Вена: Торжество женщин
С чем ассоциируется австрийский город Вена прежде всего? Конечно же с Венским балом! По мнению корреспондента "Интерфакса", у него женская душа
Москва. 7 марта. INTERFAX.RU - Если вас пригласят на Венский бал, не надо вспоминать "черный с белым не берите, да и нет не говорите". Отвечайте "да" и – если вы мужчина – берите именно черное с белым: черный костюм и белую сорочку. А еще – бабочку… И вы поедете на бал.
Империя красоты
Не думайте, что Венский бал один. В Вене ежегодно устраивают около четырехсот балов. Сезон – с ноября по март. Родились венские балы полтора века назад как праздники масленицы. Каждый ее празднует, как умеет: русские едят блины и жгут чучело Зимы, венецианцы прячут лица под масками и носятся, как угорелые, по своим островам, Вена – танцует. Почему? Возможно, потому, что ее душа музыкальна и легка. Этому городу идут балы. Хотя Вена – город имперский.
В мире несколько имперских городов – Лондон, Вашингтон, Санкт-Петербург, Пекин, Вена. И у каждого свой характер. Скажем, Вашингтон – центр живой империи. Он зримо воплощает мощь суровой государственной машины, он грозный, давящий и даже опасный. Вашингтон смотрит на человека строго, он полон высокомерием силы, он говорит: "Кто не с нами – тот против нас! Присоединись или покорись!"
Имперская Вена красива, элегантна, изысканна. И в то же время - торжественна и серьезна, ей к лицу история: традиции, церемонии, дворцы, старинные мундиры, вековой давности фиакры, запряженные лошадями, ей к лицу зеленая патина памятников, величественный размах просторных площадей и парков. И в то же время этот город всегда готов улыбнуться, он добр и уютен, он – для людей.
Я не специалист по Австро-Венгерской империи, не уверен, что она была так уж добра, но город, построенный ею, теперь вот такой. Ушли войны и битвы, полководцы и императоры, остались творения архитекторов и музыкантов. Если Вашингтон – Империя Силы, то Вена – Империя Красоты. В ней легко и счастливо дышится. Так где же еще проводить балы, как не в Вене?!
Гости и хозяева
Балы проходят в бесчисленных дворцах, в Венской опере, в театрах. Я был в Венской ратуше. Огромный средневековый зал, стрельчатые окна и потолки, изваяния героев, роскошные гигантские люстры, цветы в бокалах высотой в метр. Это был бал с русским акцентом - Московский бал в Вене. Он уже четвертый раз проходил в австрийской столице. Танцмейстером был президент Российского танцевального союза Станислав Попов, вели вечер Святослав Бэлза и австрийская телезвезда Барбара Ретт. На венских балах обычно не бывает концертной программы. Но на Московский бал приехали гости из России – певцы Елена Ионова и Сергей Шеремет, вице-чемпионы мира по бальным танцам Анастасия Новожилова и Сергей Захарьин, ансамбль барабанщиков "Хаммер"…
Конечно, были делегация мэрии Москвы во главе с первым вице-мэром Юрием Росляком, их коллеги из мэрии Вены, много гостей из России. А еще – дипломаты, военные, предприниматели, журналисты. Московскую группу журналистов пригласила как бы мэрия Вены. Почему "как бы"? Дело в том, что почти всю свою международную деятельность умные чиновники из мэрии доверили частной фирме Compress. Она, например, взяла на себя контакты с прессой, приглашения, организацию поездок. И справляется превосходно. И всем выгодно, все довольны – мэрия освобождена от массы оргвопросов, компания работает по указаниям мэрии и зарабатывает. На мой взгляд, удачный и полезный (даже для России) опыт разделения обязанностей между властью и бизнесом.
Танцуют все!
Но вернемся на бал. Там после выступлений российских гостей - только танцы: вальсы, кадрили, мазурки, польки, музыка Моцарта, Легара, Штраусов. Начинается в девять вечера и продолжается до 4 часов утра. Оркестр – неутомим.
Проще говоря, это – великосветские танцульки. Однако помимо представителей "света" там могут побывать и все желающие – венские балы довольно демократичны. На Московский бал, например, билет стоил 75 евро. Можно дешевле, так как билеты разные – есть с местом за столом в главном зале, есть – за столом в соседних залах, а можно и вообще без стола, но с правом танцевать. Пожалуй, даже венский студент может раз в год пригласить свою девушку на бал. Правда, столы накрывают за отдельную плату: бутылка вина – 30-40 евро. Есть и разные блюда… Но ведь не ужинать пришли!
Из дресс-кода мужчин, помимо черного костюма (лучше фрак или смокинг, но это не закон) и белой рубашки, обязательна бабочка. Телеоператор из нашей группы пришел на бал не танцевать, а работать, бегая по залу с тяжеленной камерой; он решил, что и без бабочки сойдет. Но организаторы воспротивились – и тут же дали ему бабочку, вероятно, из стратегических запасов мэрии. Исключение – военные в форме: на мундиры бабочки не садятся… Впрочем, мужчины на этом балу играют второстепенную, сугубо прикладную роль – они всего лишь партнеры. Царят – дамы!
Сказка о счастье
Такое разнообразие платьев и причесок в другом месте едва ли увидишь! Платья белые, красные, черные, синие, с длинными шлейфами или без них, взрывы кружев, облака пелерин, чудеса "искусства кройки и шитья", притягивающие мужские взоры декольте, изыски мастерства парикмахеров, зовущий блеск лучших друзей девушек – бриллиантов и золото, золото…
У Венского бала – женская душа, и это женский праздник. Ну что им, казалось бы, эта круговерть колье и вальсов, этот громокипящий вертоград музыки, средневековая сказка в сиянии огней древнего дворца?! А вот что: немножко счастья. Подняться в элегантных туфельках по длинной-предлинной старинной лестнице, по красной ковровой дорожке, кончиками пальцев деликатно приподымая краешек роскошного, до пола платья, под звуки музыки войти в блистающий зал, оглядеть праздничную суету бальной толпы, окунуться в нее… И почувствовать себя одновременно и частью торжества, и настоящей Женщиной, и неповторимой Красавицей! Ведь все, абсолютно все женщины на балу – красавицы, на этом настаиваю и это истинно так!
Потом снова будут холодные дни, джинсы, сапоги, намокшие от снега или дождя, работа, проблемы, будни, где ты снова станешь сотрудником, домохозяйкой или студенткой, одной из миллионов женщин, занятых заботами повседневщины… Но останется в памяти след иной жизни, где ты не Золушка, а принцесса, королева, ты – фея, и это твоя сказка, которую никто никогда не отнимет у сердца и души.
Так, танцуйте, девочки, танцуйте! Кружитесь в венском вальсе, и он останется с вами навсегда.
Георгий Вирен
/Интерфакс/