"Я - вожатый, ты - вожатый"
Российские детские лагеря: кто там работает, почему там случаются несчастья и как готовят к работе с детьми современных вожатых
Москва. 22 июля. INTERFAX.RU - Трагедия на Азове, произошедшая, как считает следствие, по вине вожатых и педагогов и унесшая жизни шестерых детей и воспитателя, всколыхнула и общественность, и чиновников. Наравне с аномальной жарой, эта тема третью неделю не сходит с первых полос СМИ. У родителей как будто открылись глаза: отправляя детей в лагерь, они отправляют их в неизвестность. По первому впечатлению, сложившемуся в суете отъезда, никогда не скажешь наверняка, насколько грамотны и подкованы вожатые в вопросах безопасности и есть ли гарантия, что в их крови в момент угрозы не будет алкоголя.
Случай на Ейской косе усилил и без того серьезные страхи родителей. Главный повод для опасений - некомпетентные педагоги и вожатые. Неуверенность в ответственности и адекватности тех, в чьи руки передаешь ребенка, заставляет многих отказаться от такой привычной формы детского отдыха, как летний оздоровительный лагерь. Попробуем же разобраться, кто работает в детских лагерях и где и как готовят будущих вожатых.
Поехать в лагерь вожатым можно и без специальной подготовки. Да, лагерь этот, возможно, будет не "крутой" ведомственный, а попроще, без недавнего ремонта и со скромной зарплатой. Но для студентов без опыта работы с детьми и курса школы вожатых за плечами - вариант. Вакансии есть и на крупных сайтах, предлагающих работу, и на профильных ресурсах - например, вожатских форумах. На них нередко встречаются резюме примерно такого содержания: "18 лет, опыта работы в лагере нет, но есть огромное желание работать с детьми. Очень люблю деток!" Мало того, что любовь к детям - категория расплывчатая. Можно любить своих младших братиков и сестренок, умиляться над карапузами на детской площадке. Но искренне любить отряд человек в 20-30 необязательно. Обязательно - в полной мере осознавать ответственность, которую несешь за жизнь и здоровье каждого, и делать все, чтобы детям было хорошо, безопасно и психологически комфортно. Это логично и, кажется, не вызывает сомнения. Тем не менее, трагедия на Азовском море - лишь наиболее печальный пример недосмотра и халатности педагогов. Каждый летний сезон не обходится без несчастных случаев в лагерях, а родители продолжают обсуждать в блогах и на форумах случаи "детовщины".
Проблему ответственности вожатых в списке проблем детских оздоровительных лагерей можно смело поставить на первое место. Потому что те, кто несет ответственность за жизнь и здоровье детей, часто не осознают этого. Работа вожатым нередко кажется молодым людям легким заработком, сопряженным с веселым времяпрепровождением в компании ровесников и возможностью отдохнуть - лучше всего на море, естественно. О том, что море накладывает дополнительную ответственность и требует максимума внимания, думает не каждый.
Руководители школ вожатых в этом вопросе единодушны: добиться от неопытного вожатого перед отправкой в лагерь полного осознания ответственности практически невозможно. Страшные случаи, произошедшие с детьми по вине вожатых, пугают, да не слишком, срабатывает успокаивающий механизм человеческой психологии - "со мной этого не случится". Об этом говорит Василий Войц, руководитель Школы профессионального вожатого. Он признается, что и сам не знает, как сделать так, чтобы весь груз ответственности за жизнь и здоровье детей усваивался вожатыми и не покидал их на протяжении всей смены. "Часто все нормы и требования техники безопасности забываются в лагере, в процессе работы", - говорит он. Хотя все это будущие педагоги-воспитатели проходили на занятиях школы вожатых, сдавали на зачетах и экзаменах. Важную роль здесь, по мнению Василия Войца, играет непосредственный наниматель - директор лагеря. Ему следует уделять больше времени общению с вожатыми, разъяснять неясные им аспекты работы, может быть, проводить тренинги на ответственность, считает Войц.
Школа профессионального вожатого существует уже третий год. Она выросла из он-лайн проекта "Вожатый.ру" - профессионального ресурса для вожатых и педагогов. Занятия в школе платные, что помогает, по мнению Василия Войца, избежать лишних людей. В самом начале обучение в Школе было бесплатным, а оплачивать его должны были администрации лагерей, заинтересованные в подкованных сотрудниках. На деле же оказалось, что в Школу пришли немотивированные студенты педагогических вузов, трезво смотрящие на работу вожатым как на необходимость пройти практику.
Школа профессионального вожатого - коммерческая организация, готовящая вожатых для работы в разных лагерях. Василий Войц не знает подобных ей, стоит признать, школ вожатых не так уж много. После прохождения курса, в который входит и нормативно-правовая база, и техника безопасности, и игротехника, и основы психологии, участники школы сдают трехступенчатый экзамен (тест, билеты, в каждом из которых описываются две возможные лагерные ситуации, и оценка преподавателя). Сертификат о прохождении обучения получают не все. Учиться в такую школу приходят и несовершеннолетние подростки, мечтающие стать вожатыми, и студенты, и вожатые с опытом работы, желающие повысить квалификацию. Главное, считает руководитель школы, что приходят люди, мотивированные получать знания для качественной работы, у которых "глаза горят".
