Миллиарды людей под землей. Архивные фото
Московскому метро исполняется 75 лет. Сколько человек за это время воспользовалось метрополитеном, сколько стоит метро, какая линия самая старая, какая самая загруженная – специальный обзор "Интерфакса"
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - Пожалуй, не найти такого транспортного предприятия во всем мире, которое перевезло бы по численности современное население Земли несколько десятков раз. Нет ни одной транспортной организации, которая бы перевезла свыше 100 млрд пассажиров, кроме одной - Московского метрополитена. За 75 лет своего существования московское метро помогло 128 млрд 900 млн (!!!) москвичам и гостям столицы переместиться по Москве.
Уже с первых дней существования наше родное метро было признано самым красивым в мире. И по прошествии 75 лет с момента своего открытия 15 мая 1935 г. оно остается таковым, и экскурсия по метро остается обязательным в маршруте туристов. А посмотреть есть на что, ведь из 180 действующих станций 44 признаны объектами культурного наследия. Причем Кольцевую линию метро, соединяющую 7 из 9 московских вокзалов, можно назвать музеем: все 12 ее станций признаны памятниками архитектуры.
Решение о сооружении метро было принято на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 г., и уже через четыре года открылся первый участок московского метро длиной 11 км от "Парка культуры" до "Сокольников", который также сейчас считается музейным объектом. Наслаждаться подземными памятниками человечество может еще не одно столетие, так как гарантия на тоннели московского метро составляет 300 лет, а при должном уходе за сооружениями метрополитена и реализации программы реставрации станций (одни из последних отреставрированных - "Курская", "Маяковская") этот срок может продлиться намного дольше.
По действующим законам название станций должны свободно ориентировать пассажиров по городу, имея привязку к наземным объектам. Так, последние переименования станций "Деловой центр" в "Выставочную" и "Битцевского парка" в "Новоясеневскую" были обусловлены привязкой названий объектов к привычным наземным. А несколько десятилетий назад на одном из первых мест в имянаречении стояла политическая составляющая. Это привело к тому, что в истории метро были массовые переименования станций. Так, в середине 60-х годов прошлого века "Сталинская" стала "Семеновской", "Дворец Советов" стал "Кропоткинской", "Улица Коминтерна" - "Александровским садом".
Свой отпечаток оставила и перестройка 1980-х гг., когда стали отказываться от советских названий. В результате этого "Дзержинскую" переименовали в "Лубянку", "Горьковскую" в "Тверскую", "Колхозную" в "Серпуховскую". Всего переименованию за свою историю подверглись свыше двух десятков станций.
Но лидером по смене "фамилии" стал нынешний "Охотный ряд". Станция, названная при открытии в 1935 г. "Охотным рядом", ровно через 20 лет получила имя автора Генплана реконструкции Москвы 1930-х гг. Лазаря Кагановича, в 1957 г. эта станция вновь получила название "Охотный ряд", в 1961 г. она стала "Проспектом Маркса", и, наконец, нынешнее и первоначальное название вернулось многострадальной станции в ноябре 1990 года.
Как "подземный город" столичный метрополитен оброс множеством слухов, легенд, мистических историй и примет. Самая популярная из примет - потереть определенные части некоторых из 76 скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Еще считается хорошей приметой проехать от одной конечной станции линии до другой. А влюбленным рекомендуют встречаться у правой ноги партизанки на станции "Партизанская". Еще говорят про "метро-2". Метрополитену порой приписывают все подземные сооружения, тоннели в Москве, созданные в разные века вплоть до времен Ивана Грозного. А еще говорят, от неких привидениях, необычных существах, которых встречают исследователи подземелья…
Что такое современный московский метрополитен?
Это 180 станций на 12 линиях протяженностью 298,2 км вместо 10 станций Сокольнической линии, протяженностью 11,2 км 75 лет назад. Они обслуживаются 15 электродепо. В мае к структуре действующего метро прибавятся 3,6 км линий Люблинской линии и две станции "Достоевская" и "Марьина роща". В столичном метро станции имеют 278 вестибюлей, а 70 из 180 станций имеют по одному вестибюлю.
Самая длинная линия московского метро - Арбатско-Покровская - 43,5 км, самая короткая - Каховская (3,3 км). Самый длинный перегон 6,5 км между станциями "Крылатское" - "Строгино", самый короткий между "Выставочной" и "Международной" - 500 метров. Каждая третья станция имеет пересадку на другую линию, 16 станций "подземки" наземные. Самая глубокая станция - "Парк Победы".
По интенсивности и объемам перевозок московская "подземка" занимает первое место в мире. Средняя эксплутационная скорость поездов с учетом остановок составляет около 41,6 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом - 90 секунд. Это особо с нескрываемой завистью среди прочих отметил (тогда еще) премьер Объединенного Королевства Тони Блэр, побывав в московском метро в качестве пассажира.
2,4 млрд пассажиров перевез московский метрополитен в 2009 г., что почти на 200 млн пассажиров меньше, чем в 2008 году, и это вызвано экономическим кризисом.
