МПР: богатства шельфа Арктики огромны, но малоизученны
Будущее российского ТЭК связано с освоением шельфа, однако его изученность пока недостаточна
Москва. 3 сентября. ИНТЕРФАКС-АГИ – Будущее российского ТЭК связано с освоением шельфа, однако его изученность пока недостаточна.
Перспективы разработки углеводородных месторождений, сосредоточенных в Арктике и континентальных шельфах стран СНГ планируется обсудить на конференции 9-ой Международной конференции-выставке по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа СНГ RAO/CIS Offshore 2009, которая пройдет с 15 по 18 сентября в Санкт-Петербурге в концертно-выставочном зале Смольного собора.
Как отметил на пресс-конференции в среду в центральном офисе "Интерфакса" директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования МПР Денис Храмов, арктический шельф - это очень большая кладовая.
"Сейчас по оценкам специалистов, потенциальные ресурсы этого региона достигают 100 млрд тонн условного топлива, однако, несмотря на такие оптимистичные оценки следует признать, что изученность шельфа во-первых неравномерна, во-вторых недостаточна даже в самых исследованных регионах", - сказал Д.Храмов.
"Например, изученность Баренцева, Охотского и Карское морей, а они у нас наиболее освоенные, в десятки, а то и сотни раз отстает от мирового уровня. А акватория дальневосточных морей, таких как море Лаптевых, Чукотское море, это вообще одно большое белое пятно", - добавил представитель МПР.
Д.Храмов сообщил, что российские нефтегазовые компании в I полугодии сократили инвестиции на проведение геологоразведочных работ на шельфе на 20-30%.
Он отметил, что определенное сокращение инвестиций в геологоразведку связано с текущей экономической ситуацией. Так, по его словам, инвестиции государства на геологоразведочные работы на шельфе в 2009 году оцениваются в размере чуть менее 1 млрд рублей.
"Компании также планируют сокращение геологоразведки на шельфе. Мы можем говорить о сокращении на 20-30% - это по итогам полугодия. К концу года ситуация может измениться", - сказал он.
Зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев на пресс-конференции сообщил, что запасы "Газпрома" на шельфе по категории С1 к 2020 году могут вырасти до 10 трлн кубометров газа.
"На сегодняшний день у нас 4,1 трлн кубометров, до 2020 год мы планируем большой объем геологоразведочных работ, планируем пробурить порядка 100 скважин и добавить еще порядка 5,6 трлн кубометров. То есть к 2020 году мы будем иметь порядка 10 трлн кубометров запасов", - сказал В.Голубев.
Он подтвердил, что Штокмановское месторождение должно быть запущено в 2013 году, и первый газ с него пойдет по трубопроводу в Единую систему газоснабжения РФ.
"Пока у нас нет намерений и планов изменять сроки ввода Штокмановского месторождения", - сказал он.
В.Голубев отметил, что "во-первых, для этого нет объективных причин, ни технических, ни финансовых, ни организационных, ни правовых. Во-вторых, нам сегодня достаточно принципиально выйти на мировой рынок сжиженного природного газ газа".
Поэтому, по его словам, "мы будем делать все, чтобы сроки заявленные были выполнены".
По словам В.Голубева интерес "Газпрома" к шельфовым проектам определяется также и логистическими преимуществами доставки газа до потребителя (в сжиженном или сжатом виде).
В.Голубев заявил, что газовый концерн и "Роснефть" (РТС: ROSN) могут совместно проводить геологоразведочные работы (ГРР) на российском шельфе.
"Если говорить о двух крупнейших госкомпаниях - "Газпроме" и "Роснефти", то у нас есть договоренность о возможности совместного проведения ГРР (на российском шельфе - АНИ). Мы готовы вести совместное изучение. При этом, если по итогам ГРР становится известно, что в месторождении больше половины газа, то дальнейшую работу будет осуществлять "Газпром" (РТС: GAZP). Если больше половины нефти - "Роснефть", - пояснил он.
В то же время он признал, что компании пока не договорились о совместном сотрудничестве в разведке на блоках Карякия-1 и Карякия-2: "Сейчас я не могу сказать, что у нас есть решение".
