Киргизия: дома метили крестами
Что происходит в настоящий момент в Бишкеке и его пригородах, ждать ли дальнейших волнений. Специальный репортаж корреспондента "Интерфакса" из Киргизии. Фото с места событий
Бишкек. 20 апреля. INTERFAX.RU - Все начиналось как в детективном романе. По селу Маевка, что в пригороде Бишкека, шли в понедельник вечером две женщины с закрытыми до глаз лицами. Они выясняли, кто живет в том или ином дворе. Их интересовали не фамилии или имена жителей, а национальность. И на домах, где живут турки, они незаметно ставили крестик, а поля, расположенные рядом, метили своими колышками. Потом оказалось, что это такой "киргизский вариант ночи "длинных ножей".
На следующее утро в село прибыла толпа разъяренных молодых людей. "Подогрели" заранее. Они пошли на поля и стали топтать посевы, ставить свои метки на турецких участках. Если нравились другие участки, метили и их. Местные жители – киргизы, турки, русские – дали им отпор и прогнали. Толпа пошла в город, через несколько часов они вернулись, но было их уже более двух тысяч. Вновь завязалась драка. Кто-то крикнул, что едет спецназ, и захватчики, развернувшись, пошли в Бишкек. Благо идти было всего несколько километров.
На ближайшей же большой площади они устроили митинг. Ораторы старались поддерживать накал собравшихся. Милиции не было. Как объяснил журналистам теперь уже бывший министр внутренних дел, "самозахват – это политика, а милиция в политику вмешиваться не будет, это дело местных властей". Но все дело в том, что глава администрации села Маевка, по рассказам местных жителей, так и не откликнулся на их просьбы приехать на место "боев". Сам он проживает в другом районе и поставлен на эту должность бывшим президентом Курманбеком Бакиевым.
Мэр и комендант Бишкека, прибыв на площадь на машине с громкоговорителями, попытались утихомирить собравшихся. По машине посыпались удары палками. Причем били мальчишки, лет по двенадцать. Я сам их видел. Другие их отогнали. Мэр поехал на место. Через некоторое время сообщили, что они обо всем договорились. Но…
"Крестики" сработали!
Стемнело. Как только солнце спряталось, но темнота еще не наступила, бешеная многотысячная орава рванулась в село. Охраны села не было. Только жители. ОМОН появился под ночь и разогнал толпу, арестовав около 50 человек.
Я с моим коллегой приехали в село рано утром, подошли к группе жителей. Человек двадцать – русские, турки, киргизы. Наперебой стали рассказывать о том, какой ужас пережили до приезда милиции.
Рассказывают Рустам и Ирина: "Молодые ребята, лет 20-ти, с бешеными от злобы глазами искали кресты на заборах и крушили их, вламываясь в дома. Вот посмотрите этот дом. (они показали на один из сожженных домов – прим. автора) Здесь жил казах. Он женился на киргизке и переехал лет пять назад сюда. Все это время он работал и строил дом".
Домик одноэтажный. На вид площадью так приблизительно пять на одиннадцать метров. "Стал защищаться. Получил удар вилами в горло. Вырвали золотые зубы. В другом доме хозяин тоже хотел защищаться. Зарезали, как скотину, - говорит Рустам. – Но, падая, он на беду свою сказал, что видел, кто это делает: выкололи глаза. Скот у нас угоняли … Разве это люди? Это даже не бандиты. Мы звонили по всем телефонам. Говорим: дома горят, а пожарных нет! А где власть?! Где войска? Почему ждали так долго? Почему не поставили под охрану село еще днем? Неужели не ясно, на чьи деньги это все делается: уходя, бывшие хотят "крепко", как говорится, хлопнуть дверью".
День следующий. Новые попытки
Не успел я отправить этот текст в Москву, как позвонили и сообщили, что две колонны человек по 400 движутся сегодня с утра в сторону Бишкека. И опять-таки из Маевки. И из другого села, Нижняя Аларча, что на соседней дороге. Были события, но не кровопролитные. По городу поползли слухи: скотный рынок захвачен, крупный вещевой рынок разграблен. Нашлись и якобы свидетели. Вместе с коллегой, местным "интерфаксовским" журналистом, поехали сами, но по дороге были остановлены.
По обеим сторонам шоссе разместился спецназ – немало, если судить по восьми автобусам, стоящим здесь же. К рынкам не пустили - милицейская блокада. Спрашиваю: что там? На Скотном, говорят, была паника, но вещевой – цел. Наш водитель позвонил знакомой, которая работает на вещевом рынке. По ее рассказу, небольшая группа прорвалась-таки на рынок, немного побузила, но их выгнали. Вся "шпана", как она сказала, не смогла пройти, так как вокруг рынка поставили плотно друг к другу контейнеры. Работники рынка тоже взяли в руки что могли, да и милиции было достаточно.
Стоя на дороге, мы видели, как толпа, стоявшая в полукилометре от того места, где находился спецназ, стала рассредоточиваться. Группами, человек по пять-семь, они пошли опять-таки в сторону Бишкека. Мы к тому времени отъехали подальше от милиции. Несколько человек из тех рассеявшихся прошли мимо нас. Лица опухшие, глаза горят злостью, даже ненавистью. Потом выяснили, что соединиться им все-таки не дали, до города не дошли они. А город тревожно ждет ночи.
Эпилог
Правительство, кажется, все поняло и перестало опасаться обвинений в том, что не успело прийти к власти, как взялось за спецназ. Взялось – заставила жизнь.
И еще. Сегодня с середины дня в Бишкеке и близлежащих областях стали создаваться отряды самообороны, точнее – это ополченцы, входящие в молодежное "Движение за защиту граждан". Другие называют себя "Движением за защиту революции".
С сегодняшнего дня улицы Бишкека будут патрулировать вместе с милицией до пяти тысяч ополченцев. В соседней Чуйской области (в состав которой входят эти многострадальные села) штаб движения, по словам его лидера Нардика Калыкова, может в случае необходимости собрать аж до 50 тысяч человек.
Испугает ли мародеров решимость правительства и решимость поддерживающих правительство ополченцев? Подождем – увидим.
Обозреватель Вячеслав Терехов
/Интерфакс/