"Вопрос о вступлении Грузии и Украины в НАТО будет при Обаме отложен на время"
Профессор Анджела Стент, возглавляющая центр Евразийских, российских и Восточноевропейских исследований школы дипломатической службы в ведущем Вашингтонском высшем учебном заведении, рассказала "Интерфаксу" о новых тенденциях в российско-американских отношениях
Москва. 7 октября. INTERFAX.RU - Профессор Анджела Стент – возглавляет центр Евразийских, российских и Восточноевропейских исследований школы дипломатической службы в Университете Джорджтаун – ведущем Вашингтонском высшем учебном заведении. С 2004 по 2006 г. работала сотрудником Национального совета США по разведке по вопросам России и Евразии. В 1999-2001 гг. – сотрудник аппарата политического планирования Госдепартамента США. Анджела Стент является специалистом по советской и пост-советской внешней политике с особым уклоном на российско-американские отношения. Недавно она принимала участие в Валдайском форуме, где выступали первые лица Российской Федерации. Автор книги "Россия и возрожденная Германия: советский коллапс и новая Европа". Анджела Стент ответила на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Вашингтоне Петра Черемушкина.
Есть ли у вас ощущение, что мы наблюдаем новые тенденции в российско-американских отношениях? Считаете ли вы, что вопреки всем препятствиям, сомнениям и подозрениям в двусторонних отношениях все же может произойти перезагрузка, о которой так много говорили?
Атмосфера определенно изменилась. После визита президента Обамы в Москву и встреч с президентом Медведевым в рамках Генассамблеи ООН и 20-ки риторика стала другой, а ожидания в США стали более позитивными. Мы ожидаем конкретных шагов в таких областях, как переговоры по заключению договора, который придет на смену СНВ. Несмотря на то, что переговорные команды работают очень быстро, достигнуть соглашения до декабря, когда срок действия договора истечет, будет очень сложно. Остается очень много разногласий по проблемам подсчета систем вооружений. Но каналы связи очень хорошие, в переговорных командах работают люди, которые знают друг друга много лет еще с советских времен. И, несмотря на многие технические сложности, постепенно удастся достигнуть соглашения.
Другой вопрос, по которому было достигнуто гораздо больше соглашения за последнее время, это вопрос Афганистана. На встречах, которые у нас были на Валдае, с министром Лавровым, премьером Путиным и президентом Медведевым стало ясно, что Россия не хочет провала кампании НАТО в Афганистане. И не хочет прихода к власти в Афганистане Талибана. Проблемы наркотраффика и вообще наркотиков, поступающих из Афганистана, очень серьезны для России. Договоренность о транспортировке грузов военного назначения подписана. Она еще не начала осуществляться, но будет. В Америке продолжается дискуссия о том, сможем ли мы выиграть в Афганистане, но с точки зрения российско-американского сотрудничества, наметилась положительная тенденция.
Что касается решения о новой архитектуре ПРО, совершенно ясно, оно было принято на основе стоимостной оценки и на основе того, то технически предложенный вариант не достаточно надежен. Министр обороны Гейтс в большей степени говорил о том, что новые данные разведки показывают, что изменился характер угрозы. Главной причиной, из-за чего Обама решил изменить структуру ПРО, был финансовый вопрос. Польша и Чехия были недовольны тем, как это было обставлено. Они почувствовали, что было недостаточно консультаций с ними. Российский ответ был позитивен, и это тоже положительно сказалось на двусторонних отношениях. Президент Медведев также сказал о возможности более жестких санкций в отношении Ирана в зависимости от того, как он себя поведет.
Основной вопрос "перезагрузки" с Россией на сегодняшний день – Иран. Если в ближайшее время европейцы и американцы выступят с новой резолюцией по санкциям в отношении Ирана, а Россия откажется её поддержать, это скажется на "перезагрузке".
Вопрос расширения НАТО, Грузии и Украины остается вопросом более низкого уровня в двусторонних отношениях, но не менее важным. Не кажется ли Вам, что администрация Обамы несколько отойдет от включения Украины и Грузии в НАТО или смягчит свою позицию, чтобы не раздражать Россию? Официально перемены в линии администрации пока не было…
Администрация Обамы не выйдет и не скажет: "Расширения НАТО на бывшее советское пространство не будет". Но я буду очень удивлена, если произойдет какое-либо движение вперед по этому вопросу в первой администрации Обамы. Европа очень разделена на эту тему. Италия, Франция, Германия имеют различные позиции по вопросу о вступлении Украины и Грузии в НАТО. У них есть серьезные сомнения по этому вопросу. Это не первоочередные вопросы для Обамы. Вопрос о вступлении Украины и Грузии в НАТО будет отложен на какое-то время.
На Украине предстоят выборы. Внутренняя политика в Украине остается весьма сложной. Неизвестно, какой путь выберет Украина. Для украинцев вопрос вступления в НАТО не самый важный политический вопрос. Что касается Грузии, то это другая история. Саакашвили останется у власти до 2013 г., и он будет нажимать в этом вопросе, но для администрации Обамы это не будет приоритетом.
Грузия не является на сегодняшний день единым государством и не отвечает стандартам членства в НАТО. Поэтому будет довольно сложно нажимать в этом направлении. Тем не менее, администрация Обамы занимает очень жесткую позицию по вопросу о территориальной целостности Грузии. И ясно дала понять, что не будет признавать Южную Осетию и Абхазию.
Какого же рода решение может быть найдено для сближения позиций между США и Россией?
