Договор об СНВ в формате Думы
На парламентской дискуссии по ратификации российско-американского договора по СНВ представители внешнеполитического и оборонного ведомств РФ постарались убедить оппонентов в сбалансированности документа
Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Мало кто сомневается в ратификации Государственной думой России нового договора по СНВ, против него в нижней палате парламента выступают только коммунисты и фракция ЛДПР. Тем не менее, представители внешнеполитического и оборонного ведомств РФ постарались на парламентских слушаниях во вторник обеспечить максимальную степень единодушия при будущем голосовании.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков призвал членов профильных комитетов Госдумы вынести положительное заключение о ратификации нового договора об СНВ. Дипломат признал, что новое соглашение ограничивает возможность возвратного потенциала для участников договора, пояснив, что данное положение стало объектом резкой критики. И все же, по его убеждению, Договор представляет собой исключительно сбалансированный документ. "В нем достигнуто взаимоприемлемое соотношение интересов сторон. От его заключения выигрывают как двусторонние стратегические отношения России с США, так и международная стабильность и безопасность в целом", - подчеркнул Рябков. Он обратил внимание на тот факт, что в новом договоре четко прописан механизм верификации соблюдения его условий, представляющий собой проведение двух типов инспекций, общее количество которых может доходить до 18 в год.
В свою очередь замначальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-майор Сергей Орлов отметил, что новый договор по СНВ не накладывает никаких ограничений на развитие и совершенствование российской ядерной группировки. "Количественные параметры, зафиксированные в данном Договоре, по нашим расчетам, позволяют Вооруженным силам России обеспечить в полном объеме стратегическое сдерживание в мирное время и поражение ядерных объектов противника с гарантированной вероятностью - в военное", - сказал Орлов.
Директор Института США и Канады, членкор РАН Сергей Рогов подробно проинформировал участников слушаний о том, какой критике подвергают в США этот документ политические оппоненты президента Барака Обамы. "Представители крайне правых, республиканцы выдвигают множество аргументов против ратификации договора. В частности, они заявляют, что США пошли на радикальную уступку России, согласившись признать паритет с Россией в этой области, в то время как в других областях у американцев есть огромное преимущество", - сообщил Рогов. Он отметил, что видные представители республиканцев называют этот договор "самой худшей внешнеполитической ошибкой администрации Обамы". В частности, по словам Рогова, крайне правые считают, что этот документ дает России большую свободу строительства ядерных стратегических сил. "Они заявляют, что в договоре вообще не упоминается тактическое ядерное оружие и что у России существует десятикратное преимущество по этому оружию", - сказал Рогов. Он в то же время признал, что российской стороне пришлось пойти на определенные уступки американцам при разработке этого договора. "Приходится признать, что проблема возвратного потенциала в нем не решена полностью, и паритета с американцами у нас в этом нет", - пояснил эксперт.
Реанимация ПРО в Польше
Противники Договора считают еще одной проблемой нежелание Вашингтона отказаться от планов размещения элементов ПРО в странах Восточной Европы. Комментируя подписанный на днях в Кракове дополнительный протокол к основному американо-польскому договору по ПРО, в соответствии с которым элементы ПРО все-таки появятся в Польше Рябков заявил о необоснованности подобного решения и необходимости переговоров с Вашингтоном и Варшавой. "Мы не видим существования ракетных угроз со стороны Ирана в тех масштабах и в том размахе, который требовал бы развертывания подобных систем", - сказал замглавы МИД журналистам. "Цели, которые преследуются (ПРО США, - "ИФ"), они, мягко говоря, неочевидны: от каких угроз США собираются защищать Европу путем развертывания компонентов ПРО наземного базирования?", - отметил Рябков.
Он напомнил, что позиция России заключается в том, чтобы сначала провести совместную оценку ракетных угроз, а затем искать способы преодоления этих рисков без задействования военно-технических средств. "К сожалению, эта наша линия не воспринимается в должной мере правительствами США и Польши, но диалог по этому вопросу мы будем продолжать", - подчеркнул российский дипломат.