Зампред правления "Газпрома" сообщил, что концерн готовится подать заявку на "Сахалин-4", других заявок на получение лицензий на шельфе не планирует.
"Сейчас готовится к подаче заявка на "Сахалин-4", а других пока не планируем", - сказал он.
При этом В.Голубев подчеркнул, что сейчас внутренний рынок и экспорт не испытывает потребности в введении в разработку новых месторождений.
"Мы можем подавать заявки, если потребуются дополнительные объемы газа. Но сейчас его вполне достаточно для того, что бы обеспечить и внутренний спрос и экспортные потребности", - сказал он.
В.Голубев рассказал, что первый газ в новый газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток поступит в виде роялти (доли государства в СРП-проекте) "Сахалина-2".
При этом он отметил, что объемы газа роялти "Сахалина-1" и "Сахалина-2" "небольшие, временные".
Говоря о газе с "Сахалина-1", он отметил, что "формально он доходит до газопровода, но его потребление останется на уровне Хабаровска и Сахалина".
Позднее в этот газопровод поступит газ с "Сахалина-3" и Чаяндинского НГКМ. В.Голубев добавил, что базой для строительства завода СПГ в Приморье станет газ Чаянды.
Он отметил, что концерн пока не видит необходимости в закупке труб японского производства для строительства газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток.
По его словам, Япония "предложила нам связанный товарный кредит на очень хороших условиях" в обмен на закупку труб японского производства.
"Эту тему мы сегодня рассматриваем, как возможный источник финансирования, но, честно говоря, сегодня все российские заводы способны обеспечить стройку трубой российского производства", - сказал В.Голубев.
"Поэтому, имея перед собой цель в первую очередь закупать трубу российского производства, мы постараемся обойтись своими возможностями и выстроить отношения с нашими заводами", - добавил зампред правления концерна.
"Японцы хотят участвовать во всех проектах. Мы эти предложения рассматриваем", - добавил он в беседе с журналистами.
При этом В.Голубев отметил, что российский концерн более заинтересован сотрудничать с японскими партнерами в развитии газохимии.
"Просто прийти в добычу на Чаянду или Ковыкту - это одно, а правильно обработать все компоненты - это другое", - подчеркнул зампред правления концерна, добавив, что объем затрат на реализацию газохимических проектов сопоставим с инвестициями в разведку, добычу или транспорт газа.
Представитель "Газпрома" сообщил, что концерн не имеет обязательств перед южнокорейской стороной по продолжению с ней сотрудничества на Западно-Камчатском шельфе, но ведет об этом переговоры.
Он напомнил, что в лицензии на Западно-Камчатский блок, которая предоставлена "Газпрому", другие координаты, чем у лицензии, которая принадлежала "Роснефти" , и в его лицензии нет условий рассматривать корейские компании обязательно участниками этого проекта.
Тем не менее, он заявил, что "Газпром" обсуждает эту возможность этого с корейскими коллегами, особенно с учетом строительства газопровода до Владивостока с возможным продлением до Южной Кореи. Также интерес представляет возможность сотрудничества с корейскими партнерами в развитии газоподготовки и газохимии на Востоке России.
"Конкретных договоренностей нет", - заметил В.Голубев, но добавил, что в настоящее время с корейской стороной ведется обсуждение этих вопросов.
Говоря о перспективах сотрудничества с иностранными партнерами в освоении блоков Сахалин-3 и Сахалин-4, В.Голубев не исключил, что "возможно, надо будет использовать опыт на условиях Штокмана", позволяющий российской компании диверсифицировать риски проекта. Он отметил, что участие иностранцев может быть финансовым, технологическим, "в какой-то степени операторским", возможен также совместный маркетинг продукта.
В.Голубев сказал, что цена нефти в $50 за баррель делает рентабельной только разработку проекта "Сахалин-3".
"По нашим оценкам, только разработка "Сахалина-3" позволит нам иметь хорошую рентабельность при цене нефти в $50 за баррель. Если этот уровень цен на мировом рынке будет сохраняться, то цена добычи газа или нефти на этом месторождении позволит нам полностью окупить наши затраты", - сказал он.
Как отметил В.Голубев, разработка других новых, более сложных месторождений "крайне нуждается в государственной поддержке".