Триумфальная площадь: мы желаем счастья вам. Фото
Очередная несанкционированная акция в защиту 31-й статьи Конституции РФ ознаменовалась массовыми задержаниями, невероятной людской давкой и музыкой юных доноров
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU – Обычно у фешенебельного ресторана "Горки" на Тверской стоят дорогие машины. В понедельник во второй половине дня там выстроились автобусы с людьми в военной и милицейской форме. Триумфальная площадь была перекрыта и оцеплена – опять же милиция, ОМОН, служащие внутренних войск (более десяти грузовиков с солдатами). Немосквичу в такой ситуации сложно понять, что происходит. Москвичи же, по крайней мере те, чья жизнь так или иначе связана с Триумфальной площадью, точно знают – пришло очередное 31 число, когда схлестываются интересы двух общественных групп – массированно активных доноров из молодежных движений (например, "России молодой") и значительно менее многочисленных правозащитников и оппозиционеров, которые вот уже который месяц пытаются провести на площади публичную акцию в защиту 31-й статьи Конституции РФ, однако неизменно получают отказ.
Юные доноры
Сценарий уже стал привычен: оппозиционеры выходят из метро, камеры, вспышки, милиция, ОМОН, погрузка "несогласных" в автобусы. В последнее время к нему только добавились доноры. Те самые, из молодежных организаций. Именно ради них, жертвующих свою кровь, а потом слушающих концерт под открытым небом, и происходят в центре города действия, подозрительно напоминающие "усиление". Для простых граждан города это означает – перекрытие двух больших парковок на Триумфальной, где обычно оставляют машины сотрудники всех расположенных поблизости офисов, эвакуация машин, неосторожно поставленных на обочине Тверской, а также незабываемое музыкальное сопровождение. Даже если не хочешь, донорский музыкальный микс тебе будет привит. Равно как и сентенции молодежных лидеров.
Правда, с выбором музыки особого разнообразия нет. В этот раз музыкальная программа подозрительно напоминала уже использованную. В частности, хит "Обернись" от группы "Город 312", "Группа крови" "Кино". В компании "Moroz Records", кстати, об использовании одной из самых популярных песен Виктора Цоя как чуть ли не гимна доноров не знали. Там сообщили, что доведение до общего сведения произведений, защищенных авторским правом, обладателем тех самых прав не приветствуется, однако случаи публичного некоммерческого использования относятся к ведению Российского авторского общества (РАО). В РАО ситуацию пообещали прокомментировать во вторник.
Акция юных доноров началась ровно в срок. Все как обычно – колоннами и шеренгами они следовали за ограждение, строились перед сценой и слушали музыку и речи своих лидеров о пользе донорства. Правда, иногда лидеры срывались в кликушеские интонации, но их можно понять. Донорство уже многие десятилетия в нашей стране является популярной темой.
Ранее руководитель пресс-службы движения "Россия молодая" Наталия Маслова сообщила "Интерфаксу", что молодежные движения планировали собрать на Триумфальной площади многотысячную акцию в поддержку донорства крови "Спасая жизни". "В ней примут участие молодые доноры, врачи московских больниц и центров переливания крови", - сказала Маслова. Организаторами акции выступили пять молодежных движений - "Молодая гвардия Единой России", "Россия молодая", "Местные", "Новые люди" и Российский союз сельской молодежи. Врачей, правда, на площади можно было найти с трудом – разве что пара человек.
У метро выстроились милиционеры. "Граждане, проходим, не задерживаемся, проходим, граждане, проходим". Несколько мегафонов и на несколько голосов. "Снимешь меня еще раз, узнаешь, что почем". "Проходим, граждане!" Граждане, правда, многие останавливались. Интересовались, что же происходит.
Из всех прохожих, опрошенных у памятника Маяковскому и на Тверской, лишь один человек смог уверенно сказать, почему вокруг так много милиции. "Они готовятся к акции в защиту свободы собраний, которая проходит по 31-м числам", - хмуро заявил 33-летний эколог Алексей. Остальные опрошенные всех возрастов и обоих полов даже не могли предположить, почему в центре города стоят машины с ОМОНом. Одна пенсионерка предположила, что на площади соберутся школьники праздновать окончание учебного года. И еще один юноша с велосипедом бодро оттарабанил: "Это меры по предотвращению террористических актов. Это же центр Москвы! Здесь при любом скоплении народа есть риск происшествий".
Шустрые доноры в толпе у метро продолжали агитацию. Их, в отличие от журналистов, не теснили. Потом те же юноши, что в футболках со строчками Маяковского на спине раздавали листовки о донорстве, оказались в толпе, причем не в лучшей роли – они активно и непосредственно участвовали в драках, в том числе и затевая их.
31-я статья
"Несогласных" в этот раз на площади оказалось значительно больше, чем во все предыдущие разы. Большая часть выстроилась на ступеньках зала им. Чайковского, плотно стиснутая милицейским оцеплением. Почти сразу начались первые задержания. Всего в автобусах с решетками уехали более 100 человек. Значки с цифрой 31, синие лейки и шары, плакаты, брошюры с текстом Конституции РФ, желтые зонты все с той же цифрой. Против них усиленно работали донорские ресурсы. Несмотря на то, что в разгар несанкционированной акции большая часть юных поборников донорства с площади уже разошлась, колонки донорского центра продолжали работать на полную громкость, заглушая крики митингующих. Представители правоохранительных органов работали на сдерживание и задержание.
По последним данным, сотрудники московской милиции задержали 170 представителей оппозиционных движений, сообщил "Интерфаксу" информированный источник в правоохранительных органах столицы."По уточненным данным, которые обновляются по мере доставления задержанных в ОВД, в настоящее время их число составляет 170 человек", - сказал источник. По его информации, задержанные находятся практически во всех ОВД Центрального административного округа столицы: "Хамовники", "Арбат", "Пресненское", "Тверское", "Замоскворечье", "Басманное", "Красносельский", "Китай-город", и др.
На площадь прибыл чтобы лично увидеть происходящее российский омбудсмен Владимир Лукин. Правда, его появление вызвало недоумение у сотрудников правоохранительных органов. "По сути, комментарии В.Лукин давал на проезжей части, из-за чего выезд на Тверскую с Садового кольца в районе зала имени П.И.Чайковского был практически блокирован на протяжении почти часа", - сказали в ГУВД. Правда, заблокирован проезд был до приезда Лукина и еще долго после его ухода оставался заблокированным. Расчистить проезд милиция пыталась при помощи машины "Скорой помощи", которая проехала в сторону Тверской, включив сигналы, однако проезжую часть сразу после проезда автомобиля вновь запрудили люди.
"К сожалению, все прошло более или менее в том же духе, что и прочие мероприятия здесь", - сказал Лукин, "Интерфаксу". "Если одна организация пишет уведомление на проведение в том или ином месте митинга, то разрешение им предоставляется в заявительном порядке - потому что закон здесь у нас заявительный", - отметил омбудсмен. "Если же другая организация также хочет в этом же месте провести свою акцию, то можно скорректировать проведение того и другого мероприятия либо по времени, либо по месту. То есть если организация, подавшая заявку позже, согласна собраться в другом месте, оно ей предоставляется. Если же для них принципиально именно это место, то им дается разрешение на митинг позже на определенное время", - пояснил он. "Закон в нашей стране важнее, чем мнение начальства, но, к сожалению, он снова не был реализован", - считает омбудсмен. По его словам, оппозиционеры находились в основном на тротуаре, и "милиция обходилась с ними очень грубо, зачастую неправомерно задерживая". "Я видел это, и готов свидетельствовать об этом где угодно, в том числе в суде", - добавил Лукин.
Музыка и давка
Незадействованные и не покинувшие площадь юные доноры пританцовывали за ограждением под музыку, не вмешиваясь в происходящее, но с интересом наблюдая за тем, как давят и жмут к метро тех, кто пришел выступить за свободу 31-й статьи. Милиция пыталась разогнать толпу и пустить движение по выезду с Садового кольца на Тверскую, но безуспешно. Толпу "несогласных" удавалось удерживать лишь постоянным напряжением. Группа "несогласных" в этот раз появилась на площади и с другой стороны – от Брестской улицы. Там их также выдавливали с площади, создав живую цепочку. Тех, кто отказывался покидать площадь, задерживали. Милиционер яростно пытался сложить сломанный желтый зонтик с цифрой 31. Музыка на площади продолжала играть.
Площадь жила сочетанием статики и динамики – то тут, то там происходили задержания. Тут кричали одни лозунги, тут другие, причем среди пришедших к памятнику Маяковского оказались и активисты ФАР, и обманутые дольщики. Около половины восьмого на площади из колонок триумфально понеслось "Мы желаем счастья вам". Милиция пошла на финальный "отжим" и рассеивание толпы. В образовавшейся у входа в метро несусветной давке падали люди, в том числе и сами сотрудники правоохранительных органов, не выдержавшие рьяного напора коллег.
В восемь вечера на площади почти никого не осталось. Только донорская сцена, а также порванные брошюры под ногами, которые местами мешались с бумажками с написанной от руки или напечатанной цифрой 31.
Уходя из ОВД
Задержанным же предстояло еще провести долгие часы в различных ОВД. Как сообщил Interfax.ru активист Федерации автовладельцев России (ФАР) Алексей Некрасов, который в числе прочих был доставлен в ОВД "Басманное", лишь спустя шесть часов после задержания ему сообщили, почему именно он был задержан. Сотрудник ОВД рассказал, что причиной стало неповиновение сотрудникам правоохранительных органов и участие в несанкционированном митинге. Некрасов отметил, что в ОВД с задержанными обращались также грубо, в частности его рядовой ударил руками по спине. Задержанный пытался подать заявление на незаконные действия сотрудников милиции, однако зарегистрировать его отказались. По словам Некрасова, среди задержанных на равных находится 84-летний ветеран войны. Мы пока не располагаем комментариями правоохранительных органов.
Один из руководителей оппозиционного движения "Солидарность" Илья Яшин сообщил, что в ОВД "Басманное" вместе с ним были доставлены 23 человека, в том числе 84-летний ветеран Великой Отечественной войны. "Спустя почти пять часов большинство из них отпустили. Мне предъявлены обвинения по ст. 20.2 КоАП (организация и проведение несанкционированного митинга, пикета или шествия). Остальным - по ст. 19.3 КоАП (сопротивление сотрудникам милиции при задержании). По этой статье грозит до 15 суток административного ареста", - сказал Яшин. Он рассказал, что вместе с ним среди задержанных находился один из трех организаторов акции - активист "Левого фронта" Константин Косякин, который, по имеющейся информации, пока остается в ОВД.
Яшин также сообщил, что после задержания им пришлось провести в автозаке более часа. "Нас напихали в автозак, держали там час с лишним. Температура внутри достигала 40 градусов. Двум задержанным стало плохо с сердцем, пришлось вызывать скорую помощь", - сказал Яшин. Информацию о вызове "скорой" также подтвердили и активисты ФАР.
Яшин также утверждает, что одному из журналистов, который оказался среди задержанных, сотрудники милиции нанесли травму. "По моей информации, одному из журналистов сломали правое предплечье, когда везли в автозаке. Из ОВД "Арбат" увезли на машине скорой помощи", - добавил Яшин. "Интерфакс" пока не располагает официальными комментариями представителей правоохранительных органов по поводу данной информации.
Утром во вторник отчиталось по задержанным и ГУВД: дежурный офицер группы оперативно-информационного реагирования столичного ГУВД Аркадий Баширов сообщил "Интерфаксу", что в отделениях внутренних дел Москвы практически не осталось участников несанкционированного митинга, который прошел в понедельник вечером на Триумфальной площади. "В ОВД столицы осталось несколько иногородних задержанных, которых отпустят в ближайшее время, после того, как на них будет составлен протокол об административном правонарушении в присутствии мирового судьи", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что всего было составлено около 150 протоколов об административном правонарушении.
/Интерфакс/