Пиратский закон
Эксперты продолжают обсуждать то, как же именно юридически должна вестись борьба с морскими пиратами. Среди прочего звучат предложения о создании специального трибунала
Москва. 7 мая. INTERFAX.RU - Известие о том, что пираты, посягнувшие на российский танкер и обезвреженные в результате штурма морской пехотой, отпущены восвояси, многих россиян повергло в недоумение. Ведь только вчера президент РФ Дмитрий Медведев, похвалив наших моряков за мужество, пообещал, что российские власти будут разбираться с пиратами, захваченными во время освобождения танкера "Московский университет", по всей строгости военно-морского права. Глава российского государства, правда, оговорился, что нынешняя правовая база явно не соответствует реалиям и с точки зрения международных правовых и политических средств "эта ситуация очень плохая". "Может быть, вернуться к идее создания международного суда и других юридических инструментов. До тех пор, пока этого не будет, нам придется поступать так, как поступали наши предки, когда встречали пиратов", - сказал Медведев.
Что ж, сомалийским флибустьерам пока не судьба болтаться на рее или пройтись по доске под килем. Сегодня Минобороны России официально подтвердило сообщение о том, что пираты отпущены. "Это связано с несовершенством международной нормативно-правовой базы", - сказал "Интерфаксу-АВН" начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов. Затем источник в военном ведомстве сказал агентству, что пиратов отпустили из-за отсутствия необходимой международной правовой базы и невозможности установить их гражданство. Источник "Интерфакса" в правоохранительных органах в свою очередь отметил, что "решение о судьбе пиратов - передаче их другому государству либо об их освобождении - вправе принять командир военного судна, задержавшего флибустьеров".
Президент Ассоциации международного морского права, судья международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин подтвердил "Интерфаксу", что капитан военного корабля обладает такими правами. Вместе с тем Колодкин высказал мнение, что данное решение "было согласовано с органами власти РФ". "В соответствии с Конвенцией по морскому праву именно государство, под чьим флагом ходит военный корабль, захвативший пиратское судно, может арестовать пиратский корабль и предать пиратов суду на своей территории, но может и отказаться от таких действий", - отметил Колодкин. Ранее сообщалось, что российский морской спецназ, взявший штурмом захваченный танкер, разоружил и высадил пиратов в их собственную лодку. Будущность их довольно незавидна, если учесть, что все средства навигации, имевшиеся у морских разбойников конфискованы. Кстати, по данным радиопеленгации, приблизительно через один час сигналы (от радиоаппаратуры) в лодке пропали в радиоэфире.
В целом, история лишь подтверждает правоту Медведева, сетующего на отсутствие внятного международного инструментария. Президенту вторит постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, заявивший сегодня "Интерфаксу", что российская сторона намерена безотлагательно инициировать создание международной правовой базы борьбы с пиратством, "иначе все попытки преодолеть это зло превращаются в глупую игру". "19 мая на посольском заседании совета Россия-НАТО (СРН) мы поставим вопрос ребром: необходимы совместные усилия по формированию единой правовой базы борьбы с пиратством", - сообщил Рогозин "Интерфаксу". "Если такого рода единые международные правила не будут выработаны, это проведет к импровизациям национальных вооруженных сил тех стран, чьи граждане, суда подвергаются систематической угрозе нападения", - отметил постпред. "Лично я являюсь сторонником крайне жестких мер по отношению к морскому разбою, поскольку речь идет все-таки о бандитизме, а бандитизм надо встречать огнем и не либеральничать", - заявил Рогозин. Он выразил уверенность, что излишний гуманизм в борьбе с пиратством будет приводить к рецидивам. Кроме того, Рогозин выразил недоумение в связи с тем, что ведущие западные страны, в том числе морские державы, фактически проявляют нежелание создавать специальный трибунал для пиратов. "Такой суд мог бы призывать к закону сомалийских пиратов, которые сегодня действуют безнаказанно, поскольку на территории этой страны отсутствует как должным образом организованная государственность, так и судебная система", - заметил постпред.
Рогозин поведал об опыте Германии, где пытались реализовать именно этот вариант решения проблемы. "Известны случаи, когда после поимки пиратов их семьи в тот же день выезжали в страну экстрадиции захватчиков; так было в Германии, известной своим гуманным правосудием - сомалийские пираты получали здесь минимальный тюремный срок, и весь этот срок члены их семей сидели у ворот тюрьмы, ожидая, когда выйдет на свободу их дорогой брат, отец или сын", - рассказал Рогозин. Интересно и то, что отсидев в тюрьме, сомалийцы получали право на натурализацию в Германии, пополняя ряды новых граждан Европы, добавил постпред. Он утверждает, что такого рода случаи не единичны. Второй вариант - и именно к нему прибегла российская сторона, предполагает, что пиратов оставляют в открытом море на месте захвата, сообщил Рогозин. "Я считаю - это способ безусловно гуманный, но тоже не совершенный -он приводит к тому, что эти пираты, если они выбираются на сушу, вновь промышляют прежним делом", - заметил Рогозин. По его выражению, это "достаточно ловкие парни; кроме того, они всегда могут рассчитывать на помощь своей плавучей базы, поскольку она отслеживает операцию по захвату судов". Таким образом, полагает постпред, всегда есть риск вновь увидеть "старых знакомцев" при захвате другого российского танкера. И, наконец, есть третий способ борьбы с пиратами, сказал Рогозин. По его утверждению, он практиковался в недавнем прошлом отдельными странами, чьи суда систематически подвергались нападениям, но не у берегов Сомали, а в других морских акваториях. "В этих странах такого рода нападения тогда расценивались на покушение на жизнь граждан, и спецназ, размещенный на борту гражданских судов, просто открывал огонь на поражение, физически уничтожая всех нападавших, и при этом информация не выходила за пределы палубы", - рассказал Рогозин. Насколько ему известно, все это вселяло в пиратов ужас перед кораблями той страны, которая действовала столь быстро и решительно; и как результат - нападения резко пошли на убыль.
Ситуация с пиратством в районе Сомали не улучшится, пока мировое сообщество не примет меры, в частности, по созданию соответствующего международного трибунала, считают в МИД России. "В настоящее время район Сомали патрулируют 35 военных кораблей из 16 государств. Но ситуация не улучшается", - сказал в пятницу журналистам замдиректора Департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов. Он напомнил, что пираты, получая финансовые средства, обзаводятся все более совершенными средствами захвата и охотятся на все более крупные суда. "В этой связи требуется принятие действенных и безотлагательных мер со стороны международного сообщества. В частности, одним из сложных моментов противодействия морскому пиратству является проблема установления юрисдикции в отношении лиц, подозреваемых в совершении актов пиратства и вооруженного разбоя на море, а также вопросы проведения расследования и преследования в судебном порядке таких лиц", - подчеркнул российский дипломат. Он также указал, что во многих государствах нет возможности привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан за пиратские преступления, совершенные вне пределов этих государств. "Именно поэтому следует решать вопрос об осуществлении преследования за пиратство с использованием механизмов международного правосудия", - отметил Лякин-Фролов.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/