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что Россия продолжит дискутировать с новым руководством Польши по поводу согласия этой страны на размещение элементов американской ПРО на своей территории. "Нам еще предстоят плотные дискуссии по этой проблеме, но они, как можно прогнозировать, не будут проходить в режиме конфронтации, а скорее в режиме поиска обоюдоприемлемых решений", - сказал накануне депутат "Интерфаксу". Слуцкий считает, что победивший на президентских выборах в Польше Бронислав Коморовский не будет выступать против соглашения о размещении американской ПРО. Вместе с тем, российский парламентарий не исключает, что "при новом президенте Польши этот вопрос еще будет обсуждаться внутри страны". "Думаю, что те мотивы, по которым прежний президент Лех Качиньский в свое время подписывал с Вашингтоном соглашение по ПРО, у нового президента Коморовского в значительной степени будут отсутствовать", - сказал Слуцкий. "В отличие от своего предшественника, проводившего абсолютно проамериканскую и заведомо негативную по отношении к России политику, новый глава государства придерживается принципиально иной позиции, ориентированной, в первую очередь, на европейское сообщество, а также на восстановление добрососедских отношений с нашей страной", - полагает парламентарий.
На сегодняшних слушаниях Рябков подчеркнул, что Россия при создании нового договора об СНВ никогда не ставила перед собой задачи ограничить развитие американской системы ПРО. "Никогда не ставилась задача через этот договор (об СНВ - ИФ) ограничить развитие системы ПРО Соединенных Штатов Америки, и глобальной в том числе. Таких ограничений в этом договоре нет", - сказал он.
Напомним, в сентябре прошлого года администрация Обамы заявила об отказе от дорогостоящих планов размещения в Польше ракет-перехватчиков шахтного базирования в пользу использования ракет типа SM-3. В качестве основной причины аннулирования более обширных планов США назвали меньший, чем предполагалось ранее, риск ядерной баллистической атаки со стороны Ирана, сообщает "Россия-24". Новый подход к системе ПРО предполагает, что она, в первую очередь, будет защищать американские войска, размещенные в разных частях мира, от ракет малой и средней дальности. Один из таких комплексов – батарея Patriot - появился в мае этого года в польском городке Моронг в 60 км от границы с российской Калининградской областью. Как заявил министр обороны республики Богдан Клих, ракеты SM-3 в соответствии с "ясным заявлением американской стороны" появятся в Польше в период с 2015 по 2018 годы.
Что дальше?
Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев напомнил, что президенты России и США предложили национальным парламентам провести такую ратификацию синхронно. Он отметил, что и российские парламентарии, и сенаторы США намерены завершить предварительную проработку договора до конца июля. "На уровне сенатских комитетов эту работу предполагается завершить до летнего перерыва, который наступает в конце июля, мы же также на уровне профильных комитетов завершим эту работу до конца сессии (последнее пленарное заседание Госдумы состоится 16 июля - ИФ)", - сказал Косачев.
Новый договор по СНВ должен заменить договор между Россией и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 года, срок действия которого истек 4 декабря 2009 года. Срок действия нового договора о СНВ - десять лет. Он может быть продлен по решению сторон на срок не более пяти лет, если ранее он не будет заменен последующим соглашением по СНВ. Договор подлежит ратификации и вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами.
Россия и США по новому договору договорились сократить суммарное количество боезарядов, по сравнению с московским договором 2002 г., на треть до 1,55 тыс. (по московскому договору уровень боезарядов был зафиксирован в 1,7-2,2 тыс. для каждой страны). Кроме того, Россия и США более чем в два раза понизят предельный уровень для развернутых и неразвернутых стратегических носителей - до 800.
Ранее президент РФ заявил, что в случае нератификации Договора СНВ-3 отношения России и США могут откатиться назад, к советским временам. "Если ратификация состоится, значит, мы с президентом Обамой работали не зря. А если ратификации не будет, значит, мы вернулись к определенным советским временам, когда такого рода договоры не ратифицировались", - сказал Дмитрий Медведев.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/