Cанкции на ооновском горизонте
Слова о санкциях в отношении Ирана звучат с завидной регулярностью. Однако сказать, когда будет обсуждаться в СБ ООН эта проблема, пока с точностью никто не берется
Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Шестерка международных посредников потихоньку подбирается к проекту новой резолюции Совбеза ООН по Ирану, предусматривающему санкции против Тегерана в интересах обуздания его ядерных амбиций. Работа над отдельными элементами проекта возможной резолюции по Ирану уже идет в Нью-Йорке в рамках "шестерки" международных посредников, подтвердил в четверг официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. Вместе с тем сказать что-либо конкретное о сроках начала обсуждения в СБ ООН непосредственно вопроса о санкциях он затруднился. "Здесь что-то конкретное сказать очень сложно. Это может произойти через несколько недель, а может через несколько месяцев", - сказал Нестеренко.
В четверг газета Washington Post со ссылкой на ооновских дипломатов, знакомых с конфиденциальным текстом проекта резолюции, содержащей предложения, касающиеся введения санкций, пишет, что США продолжают убеждать Совет Безопасности ООН в необходимости введения действенного эмбарго на поставку оружия в Иран. Кроме того, по данным газеты, американцы добиваются разрешения на перехват флотами иностранных государств иранских кораблей, подозреваемых в перевозке материалов, связанных с ядерной программой Тегерана, и рассчитывают на сокращение поступлений новых инвестиций в иранский энергетический сектор.
Накануне постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс на встрече с коллегами по "шестерке" сообщила, что Вашингтон надеется на принятие резолюции о санкциях в отношении Ирана до конца апреля, однако некоторые представители СБ ООН указывают, что, скорее всего, она будет рассмотрена в июне. Издание отмечает, что обсуждаемый текст был написан Вашингтоном при участии европейских партнеров США. Целями планируемых санкций в частности выбраны сам Корпус Стражей Исламской революции и иранские компании и организации, находящиеся под контролем Корпуса.
В США полагают, что эти структуры служат поручителями для иранских вооруженных сил и через страны Ближнего Востока инвестируют в иранские программы разработки баллистических ракет и обогащения урана. Ранее на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам высокопоставленные представители Вооруженных сил США заявили, что Иран может произвести необходимое для производства атомной бомбы количество высокообогащенного урана в течение одного года.
Однако, по их словам, Тегерану потребуется еще от трех до пяти лет для того, чтобы созданное оружие было готово к применению. Так, генерал Джеймс Картрайт сказал, что даже если Иран продвинулся в производстве 90-процентного урана, необходимого для бомбы, еще некоторое время уйдет на создание собственно бомбы и ее испытание. "Опыт показывает, что для этого необходимо от трех до пяти лет, - сказал он. - Заряд должен быть готов к применению и производству взрыва, после чего о нем можно говорить как о полноценном ядерном оружии".
Между тем, по свидетельству директора службы военной разведки США генерала-лейтенанта Рональда Берджеса, "центрифуги в иранском ядерном центре в Натанце до сих пор использовались для производства слабообогащенного урана, а не высокообогащенного, который необходим для применения при производстве оружия".
Заявления американских военных прозвучали на фоне того, как в Иране сообщили о производстве первой партии высокообогащенного урана. В среду иранские СМИ сообщили, что в Иране обогатили около пяти килограммов урана до уровня 20%, несмотря на осуждение со стороны международного сообщества. "К настоящему времени мы обогатили около пяти килограммов, по полкилограмма в месяц. Наша цель состоит в том, чтобы сделать все возможное для обеспечения работы исследовательского реактора в Тегеране", - заявил руководитель Иранской организации по атомной энергии Али Акбар Салехи.
В октябре 2009 г. Иран договорился с шестью странами Совета Безопасности ООН об обмене имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на обогащенное (до 20%) топливо для работы научно-исследовательского тегеранского реактора. Впоследствии Россия, Франция и США предложили Ирану конкретный проект соглашения по обмену урана за рубежом. Иран отказался от такой сделки, заявив, что он не получил достаточных гарантий. Иранские власти потребовали, чтобы обмен произошел на иранской территории. Иранские ученые начали обогащение урана до уровня 20% в начале февраля 2010 г. по поручению президента страны Махмуда Ахмадинежада.
Это решение вызвало протесты со стороны международного сообщества, подозревающего Иран в разработке ядерного оружия. Впоследствии Ахмадинежад сообщил, что на заводе в Натанзе получена первая партия высокообогащенного урана. Салехи заявил во вторник, что правительство Ирана готово обменять 1 т урана, обогащенного до уровня 5,3%, на 100 кг 20% ядерного топлива. "Мы сделали предложение МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии - ИФ), в соответствии с которым оно получит на территории Ирана тонну урана, обогащенного до уровня в 5,3%, который будет "опломбирован" до тех пор, пока мы не получим 20-процентное топливо", - цитируют чиновника иранские СМИ. По словам Салехи, МАГАТЭ приняло это предложение. "В настоящее время действует предложение об обмене урана на ядерное топливо, по этому вопросу прошли переговоры", - сказал Салехи. По его словам, этот обмен должен осуществиться на условиях взаимного доверия и гарантий сторон.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/