Таганско-Краснопресненская линия метро, так называемая "фиолетовая" до открытия метро в Митино была лидером по количеству перевезенных пассажиров (15,3% от общего числа пассажиров). Она же перевозит утром до 150 тыс. пассажиров в час. На втором месте по загруженности - Замоскворецкая линия с 15% пассажиров, следом идут Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская, Сокольническая и Арбатско-Покровская линии. Наименее загруженные - Филевская и Бутовская линии.
Самый загруженный день в метро в среднем - пятница, когда поезда перевозят 8,9 млн пассажиров, самый свободный - воскресенье (4 млн пассажиров). При среднесуточной перевозке пассажиров в 2009 г. 6,55 млн в день самым загруженным оказался апрель - 7,28 млн пассажиров в день, наименее - август (5,57 млн в день). В тоже время по статистике в среднем в одном вагоне перевозится 49 пассажиров.
В московском метро 625 эскалаторов. 53 станции неглубокого заложения не имеют эскалаторов. В тоже время все новые неглубокие станции оборудуются лифтами, позволяющие свободно передвигаться инвалидам и пассажирам с детскими колясками. А начальник метрополитена Дмитрий Гаев заявляет, что через несколько лет при реконструкции наземных станций Филевской линии на них по возможности будут построены эскалаторы или лифты. В последние годы устаревшие эскалаторы стали заменять на современные, из-за чего приходится закрывать вестибюли метро на продолжительное время.
Работу метрополитена обеспечивают 36,6 тыс. его сотрудников, из них 46,6% - женщины. При этом до последнего времени в московском метро работала только одна женщина-машинист, а сейчас уже ни одной. По действующему трудовому законодательству такая работа не для слабого пола.
Пассажиров перевозит 4,5 тыс. вагонов. В метро обновляется подвижной состав. Новые вагоны будут принципиально отличаться от предыдущих. В них будет установлен асинхронный тяговый двигатель и иная система торможения. Это позволит снизить тепловые выбросы в тоннели и снизит затраты электроэнергии на 12-15%.
Дорогу "зайцам" на станциях преграждают 2638 турникетов, работающих на вход. Турникеты стали устанавливать в московском метро в 1958 г., а с 1961 г. войти на станции стало возможно лишь через контрольные пропускные пункты. В советское время использовались копейки, "пятачки". С перестройкой и последующей инфляцией турникеты стали принимать лишь жетоны, замененные впоследствии магнитными билетами. И вот уже десять лет применяются бесконтактные карты. Они позволяют экономить на проезде при покупке большого числа поездок, не оттягивают карман как жетоны и позволяют экономить время, потраченное на очереди в кассы. С очередями будут бороться и современные автоматы по продаже билетов, а также банковские карты (уже свыше десятка банков выпускают пластиковые карты, позволяющие оплачивать проезд по минимальной цене). Технически возможна оплата проезда через мобильные телефоны, но производители и продавцы не спешат предложить потребителям специально предназначенные для этого трубки.
В структуре доходов метро лишь 62,9% денежный вклад пассажиров. Еще 33,5% доходов - вклад госбюджета за перевозимых льготников. И лишь 3,6% доходов метро получает от рекламной, коммерческой и иной деятельности. При этом 44% расходов идут на зарплаты сотрудникам "подземки", 12% на оплату энергоресурсов, значительная часть расходов идет на ремонт и содержание объектов метро. В то же время бюджет Москвы выделяет средства на строительство новых линий и станций метро (в 2009 г. - 26,7 млрд руб., в 2010 г. - до 30 млрд руб.). Федеральный бюджет, выделивший в прошлом году 1,9 млрд руб., в этом году от развития столичного метро отстранился, не выделив ни копейки.
15 мая 2010 г. 75 лет Московскому метрополитену. Метро много ругают, но, как известно, ругают любимых. Любой спустившийся в "подземку" понимает, что современную Москву невозможно без нее представить. Как бы развивалась Москва без скоростного внеуличного транспорта, каковым является метрополитен, окутавший как паутина российскую столицу, сейчас трудно представить. Подземная Москва стала неотъемлемой частью жизни москвичей и гостей города, даже "больших людей", проезжающих в метро, избегая дорожных пробок. В своей песне Валерий Сюткин поет "ежедневно 42 минуты под землей". Будет лучше, если эти "минуты, слагаемые в года", пройдут с комфортом, в красоте и просто приятно. Для этого метро придет в Жулебино, Солнцево, в район Коровинского шоссе, Братеево, возможно, в Зеленоград; поезда станут менее шумными и с кондиционерами; установят новейшие системы безопасности. А в перспективе понятия "давка" и "очереди в кассы" могут практически исчезнуть благодаря развитию сети метро и наземных дорог, и использованию новых технологий оплаты проезда.
При подготовке материала использованы материалы пресс-службы московского метрополитена и информация из открытых источников
Материал подготовил Юрий Кологорцев
/Интерфакс/