"Единая Россия" рассчитывает на многолетнее лидерство

Председатель Высшего совета партии "Единая Россия", спикер Госдумы Борис Грызлов рассказал "Интерфаксу" о своем видении политической конкуренции, роли и перспективах "правящей партии" в современной России

"Единая Россия" рассчитывает на многолетнее лидерство
"Единая Россия" рассчитывает на многолетнее лидерство
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - Председатель Высшего совета "Единой России", спикер Госдумы Борис Грызлов рассказал "Интерфаксу" о своем видении политической конкуренции, роли и перспективах "правящей партии" в современной России и ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса" Людмилы Щербины, насколько реальна победа иных партий на выборах и кто может претендовать на место "второй партии".

Борис Вячеславович, "Единая Россия" в качестве партии парламентского большинства вносит значительный вклад в структурные изменения политической системы страны, экономической и социальной сфер, гражданского общества. Если давать оценку тому, что уже сделано, - какова она? Согласны ли Вы с президентом, утверждающим, что у нас пока "неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия", "гражданское общество слабо" (оценки из его статьи "Россия, вперед!")?

Конечно, согласен. По сравнению с теми целями, которые мы ставим, экономика, социальная сфера, гражданское общество и демократические институты, остаются еще недостаточно развитыми и сильными. Именно это и подчеркнул Дмитрий Анатольевич Медведев. Причем, обозначив конкретные проблемы, которые требуют решения и будут решаться - это предметный и технологичный подход.

Мы строим такое будущее, которое в полной мере достойно великой страны - России. А для этого предстоит сделать еще немало - конкретные задачи и ориентиры мы будем обсуждать на съезде в ноябре (21 ноября в Санкт-Петеребурге - ИФ). И наш разговор будет касаться не только антикризисных вопросов, но и стратегических задач.

Хочу напомнить, что мы всегда говорили не только о достижениях, но и о проблемах - и на съездах, и в Государственной Думе, и в региональной работе. И проблемы решались!

Важно, что постановка задач в обращении президента "Россия, вперед!" опирается на те достижения, которых реально добилась страна в предыдущие годы. А они есть и в развитии экономики, и в поддержке социальной сферы, и в реализации национальных проектов, и в развитии политической системы, институтов гражданского общества. Практически по всем направлениям. Именно в этом залог дальнейшей успешной работы. Самое главное - Россия за последнее десятилетие укрепила свой суверенитет, повысила свои возможности принимать решения и действовать самостоятельно. "Единая Россия" всегда считала это своим приоритетом, в том числе и в парламентской деятельности.

Какие решения, на Ваш взгляд, надо принять - возможно, на законодательном уровне, чтобы "Единая Россия" обрела реальный, в том числе с правовой точки зрения, статус правящей партии?

- "Единая Россия" действует в правовом поле, и я не вижу необходимости вводить какой-то особый статус "правящей партии". Перед законом все партии должны быть равны. Любые преимущества - будь то государственное финансирование, право участвовать в выборах без сбора подписей или право представлять президенту предложения по кандидатурам на должность губернатора - могут быть только результатом доверия граждан, оказанного на выборах. Лидерство "Единой России" - это и есть результат доверия граждан, а не привилегий или особого статуса.

Для нас важно, чтобы каждый представитель "Единой России" работал на своем месте - не только на федеральном, но и на региональном, и на местном уровне - с максимальной отдачей. Чтобы развивалась система партийного контроля. Чтобы наращивался кадровый резерв. Эти задачи связаны с внутрипартийными решениями и не требуют внесения изменений в законодательство.

Предполагает ли совершенствование законодательства в области регулирования деятельности политических партий обязательность принятия закона об оппозиции?

Такая инициатива обсуждается. Так или иначе, нормы, связанные с деятельностью политических партий, содержатся не в одном законе. Они есть, например, и в избирательном законодательстве. Мы ведем мониторинг реализации законодательства о партиях, в том числе на региональном уровне, очень внимательно рассматриваем все соответствующие инициативы и при необходимости, разумеется, будем и в дальнейшем вносить свои предложения.

