Ценой тысячи жизней и сожженного Цхинвала мы приобрели независимость и признание

Председатель парламента Южной Осетии Станислав Кочиев накануне 18-летия провозглашения независимости республики рассказал о восстановительных работах, которые идут в стране, и перспективах отношений с Грузией

Ценой тысячи жизней и сожженного Цхинвала мы приобрели независимость и признание
Ценой тысячи жизней и сожженного Цхинвала мы приобрели независимость и признание
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 мая. INTERFAX.RU - Председатель парламента Южной Осетии Станислав Кочиев накануне 18-летия провозглашения независимости республики рассказал о работе своих коллег, восстановительных процессах, которые идут в стране, и перспективах отношений с Грузией.

-29 мая 1992 года Верховный Совет РЮО принял Акт о государственной независимости Южной Осетии. Насколько значима для Южной Осетии эта дата?

- Это был важный и решительный шаг, мужественный шаг тогдашнего парламента. Мы самоопределись как нация, и выдвинули одну из национальных идей - получение независимости. Мы знали, что против нас ополчатся все и вся. Так и произошло. Но мы выполнили свою главную миссию - добились независимости и признания. Эта независимость нам стоила тысячи жизней, потери здоровья наших граждан и сожженного Цхинвала.

- Каким направлениям законодательной сферы парламент РЮО намерен уделить первостепенное внимание?

- Сегодня идет процесс восстановления нашей республики, а это означает, что восстанавливаются все отрасли народного хозяйства, социальной сферы и политики. Поэтому отдавать сегодня преимущество одной из этих сфер, видимо, невозможно. Если бы мы были уже восстановлены, можно было и определить приоритеты. А на данный момент у нас все приоритетно: и социальная, и политическая, и нравственная, и культурная сферы.

- Как вы оцениваете внешнеполитическую деятельность парламента РЮО? Нуждается ли она в активизации и что для этого делается?

- Внешнеполитическую деятельность парламента я оцениваю положительно. У нас давние связи с Государственной Думой России, которые не прекращались и не прекращаются. Очень тесные связи с парламентами республик Кавказа. Мы входим в Ассоциацию парламентов всего Северного Кавказа и ЮФО, а также парламентского союза трех республик - Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В этом направлении идет большая активная работа. По многим вопросам берем пример с Госдумы России, чтобы идентифицировать наше законодательство, унифицировать его с российским.

В последнее время наметились перспективы развития отношений с белорусским парламентом, с левой фракцией парламента Украины. В сентябре намечены визиты наших депутатов на Кубу, где они встретятся с президентами стран Латинской Америки. Это будет происходить при посредничестве ЦК Компартии Кубы, которая оказывает нам через свое посольство в Москве непосредственную помощь в этом направлении.

- Уже третий год в республике идут процессы восстановления. Как, на Ваш взгляд, республика справляется с этой работой и были ли своевременно задействованы необходимые ресурсы?

- Если бы мы задействовали все ресурсы, этой проблемы не было бы давно. Но, как говорят японцы: "Трудно споткнуться, лежа в постели". Работают все органы, восстановительный процесс в целом идет удовлетворительно. Но многие объекты остались вне поля деятельности. Многие наши граждане продолжают ютиться в палатках, не имея крыши над головой. Надо приложить все усилия, чтобы очередную зиму они не остались в таком положении. В этом направлении и правительству и парламенту нужно сделать все возможное, чтобы ускорить процесс строительства.

- Как Вы прокомментируете информацию о планируемом сокращении личного состава Министерства обороны РЮО?

- Этот вопрос очень болезненный, и такое сокращение может быть чревато очень плохими последствиями. Такое количество людей могут оказаться не удел, и может произойти осложнение криминогенной ситуации, социальный взрыв. Все должно проходить по плану. Пока мы работаем над законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Посмотрим, что обойдется дороже - содержать армию или их пенсионное обеспечение, социальное страхование, обеспечение жильем. Таким образом, мы пытаемся решить эту проблему, в том числе через депутатов Госдумы. Мы прилагаем все усилия, чтобы не допустить массового сокращения. А тех, кого надо сократить, нужно трудоустроить.

- По какому сценарию, на Ваш взгляд, будут развиваться отношения между Южной Осетией и Грузией ближайшие два-три года?

- В ближайшее время, конечно, никаких подвижек по определению не может быть. Война опасна и тяжела своими последствиями. И мы пока не можем говорить о том, чтобы жить так, как жили до августа 2008 года. Мы на международной арене работаем с представителями Грузии, Россия нам в этом отношении помогает. Ведем переговоры с этими людьми. Но люфт исчерпан, и чтобы появились подвижки, нужно выходить на качественно новый уровень и определить новые задачи. Тогда, может, и будут какие-то результаты.

Трудно поверить, что Грузия откажется от попыток реинтеграции наших территорий в свой состав. В этой связи я полагаю, что сильных подвижек не будет. Нужно дать им время привыкнуть к неизбежности и безвозвратности наших территорий.

- Актуальна ли на сегодняшний день тема третьего президентского срока в Южной Осетии. Каково Ваше личное мнение по этому вопросу?

- Наша Конституция говорит сама за себя. Есть сроки, которые мы должны соблюдать. Вопроса о другом пока не было.

- На какой стадии находится работа депутатского корпуса по политико-правовой оценке событий августа 2008 года?

- Мы поручил разработать это комитету по внешней политике и межпарламентским связям, который возглавляет вице-спикер Юрий Дзиццойты. Мы планируем представить ее на обсуждение парламента примерно к осени 2010 года.

- Недавно в одном из своих интервью глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров высказался за объединение двух Осетий. Как Вы прокомментируете это заявление?

- Заявление Теймураза Мамсурова не только своевременно, но близко и понятно всем истинным патриотам Осетии. Веками мы жили раздельно, и сегодня хотим наконец жить вместе. Это естественное стремление разделенного народа воссоединиться в едином обществе. Рано или поздно это все равно должно произойти. Это не только возможно, но и необходимо.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений