Утвержден рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции
Рабочая группа произвела оценку деятельности глав регионов по развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р.
Подобная оценка осуществляется на ежегодной основе, начиная с 2015 года, и в 2019 году регионы в четвертый раз отчитались о достигнутых результатах. На основе анализа предоставленных регионами сведений Минэкономразвития России подготовлен рейтинг, утвержденный Межведомственной рабочей группой, в составе Минэкономразвития России, ФАС России, Банк России и РАНХиГС. Рабочая группа координирует деятельность региональных и муниципальных органов власти по развитию конкуренции, а также ежегодно утверждает рейтинг субъектов Российской Федерации по содействию развития конкуренции на основе Стандарта. РАНХиГС представляет заместитель директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Александр Слесарев.
В тройке лидеров Омская область опередила Воронежскую и Московскую область. Лидер предыдущих двух лет – Республика Татарстан – опустился на 11 позицию.
Рейтинг демонстрирует оценку качества сформированной губернаторами регионов и их командами системы по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта и проделанной работы в этой области. Стандарт является ключевым инструментом формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выработки механизмов реализации политики государства в области конкуренции.
Результаты оценки свидетельствуют о положительной тенденции решения региональными властями вопросов, обозначенных в Стандарте. Регионы все активнее включены в процесс его реализации.
В среднем, в 2018 году реализация мероприятий в рамках Стандарта составила 73,45%, в то время как в 2017 году – 68,79% (в 2016 году – 63,23%).
В нынешнем рейтинге показательна первая двадцатка. Например, Москва, Московская область, Удмуртская Республика, Тюменская область, Томская область и Чувашская республика отработали так же уверенно, как и в прошлом периоде, но другие регионы приложили относительно больше усилий, и результат не заставил себя ждать.
Заметно в рейтинге продвинулись Краснодарский край, Воронежская область, Нижегородская область, Хабаровский край, Саратовская область, Самарская область, Новосибирская область, Кабардино-Балкарская Республика, Тверская область, Орловская область, Ивановская область, Приморский край, Забайкальский край, Ленинградская область.
Следует упомянуть, что Стандарт - это динамичный документ, и по мере достижения регионами определенного прогресса в заданных направлениях в него вносятся изменения.
По итогам трехлетнего внедрения Стандарта в 2018 году под председательством Президента Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране. Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 05 апреля 2018 № Пр-817ГС по результатам заседания Государственного совета, в 2019 году вышла новая редакция Стандарта (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 № 768-р).
Также была скорректирована методика оценки его внедрения, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 17 октября 2019 г. № 670. Для возможности осуществления деятельности по развитию конкуренции на системной основе была создана единая для всех субъектов Российской Федерации ранее отсутствующая инфраструктура, с понятными правилами и алгоритмом функционирования. Данная задача была реализована в рамках Стандарта, чьи составляющие являются основой указанной инфраструктуры, а мероприятия по ее формированию являлись ранее приоритетом оценки деятельности региональных властей.
Основное нынешнее нововведение заключается на смещение акцента в сторону качества реализованных мероприятий и достигнутого положительного эффекта. Революционным является также то, что теперь каждая из четырех представленных в Межведомственной рабочей группе сторон (Минэкономразвития России, ФАС России, Банк России и Центр развития конкурентной политики РАНХиГС) может выставлять свои личные баллы каждому региону за особые достижения при реализации Стандарта или высокое качество выполнения его составляющих.
Отдельно субъектам Российской Федерации следует обратить внимание также на:
- применение проектного управления (проектного подхода) при внедрении Стандарта, с использованием инструментов, заложенных
в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288; - дополнительные индивидуальные рынки (не из приложения к Стандарту), связанные с развитием производств высокотехнологичной продукции и (или) технически сложной продукции, а также рынков несырьевого сектора экономики с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, имеющей экспортный потенциал и (или) возможность замещения импорта;
- развитии дополнительных индивидуальных рынков (не из приложения к Стандарту), выбранных в том числе в рамках реализации Национальной технологической инициативы и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- взаимодействии регионов, имеющих общие территориальные границы, с целью проведения исследования межрегиональных границ товарных рынков и возможности согласованной разработки и реализации совместных мероприятий в рамках внедрения Стандарта.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.