Где же наши вещи

За первые несколько месяцев 2010 г. российские "сетевые шопоголики" изрядно понервничали, дожидаясь своих посылок. Но ответственные за отладку доставки инстанции настроены почти оптимистично

Где же наши вещи
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Мы все - или почти все - легко и немного грубо делимся на две группы людей: вменяемых и не очень, внушаемых и непреклонных, обожающих покупки и походы по магазинам и тех, кто к шопингу абсолютно равнодушен. Но и те, и другие вынуждены рано или поздно что-то покупать: одежду, обувь, бытовые предметы и технику, подарки, в конце концов. И не для кого не станет открытием, что российская торговая действительность часто оборачивается к простому покупателю, если не "тылом", то уж точно каким-нибудь другим "недоброжелательным" местом. В частности, ценники на одежду и обувь, технику и прочее в российских "оффлайновых" магазинах незавидно отличаются от тех, что предлагаются во множестве зарубежных интернет-магазинов. И если раньше фраза "я не покупаю одежду в Москве" звучала как снобистский лозунг, то теперь так говорят многие здравомыслящие и уважающие свои заработанные деньги люди. Правда, с поправкой: "Я покупаю в Интернете. Это быстро, просто и дешево". Наш рассказ о том, как мирная и приятная процедура покупок в зарубежных интернет-магазинах вдруг превратилась в головную боль.

Нервный срыв

Эпопея "Покупатели в панике, или где наши посылки" началась примерно в январе. Поскольку в России Новый год больше, чем праздник, то любители заказывать через зарубежные интернет-магазины самый широкий спектр товаров (от книг и одежды до покрасочных камер), не сразу обратили внимание на то, что заказанные ими вещи не пришли в срок. Многие при этом логично полагали, что январские задержки связаны с каникулами. Тревога пришла чуть позже, когда праздничными опозданиями дело не ограничилось. Извещения о посылках не приходили, разумеется, как и сами посылки. И постепенно к концу февраля градус общественного негодования, щедро изливаемого на просторах различных специализированных форумов интернет-покупателей, нарастал, достигая критического максимума. Все, что писали ожидающие своих покупок пользователи сообщества virtualshopping в "Живом журнале", было больше похоже на нервные сводки из "горячих точек". Естественно, искали виновных и крайних, потому что получить товар (уже, к тому же, оплаченный) хотелось всем. Здесь встал вопрос о роли посредников в доставке заказанных вещей.

И тогда все вспомнили, что в простой игре "продавец-покупатель" есть еще два участника – "Почта России" и наша отечественная Федеральная таможенная служба (ФТС). Дело в том, что для российского заказчика большинство магазинов предлагает два пути получения посылки из магазина: тот, что подешевле, так называемый, стандартный - отправляется, как правило, местными почтовыми службами, а на территории РФ доставляется посредством нашей "Почты России". Многие выбирают именно такой способ доставки не только из-за его относительной дешевизны по сравнению с экспрессом, но и потому что таким образом у покупателя появляется возможность вместить больше товаров в один заказ. При пересылке вещей для личного потребления норма беспошлинного ввоза у нас - 10 тыс. руб., если посылки приходят не чаще одного раза в неделю и отправлены по системе государственной почты. Данная льгота не распространяется на покупки, доставляемые курьерскими службами экспресс-доставки (DHL, UPS, Fedex, TNT и др.). Ограничение для прохождения экспресса на таможне - 5 тыс. руб. в неделю. Вопросы адресовали почте и таможне. Где же наши вещи?