В данном случае единственное решение – ожидание. США не признают Абхазию и Южную Осетию. В обозримом будущем ЕС тоже не признает их. Россия будет добиваться признания. Думаю, что в настоящий момент у этой проблемы нет решения. Можно сосуществовать по многим другим проблемам, а эту отложить в долгий ящик. Такого рода проблемы оказываются чаще всего "долгоиграющими". Взгляните на разделенный Кипр. Есть много вопросов, которые остаются неразрешенными на протяжении многих лет. В настоящий момент я не вижу возможности решения этой проблемы. Главное, чтобы в этих регионах не было насилия. Для российско-американских отношений большим осложнением стало бы, если бы в регионе развивался вооруженный конфликт между Россией и Грузией.
Многое в дальнейшем будет зависеть от того, как администрация Обамы будет выстраивать евроатлантическую структуру безопасности. В предложениях президента Медведева пока нет конкретных предложений по изменению этих структур. Должны произойти многосторонние переговоры. США должны начать переговоры со своими союзниками в Европе. Нужно прежде всего говорить о том, как предотвращать конфликты, подобные этому (российско-грузинскому ИФ), а это очень сложно. И, естественно, обсуждение начнется с того, у кого существуют оправданные интересы в этой части мира. Но даже если мы не сможем договориться об этом, мы должны научиться лучше понимать, как иметь с этим дело. Нынешняя администрация неизбежно окажется перед лицом такого выбора. У администрации Обамы сейчас в голове много других проблем – финансовый кризис, реформа здравоохранения, Афганистан и Иран. И пока проблеме европейской безопасности уделяется не так много внимания. Но рано или поздно администрация поймет важность и необходимость этого вопроса. Иначе останется неснятая напряженность. Кстати, в этой связи возникает еще один вопрос – это вопрос о Крыме.
Кстати, я был весьма удивлен, когда обнаружил, как много внимания в США уделяют вопросу о Крыме. С российской точки зрения это выглядит даже менее важным вопросом, но здесь это видится как потенциальная причина для военного конфликта между Россией и Украиной.
В США существует достаточно сильное и громкое украинское лобби. И они уделяют этому большое внимание. Есть озабоченность в отношении некоторых заявлений, которые звучат со стороны России. Это вопрос никуда не уйдет. Но если мы посмотрим на деятельность администрации Обамы не трудно заметить, что она уделяет куда больше внимания России, чем Украине или Грузии и Центральной Европе в связи с чем жители стран региона очень жалуются, что администрация Обамы игнорирует их.
Вы следили за последними событиями в российско-польских отношениях в сентябре. Как вы считаете, существует ли возможность для улучшения этих отношений и для сближения двух стран? Сможет ли Польша найти некую форму для своих отношений с Россией вне зависимости от того, какая форма государственного устройства существует в России?
Если вы взглянете на внутриполитическую ситуацию в Польше, то обнаружите, что правительство Дональда Туска прямо заявляет о необходимости улучшения отношений между Россией и Польшей. И кстати, Радослав Сикорский тоже смягчил свою позицию. Он встретился несколько раз с Сергеем Лавровым и говорит не такие вещи, что он говорил раньше. Еще несколько лет назад он называл строительство газопровода "Северный поток" новым пактом Молотова-Риббентропа. Больше он так не говорит. Думаю, что и премьер министр, и министр иностранных дел понимают, что нужно иметь более конструктивные отношения с Россией.
Президент Польши высказывается в другом ключе, но у него не слишком много власти в этом вопросе. Многое из этого имеет отношение к внутренней польской политике. В заявлениях господина Путина во время его поездки в Польшу было много примирительных акцентов. И это отличалось от заявлений некоторых российских представителей, который имели не столь примирительный характер. Вопрос о том, что произошло в 1939 г., не столько относится к вопросам истории, столько к тому, как с каких позиций его рассматривают обе страны. История остается общей темой. Мне кажется есть понимание того, что следует уйти от риторики и двигаться вперед. Но это очень сложный вопрос. И каждая из сторон хочет разного конечного результата.
Вы являетесь специалистом по американо-европейским отношениям и, прежде всего, по Германии. Не были ли вы удивлены тем, что во время недавних мероприятий, связанных с годовщиной начала Второй мировой войны, практически никто не обвинял Германию, не говорил о том, что Германия была первой, кто начал Вторую мировую войну. Однако происходили выяснения отношений между Польшей и Россией.
В этом, безусловно, существует некая ирония истории. Германия сделала очень многое для улучшения отношений с Польшей. И начала это делать задолго до того, как страна была объединена. Вы можете сказать, что немцы проделали большую работу по улучшению отношений с Польшей. Министр Фольке Рюэ, выступая в нашем, Джорджтаунском университете, продвигал польское членство в НАТО. Можно сказать, что это была германская инициатива. Германия провела большую работу, продемонстрировав, насколько она признает болезненные чувства, которые Польша испытывает в отношении Германии. Например, Германия внесла значительные изменения в свои школьные учебники истории там, где речь идет о Польше и о польско-германских отношениях. Однако это не остановило Качиньских, когда они оба были у власти, от весьма неприятных высказываний по адресу Германии. Польско-германские отношения были на низком уровне – сейчас они несколько улучшились. Кроме того, Германия сделала очень многое для развития своих отношений с Россией. И ФРГ делали это с Советским Союзом.
Немцы очень много сделали, чтобы исправить отношения с соседями. Да, нацисты начали ту войну, они напали на Польшу и на Советский Союз, но Германия сделала очень многое после войны, чтобы улучшить представление о себе со стороны других.
/Интерфакс/