, возьми бюллетень, проголосуй за будущее" или "Стране твоей выбор нужен - иди, голосуй, наплюй на стужу". На их фоне традиционные образы и слоганы партийной агитации выглядели особенно уныло и тускло.
Вместе с тем, в ЦИКе подчеркивают, что многие разработанные к президентским выборам материалы являются предварительными и еще будут обсуждаться: "Опыт показывает, что выходящая в тираж серия становится более гладкой и менее провокационной". Так, в декабрьскую кампанию в итоге не попал ролик с фразой "На выборы в Госдуму не ходят только аристократы и дегенераты", хотя массовому избирателю он, наверняка, пришелся бы по душе.
Иванченко подчеркивает, что главная задача ЦИК - обеспечить максимальную явку. "На президентских выборах в 2003 г. она была провалена, потому что к урнам пришло всего 55% избирателей, в то время как обычно уровень активности на федеральных выборах гораздо выше - не менее 60%", - говорит эксперт.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/