Снова двенадцать
В Российской академии образования полагают, что срок школьного обучения необходимо увеличить до 12 лет. Специалисты РАО также предлагают ввести в школах "малые ЕГЭ"
Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU – Вопрос о сроках обучения в школах, ранее отложенный до поры до времени, вновь оказался на повестке дня. Президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров заявил, что не исключает возможности изменения продолжительности школьного обучения, а также введения промежуточной аттестации для учащихся младших и средних классов.
"Увеличение времени обучения может быть, но пока невозможно назвать сроки, когда это случится. Я абсолютно убежден, что нужно повышать сроки обучения в школах. Учитывая дошкольное образование, мы постепенно выходим на все 12 лет обучения", - заявил Никандров на пресс-конференции по итогам выездного расширенного заседания президиума РАО в Нижнем Новгороде, посвященного реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". По его мнению, учебные часы можно направить на углубленное изучение предметов и занятия физической культурой.
Никандров также сообщил, что есть идеи о введении так называемых "малых ЕГЭ" - аттестации в форме теста для учащихся, переводящихся из младших классов в средние и из средних классов в старшие. "После 4-го и 9-го класса ученики могли бы проходить эту форму аттестации, сходную с ЕГЭ в двух аспектах: наличие независимой комиссии и тестовая форма заданий", - пояснил собеседник агентства.
Напомним, что в течение долгого времени в СССР действовала 10-летняя система школьного образования. В 1984 г. была проведена реформа, согласно которой сроки обучения в школах увеличивались до 11 лет – засчет нижнего предела (т.е. в школы начинали принимать не с семи лет, как раньше, а с шести). Правда, большинство родителей восприняли эту идею без энтузиазма, предпочитая по-прежнему отдавать детей в первый класс с семи лет – видимо, не желая, как говорится, лишать малышей детства.
Однако школьная нагрузка продолжала увеличиваться, и постепенно Россия столкнулась с тем фактом, что весь тот объем знаний, который положено получить в школе, просто перестал помещаться в отведенные на это 11 лет. Именно тогда появилась идея возродить давно забытую, действовавшую еще до революции систему 12-летнего школьного образования, чтобы оптимизировать процесс обучения и немного "разгрузить" учеников.
Казалось бы, идея на первый взгляд неплохая. Однако в обществе многие относятся к ней скептически, полагая, что эта мера не сможет ни снизить уровень нагрузок (так как зачастую дополнительные нагрузки в школах возникают не из-за обязательной, а из-за вариативной части школьной программы, разрабатываемой каждым учебным заведением индивидуально), ни повысить качество получаемых учениками знаний (по мнению некоторых специалистов, на качество образования влияет вовсе не его продолжительность, а технология обучения).
Что касается простых граждан, их мнения по поводу того, стоит ли вводить в российских школах 12-летнее обучение, носят в основном негативный характер. Вот что пишут по этому вопросу в русскоязычных блогах: "На мой взгляд, бред полный. Так мы скоро будем после учебы не пенсию уходить. Сами воют, что нет рабочей силы в стране, и сами при этом оттягивают возможность человека пойти работать", - заявляет пользователь Живого Журнала alex-strebl. "Кто сказал, что 12-ти летняя система обучения в школе, это плохо? Правда, классные ощущения - приходить в школу с коляской?", - иронизирует юзер samoylichenko.
/Интерфакс/