Про "горящий глаз" постоянно напоминает и Наталья Чебыкина, руководитель сводного педагогического отряда "Деловое содружество". Педотряд активно сотрудничает с московскими вузами, а также с учебными заведениями по России. "Мы сознательно не работаем со студентами педагогических вузов, - рассказывает Наталья Чебыкина. - Для них работа вожатым - это просто практика, у них глаза не горят. Даже студентам-психологам, приходящим к нам в школу вожатых, первым делом говорим: "Забудьте, что вы будущие психологи", потому что они, со всеми знаниями, полученными в институте, начинают ставить над детьми психологические эксперименты". "У нас есть студенты разных специальностей, - рассказывает Наталья о своих подопечных, - и это только помогает вносить в лагерные смены аспект профориентации".
В феврале сводный педотряд начинает рекрутинговые мероприятия в вузах. В марте начинаются занятия школы вожатых, которые делятся на теоретические и практические. Все преподаватели - активные практики, применяющие передаваемые младшему поколению методики в своей работе. Будущим вожатым читают курсы медики, психоневрологи и даже сексологи. Техника безопасности, первая медицинская помощь - обязательные дисциплины.
Чтобы дать молодежи понять, какая огромная ответственность лежит на вожатом, первые три занятия в своей школе вожатых Наталья Чебыкина сознательно направляет на отсев. Тот, кто понимает, что брать на себя ответственность за детей страшно и вообще "грузит", уходит сам. Остальные продолжают заниматься, слушать лекции и практиковаться в разруливании разных лагерных ситуаций, детских конфликтов, проведении мероприятий, игр с детьми разного возраста. В мае, как правило, проходит выездной 3-х дневный инструктаж в подмосковном лагере. Работать вожатым отправляются все равно не все. "Из 200 участников школы в лагеря едут примерно 100 человек", - говорит Наталья Чебыкина.
Другая некоммерческая школа вожатых существует при Детском движении Москвы. Здесь, напротив, обучаются, в основном, студенты профильных специальностей (будущие педагоги, психологи, социальные работники, специалисты по работе с молодежью), а также ребята из средних специальных учебных заведений, например, медучилищ. Их готовят стать не простыми вожатыми среднестатистического ДОЛ, а вожатыми Детского движения Москвы. Будущие вожатые должны понимать, что представляет собой это содружество детских общественных организаций, какие направления в нем существуют. Лагеря ДДМ - это лагеря актива, поэтому в школе вожатых студентов "нагружают" еще и спецификой работы на различны тематических и профильных сменах. Преподают опытные специалисты в области детского движения: педагоги, психологи, игротехники, а также приглашенные практики, обучающие оказанию доврачебной помощи, санитарно-гигиеническим нормам, поведению в экстремальных ситуациях. Уделяется внимание и нормативно-правовым основам деятельности вожатого, студентам постоянно разъясняют, какая ответственность ложиться на их плечи. "Во время лекций был страх ответственности за детей, - вспоминает Татьяна, участница городской школы вожатых ДДМ и сотрудница территориального отделения ДДМ в ВАО. - Но когда начинаешь работать с детьми, страх уходит, а сознание ответственности и повышенное внимание, настороженность становятся естественными и не вызывают дискомфорта".
Своеобразные школы вожатых есть и при лагерях - для будущих сотрудников. Весной молодые вожатые слушают курс, который читает, например, начальник лагеря. Анна, которая после детства, проведенного в лагере "Звездный Университет" при МГУ, решила поработать там вожатой, вспоминает, что учили там много и хорошо. И технике безопасности, и специфике работы с разными возрастами, и способам решения конфликтов, и другим вожатским премудростям (как заслужить авторитет у детей, как вызвать интерес, как быть либеральным и строгим одновременно).
Но школ вожатых не так уж много и не всегда есть гарантии, что администрация коммерческого лагеря проведет курсы для вожатых перед заездом. Родители боятся отпускать детей в лагерь по разным причинам: кто-то боится несчастных случаев в походах и при купании, кто-то опасается за моральный облик детей (вдруг "плохому научат?"). Самый распространенный аргумент против лагерей - "кто там за ними будет смотреть?".
Этот родительский страх хорошо иллюстрирует пример Натальи, мамы двоих сыновей. Ее старший сын однажды был отправлен в зимний лагерь, откуда привез глисты и массу негативных впечатлений. Младшего сына она после такого опыта отпускать в лагерь остерегалась, а окончательно утвердилась в своем мнении, после того как узнала, что соседки по двору, мать и дочь работали в одном из лагерей директором и медсестрой, соответственно. При этом мать отсидела срок за убийство собственного мужа, а дочь, связавшись с преступником, была замешана в торговле наркотиками.
Интересно, что особенно критично относятся к современным лагерям родители, сами поработавшие в прошлом вожатыми и знающие "кухню" детского лагеря изнутри. Алкоголь, привозимый или добываемый на месте, курение, ранний секс - они сталкивались с этим и не хотят того же для собственных детей.
С другой стороны, мало кто отрицает плюсы лагеря для ребенка: самостоятельность, социализация, развитие коммуникативных, творческих, лидерских способностей. Поэтому многие родители ищут оптимальный вариант детского отдыха в виде городских лагерей и небольших лагерей проверенных детских общественных организаций, обществ и клубов. История с утонувшими на Азовском море детьми заставила родителей уделить особое внимание безопасности детей в лагере, поинтересоваться заранее у вожатых и администрации, как все будет организовано, а чиновников - начать проверки лагерей и их педсоставов. "Нет пути обратно - я вожатый, ты вожатый", - поется в известной вожатской песне. И это действительно так. Взяв на себя ответственность, о ней надо помнить всегда, до конца смены.
/Интерфакс/