Другая сторона

Почта и таможня вступили в игру, рассказывая о том, что же случилось на их поле. Правда, начали они это намного позже, чем возникли первые и далеко не последние вопросы. Первичным объяснением стала "жадность" российских покупателей, которые так быстро и ловко освоили заказ товаров за рубежом и постоянно наращивают обороты. В марте, например, на это указала покупателям таможня: в распространенном заявлении ведомства. В нем говорилось, что развитие интернет-торговли привело к увеличению объемов пересылаемых грузов и, как следствие, к недостатку персонала на таможне. В ФТС заявили, что намерены исправить ситуацию, увеличив число работников на московском международном терминале, однако не намерены отказываться от строгого контроля за посылками. Задержки, как указали, в ФТС, связаны с тем, что стоимость отправляемых товаров преднамеренно занижалась - это позволяло уходить от уплаты соответствующих таможенных сборов. "Проведенные проверки показали, что под видом дешевых товаров в экспресс-грузах пытались провезти брендовые вещи, элитную косметику, дорогие часы, фотоаппараты, мобильные телефоны, компьютерные комплектующие, электронику, запчасти для транспортных средств", - говорится в пресс-релизе. Затем в игру вступила почтовая служба. После переговоров представителей Центрального таможенного управления (ЦТУ), Минкомсвязи и "Почты России" было решено перевести ЦТУ на круглосуточный режим работы для нормализации ситуации с обработкой международных почтовых отправлений. "Почта России" обязалась создать необходимые условия для работы таможенников и почтовых операторов в ночное время, обеспечить техническое оснащение рабочих мест. В ответ на упреки ко всем ведомствам в несовершенстве логистики (80% всех международных посылок идет черед московский почтамт) ЦТУ подготовило предложения для ФТС о снятии с Брянского магистрального сортировочного центра ограничений по обработке международных почтовых отправлений только между странами СНГ. "В перспективе Брянским МСЦ будет оформляться в месяц до 25 тысяч международных почтовых отправлений из любой точки мира", - предположили представители ЦТУ.

Прощай, Россия

Колесо начало проворачиваться, но со скрипом, убитыми нервами покупателей и общим негативным фоном. В частности, возмутился интернет-аукцион eBay, имеющий обязательства перед покупателями и выдвигающие строгие требования по срокам доставки к своим продавцам. Возникли проблемы у многих западных интернет-магазинов. В частности, на фоне задержек заявил об отказе от работы с Россией большой и известный своей "либеральностью" мультибрендовый Интернет-магазин Asos.com, долгое время почти безупречно выполнявший свои обязательство перед покупателями из РФ.

К слову сказать, Россия до сих пор не входит в число стран, которые уверенно держатся в списке в списке "шиппинг"-адресов (от англ. shipping – "отправка", прим. interfax.ru) крупных и популярных онлайн-магазинов. Не доставляют в Россию товары как магазины всемирно известных брендов, так и менее именитые, но зато ориентированные на широкий круг покупателей. Доходит до анекдотичного и смешного: в тех самых "шипинг"-списках можно найти, скажем, Панаму, Тринидад и Тобаго, Афганистан, Албанию и Каймановы острова, но не Россию.

Пока почта и таможня решали классический вопрос "что делать", в сообществе virtualshopping продолжали рыдать и костерить оба ведомства, на форумах народ упражнялся в злословии и отчаянно "медитировал", чтобы не портить карму себе и сотрудникам обеих инстанций. Для особенно нетерпеливых и плаксивых был заведен "ДВН – День Великого Нытья", который был установлен модераторами на пятницу: именно в этот день люди делились жалобами на почтово-таможенные задержки.

И что сейчас

По ситуации на начало апреля "Почта России" и таможенники отрапортовали, что все рассосется в ближайшие недели. С 29 марта таможенный пост Международный почтамт Московской таможни перешел на круглосуточный режим, обработка проходит в 4 смены, оформлением посылок заняты 88 человек (плюс операторы и грузчики) со стороны почтовой службы. Таким образом, была достигнута предельная пропускная способность пункта Международного почтового обмена. Сейчас объемы оформления и сортировки превышают 8 тысяч посылок в сутки. За воскресенье, 4 апреля, было оформлено 8 691 посылок и EMS-отправлений. В среднем в день смена таможенного поста до ввода круглосуточного режима работы производила таможенное оформление и таможенный контроль от 4200 до 5500 МПО. В настоящее время на Международном почтамте осталось 35 627 посылок. Среднее количество оформляемых почтовых отправлений одним инспектором при достаточной эффективности таможенного контроля должно составлять 150-200 отправлений в смену. Также в будущем планируется увеличение пунктов по обработке международных посылок. Так что у этой истории пока не может быть финала, а только "продолжение следует".

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });