Те, кто гибнет не в бою
За первый квартал этого года "небоевые потери" Вооруженных сил РФ превысили 90 человек. Половина погибших – самоубийцы
Москва. 21 мая. INTERFAX.RU – "Небоевые потери" – бич российской армии, который несколько раз в год заставляет военных чиновников "выражать сожаление", собирать совещания, говорить о "мерах" и "поиске причин", чтобы окончательно не потерять лицо. И главная проблема вовсе не в том, что начальство не в состоянии уследить за солдатами, направляющими автомат на сослуживцев, а в том, что значительную часть этих смертей составляют суициды.
За первый квартал этого года не на поле боя погиб 91 служащий Вооруженных сил. Из них половина – самоубийцы. Такие данные привел на сегодняшней пресс-конференции военный прокурор Сергей Фридинский, отвечая на вопрос корреспондента "Интерфакс-АВН".
Далее он заявил, что на 29 мая по этой теме уже запланировано совещание представителей силовых ведомств. Приглашение, по словам генерала, получат и гражданские организации, включая Общественную палату РФ, активно занимающуюся армейскими делами. Говорить чиновники будут, как всегда, о причинах суицидов и их профилактике. Одним словом, ничего нового.
Только за январь 2008-го "небоевые потери" российской армии составили 36 человек – в мартовском отчете Минобороны говорилось, что шестеро из них стали жертвами несчастных случаев и ДТП, два солдата погибли из-за неосторожного обращения с оружием, еще два – убиты по неосторожности, один – убит старослужащим. Двадцать пять расстались с жизнью по собственной воле. По сравнению с декабрем 2007-го эта цифра была существенно больше.
Вообще, особенностью последних месяцев стал рост числа самоубийств среди военных. Причем накладывают на себя руки не только рядовые, но и офицеры. Медики Минобороны утверждают, что "идут по пути активной профилактики", помогают летчикам и подводникам реабилитироваться, даже отправляют их бесплатно в санатории, однако статистика упрямо не хочет меняться.
На помощь срочникам готова прийти даже Церковь, которая с недавних пор проявляет большой интерес к деятельности различных государственных институтов. В Московском патриархате считают, что армии нужны священники, поскольку зачастую солдату бывает легче обратиться к ним, нежели к командиру. В ряде частей ВС уже есть капелланы, и там, по мнению Церкви, у людей появляется "духовная отдушина".
Как бы то ни было, многие военнослужащие в кризисной ситуации по-прежнему не видят иного выхода. Примечательно, что иногда они решают свести счеты с жизнью уже после увольнения – как описал это в феврале прошлого года на очередном "круглом столе" в Москве генерал Виктор Бусловский, "солдаты едут домой, возвращаются и вешаются". Как видим, с тех пор существенных изменений не произошло.
/Интерфакс, Иван Баранов/