Десятый отказ
Оппозиции вновь отказано в праве выйти на Триумфальную площадь 31-го числа. Оппозицинеры говорят, что не удивляются. И продолжают критиковать новый закон о ФСБ
Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Второй год подряд с упорством мифического Сизифа российская радикальная оппозиция и правозащитники добиваются разрешения провести на Триумфальной площади столицы митинга в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний. Всякий раз встречают отказ и все равно выходят на площадь, правда, ненадолго, поскольку несанкционированные акции неизменно разгоняет ОМОН.
Девятнадцатого июля для организаторов ни разу толком не состоявшегося мероприятия – своеобразный юбилей, им в десятый уже раз сказали "нет". Один из организаторов акции, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сообщила "Интерфаксу" в понедельник, что ей позвонили из мэрии, и сказали, что в согласовании митинга отказано. "Я даже не спрашивала причину. Мне не интересно. Уже который раз одно и то же", - сказала Алексеева.
Ранее власти Москвы информировали, что в последний день июля отдадут Триумфальную площадь под проведение автомотофестиваля. Алексеева сообщила, что звонивший предложил перенести митинг с Триумфальной площади на Болотную или Тверскую площадь. "Эти варианты не подходят. Уже есть традиция, и люди придут 31-го числа на Триумфальную площадь", - сказала Алексеева. "Мы собираемся выйти 31 июля на Триумфальную площадь", - заявила глава МХГ.
Между тем, по словам писателя Эдуарда Лимонова, создающего сейчас партию "Другая Россия", некий посредник с которым встречались организаторы акции, намекнул, что власти готовы согласовать митинг на Триумфальной площади, если среди его организаторов не будет Лимонова и активиста "Левого фронта" Константина Косякина. "Нас кошмарят. Идет чудовищный нажим. Я ответил посреднику: "Вы считаете, что я должен уйти из политики, отказаться от всего. А завтра, что, вы попросите, чтобы я уехал за границу?", - сказал Лимонов ранее "Интерфаксу". "Мы имеем право на проведение мирного митинга. Самое худшее, что может произойти, - это повторение 31 мая", - сказал Лимонов.
Тридцать первого мая милиция разогнала митинг оппозиции и правозащитников на Триумфальной площади. Были задержаны, по разным данным, от 150 до 200 человек. Активисту движения "Солидарность", журналисту интернет-издания "Газета.ру" Александру Артемьеву (находившемуся на площади во внерабочее время и без редакционного задания) сломали руку. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин осудил действия милиции, прервал действие меморандума о сотрудничестве с МВД и направил руководству страны доклад о событиях на Триумфальной площади.
Ранее один из лидеров оппозиционного движения "Солидарность" Борис Немцов сообщил "Интерфаксу, что ему поступило предложение провести акцию на Триумфальной площади 31 июля без Лимонова. Немцов назвал это предложение "попыткой расколоть оппозицию". "Мой ответ - категорическое "нет", - подчеркнул он.
Оба этих оппозиционных деятеля сегодня резко комментировали одобренный Советом Федерацией закон, который наделяет новыми полномочиями ФСБ РФ. Этот документ дает право спецслужбе делать официальное предостережение гражданину "о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органа ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности". Данное предостережение является обязательным для исполнения. Предостережение выносится физическому лицу "при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о его действиях, создающих условия для совершения указанных преступлений".
"В первую очередь, закон направлен против оппозиции. Они боятся независимых людей", - заявил "Интерфаксу" Борис Немцов. "Драконовский закон, не знающий аналогов в мире, напоминающий наше репрессивное прошлое", - сказал он. В свою очередь Лимонов заявил "Интерфаксу": "Я буду одним из первых, против кого будет применен этот закон. У меня не мания величия, просто я внимательно слежу за тем, что происходит". "Мы будем протестовать против этого закона. Он нарушает наши конституционные права", - сказала "Интерфаксу" в понедельник глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. "Теперь, если кому-то из сотрудников ФСБ придет в голову, что я занимаюсь чем-то неправильным, он мне может это просто запретить", - отметила руководитель старейшей в России правозащитной организации. Она напомнила, что Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека делал экспертизу законопроекта и призвал главу государства его не подписывать.
С аналогичной просьбой обратилось к Медведеву на прошлой неделе историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал". "Полномочия ФСБ в нашей стране давным-давно вышли за всякие разумные рамки. ФСБ в России - больше, чем спецслужба, она наделена даже правом вести следствие по ряду преступлений. Теперь к ФСБ отходит еще одно полномочие прокуратуры - профилактика. Это событие носит не столько практический, сколько знаковый характер", - говорится в заявлении "Мемориала". Правозащитники напомнили, что о профилактике как основном направлении работы КГБ впервые заговорил еще советский лидер Никита Хрущев на ХХI съезде КПСС. Кроме того, 25 декабря 1972 г. президиум Верховного совета СССР издал указ "О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия". Предостережение объявлялось лицам, совершившим "антиобщественные действия, противоречащие интересам государственной безопасности СССР, если они не влекут уголовной ответственности". По мнению авторов обращения, теперь в случае оформления "юридического" механизма предостережения, оно неизбежно становится тем, чем на деле был упомянутый советский указ - орудием политического запугивания.
Между тем Дмитрий Медведев на пресс-конференции в минувший четверг в Екатеринбурге заявил, что изменения в законодательстве, касающиеся, в частности, расширения полномочий ФСБ, осуществляются по его прямому поручению. "Каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб. И мы будем это делать", - сказал Медведев.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/