"Единая Россия" не раз доказывала, что создает условия для работы всех политических партий. Мы предоставили места руководителей комитетов представителям всех фракций, нашими голосами был принят закон о равном освещении деятельности парламентских партий в государственных СМИ, мы не раз проводили консультации с другими партиями, в том числе по такому важнейшему вопросу, как выдвижение кандидатуры на должность президента Российской Федерации.

Вместе с тем, хотел бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Некоторые представители партий исходят чуть ли не из того, что, дескать, когда будут внесены изменения в законодательство о партиях, сразу работа оппозиции наладится. Но ничего не произойдет без усилий самих партий. Если у той или иной оппозиционной партии нет готовности или умения напряженно работать, нет достаточного чувства ответственности, проявляется неразборчивость в подборе кадров - никакое законодательство ей не поможет.

Когда, на Ваш взгляд, Россия будет готова к реальной конкуренции партий, предполагающей периодическую смену их у власти в стране? Какая из партий сегодня ближе всего к тому, чтобы стать второй после "Единой России"?

- В России есть конкуренция партий. И есть партия, побеждающая в этой конкуренции, - "Единая Россия".

Второе место можно, конечно, определять по количеству полученных голосов избирателей. Однако очевиден большой разрыв между первым и следующим местами, а также тот факт, что в разных регионах второе место занимали разные партии. Это говорит о том, что отставание от "Единой России" очень велико. Другие партии сегодня конкурируют в большей степени друг с другом, чем с "Единой Россией". Похоже, что на обозримую перспективу именно борьба за звание "второй партии" будет для них основным фронтом. Говорить о том, кто может стать "второй партией", еще слишком рано.

Опыт других стран доказывает, что есть примеры, когда многолетнее лидерство одной партии в многопартийной системе не только не является препятствием для развития страны, но и способно обеспечить эффективное экономическое и социальное развитие. В то же время мы знаем, в том числе из собственной истории, что раздробленная партийная система, система с мелкими партиями при отсутствии партии-лидера может привести к общей безответственности и не способна обеспечить повышение качества жизни людей.

Хотя до президентских выборов еще далеко, прямые вопросы президенту и премьеру, будут ли они претендовать на первый пост в государстве, уже публично заданы; и никто из них такую возможность не исключил.

Каким Вам видится процесс принятия партией решения о выдвижении своего кандидата? Не является ли логичным, что лидер "Единой России" имеет в данном случае преимущество?

То, что такие вопросы задаются Президенту и Председателю Правительства, вполне естественно. Решение о нашем кандидате, в соответствии с законом, будет принимать съезд "Единой России". Могу сказать, что это решение не будет находиться в противоречии с позицией Председателя партии и поддерживаемого партией Президента.

Какие коррективы в тактику и стратегию партии, ее программные и уставные задачи будут предложены к обсуждению на съезде в ноябре? Будут ли сюрпризы в связи с предстоящим переизбранием Высшего Совета и стоит ли расценивать возможный вывод из него значимых фигур, в том числе губернаторов, как сигнал скорой отставки?

Новые инициативы, в том числе программного характера, будут представлены на съезде. Будет и оценка проделанной работы, и кадровое обновление высших органов партии. Но обращаю Ваше внимание, что кадровое обновление, задействование кадрового резерва - это не какое-то чрезвычайное событие и тем более не сюрприз, а принцип работы "Единой России".

Если же человек работает некачественно, явно не справляется с поставленными задачами, то для принятия соответствующего решения нам нет необходимости дожидаться съезда. Примеры исключения из партии высокопоставленных должностных лиц есть.

Что касается вопроса о губернаторах, то в соответствии с законом окончательное решение о кандидатуре руководителя субъекта федерации принимает Президент. А партия представляет свои предложения по кандидатурам.

Путин вступит в партию? Может, на ближайшем съезде?

Такой вопрос мне задают перед каждым съездом, и не по одному разу. Владимир Путин - Председатель нашей партии, он возглавлял список "Единой России" на выборах. Если у кого-то и были сомнения в том, что "Единая Россия" с самого начала работала как партия Путина, то их не должно было остаться. А вступать или не вступать в партию - это может быть решением только самого Владимира Владимировича.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений