Музыканты отвечают на Петровке
Вокалистку группы "Барто" Марию Любичеву правоохранительные органы призвали к ответу за слова песни, прозвучавшей на митинге в защиту Химкинского леса
Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - Пушкинская площадь, переполненная протестующей публикой, провозглашала 22-го августа постулаты против постройки автомагистрали Москва-Санкт-Петербург. За спиной бронзового Пушкина, взобравшись на лестницу, сначала тихо вещал защитник Химкинского леса и дикой природы, музыкальный критик Артемий Троицкий. После под скандирование "Юра, Юра!" Шевчук спел про осень и Родину. Слышно было только тем, кто, как полип, обступил митингующих со всех сторон – своего рода "галерка" не могла разобрать мелодии и текст песен, кроме отдельных слов, знакомых россиянам с детства. Сотрудники правоохранительных органов лениво щурились на происходящее, больше увлеченные судьбой "нашисток", агитировавших за уборку Химкинского леса неподалеку.
Вскоре на "сцене" (а в действительности, кузове грузовичка), появилась Мария Любичева, вокалистка синти-поп и электроклэш группы "Барто". Обыкновенно исполнение у "Барто" происходит через использование электронных инструментов, как пристало музыкантам этого жанра. Но, по словам Артемия Троицкого, микроавтобус с усилителями и прочей техникой до площади не добрался, потому что сначала неизвестные спустили шины, а затем милиционеры и вовсе отобрали у водителя права. Впрочем, как Троицкий предрекал в разговоре с "Интерфаксом" накануне, вероятность выступления без электричества очень велика, и музыканты были готовы к такому. Любичева, вопреки привычной студийной записи манере, пела свои песни громко, словно выкрикивая лозунги.
"Я готова и ты готов/ поджигать ночью машины ментов./ Это как правило жизни, признак хорошего вкуса/ в отношении тех, для кого закон – мусор", - напрягая связки, пела она. Зрители остались на местах спокойно внимать песне, принимая исполнение вокалистки "Барто", поддерживаемое почти неслышным гитарным аккомпанементом, так же благосклонно, как и остальных музыкантов. Зато сотрудники ГУВД, прежде спокойно курившие сигареты, явно напряглись и устремили свои взоры в центр толпы. С этой минуты спокойствие милиционеров, отреагировавших на жаргонизмы, указывающие на их профессию, было нарушено.
Строительство трассы приостановили спустя время, хотя и прямой заслуги музыкантов, высказавших свою гражданскую позицию, в этом не было. Зато спустя несколько недель, в пятницу 3 августа, был тревожный звонок в квартиру самой Любичевой. Причиной звонка послужила как раз исполненная на митинге (непривычно сакнционированном) песня "Я готова и ты готов". Посоветовавшись с адвокатом, вокалистка "Барто" вступила с сотрудником прокуратуры в диалог.
"Часов в 6 я позвонил, все же, и сказала фразу про адвоката, спросила, зачем я им нужна. Сказали, что проводят опрос по поводу митинга в защиту Химкинского леса. Я говорю: разве защищать лес плохо? Мне отвечают: нет. Я говорю: тогда какие ко мне могут быть вопросы? Мне отвечают: вы исполняли на митинге песню со словами "ты готова, я готов" – эти слова признаны плохими", - написала Любичева в своем блоге. "Почему не обращают внимания на строчку "для кого закон мусор…", - указала вокалистка на недопонимание, сложившееся из-за того, что фраза была вырвана из контекста. Прозвучавшая вне космической и ритмичной музыкальной аранжировки, песня действительно больше походила на лозунг.
По словам Любичевой, за "злодеяние" ей грозит "от штрафа до срока в три года". В понедельник 6 сентября в 15:00 было назначена встреча Любичевой с сотрудниками ГУВД на Петровке, причем не как вокалистки группы, ибо обратились лично к ней, а как гражданки РФ. "Пожалуй, милиции нужно открывать PR-отдел – недавно отсидел Нойз МС, теперь вот дергают нас. Наверное, в стране вообще нет преступности, раз создают целые отделы, занимающиеся непонятными делами", - негодует защитница леса и музыкант в своем блоге.
Корреспондент "Интерфакса" расспросил Марию Любичеву сразу, как только она покинула стены Центра по борьбе с экстремизмом в здании на Петровке, 38. "Все закончилось тем, что нас опросили, а по характеру опроса было понятно, что всех интересуют организаторы митинга. Но мы отвечали только на вопросы, касающиеся песни и группы. Нам сказали, что уже поверхностно текст признан экстремистским, собственно говоря, и эксперты уже работают. Я надеюсь, что наше объяснение будет принято к сведению", - сообщила вокалистка "Барто". По ее словам, музыканты подробно разъяснили сотрудникам правоохранительным органов, что текст песни писался о любви, а совсем не как лозунг. "История двух молодых людей, которые познакомились на демонстрации, и в дальнейшем проверяют свои чувства таким образом. Причем, призыва в тексте не содержится – его можно только притянуть за уши. Вопрос "я готова – ты готов?" – это не призыв. Мы сказали, что, во-первых, это все так прозвучало только потому, что аппаратуру звукоусиливающую не привезли. И что никогда кусок отдельно этого припева нигде не звучал – только в контексте песни. И воспринимать его отдельно от контекста нельзя".
Таким образом, расследование продлится меньше месяца, и после уже судьба вокалистки "Барто" или целого коллектива, осмелившихся исполнить песню с такими "экстремистскими" словами, вот-вот решится. "Я так понимаю, пара недель у меня есть, но я думаю, что будут вызывать", - заключила Любичева.
Обозреватель Серафима Скибюк
/Интерфакс/