Власти Москвы обещают сделать столицу комфортной для жизни
В Москве стартует второй этап программы благоустройства "Моя улица", в ходе которого новый облик обретут более 50 улиц, будут отреставрированы исторические фасады, восстановлены элементы городской среды - лавочки, решетки, фонари, высажены тысячи деревьев
Москва. 24 марта. ИНТЕРФАКС - Программа благоустройства центральных улиц Москвы в 2016 году будет стоить 22,4 млрд рублей, что составляет 1,4% общегородского бюджета, сообщил заммэра Москвы Петр Бирюков на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.
"Некоторые пишут, что московское благоустройство имеет мифические размеры вложения финансовых средств. Докладываю вам, что бюджет города на 2016 год по благоустройству улиц определен, он составляет 22,4 млрд рублей", - сказал П.Бирюков.
Он отметил, что это примерно 1,4% всего московского бюджета, тогда как, к примеру, на социальный пакет выделяется 46% бюджетных средств.
"В 2015 году на благоустройство было выделено 21,6 млрд рублей, площадь благоустройства примерно составила 174 га, то есть в среднем один гектар стоит 129 млн рублей", - сказал заммэра.
В качестве примера он привел стоимость благоустройства центральных площадей европейских столиц, которая, по его данным, оказалась в несколько раз выше, чем в Москве.
"Благоустройство - такая вещь, что если ей не заниматься, то город деградирует быстро. Мы ведь в рамках этой программы делаем фасады, освещение, инженерные коммуникации, ремонт водопровода, отопления и другое. Так что это сразу будет очень заметно для жизни каждого москвича и для экономики всего города", - сказал П.Бирюков.
По его словам, в центре столицы будут отреставрированы более 70 исторических фасадов.
"Историческая среда Москвы - ее главная ценность. Мы отреставрируем более 70 фасадов, восстановим соответствующие элементы среды - мощение, лавочки, решетки, ряд других исторических элементов", - сказал П.Бирюков.
Он уточнил, что на улицах, где большинство зданий старинные, будут возвращены исторические фонари, а где застройка смешанная, поставят нейтральные фонари. "Исторические фонари будут восстановлены по чертежам из архива коллекции музея "Огни Москвы", - добавил чиновник.
Он также сообщил, что все воздушные линии электропередачи будут убраны под землю, "чтобы не засорять воздушное пространство города".
"Улицы должны быть максимально открыты людям. Первые этажи станут доступными, в них появятся кафе, рестораны, магазины. На расширенных тротуарах появятся летние кафе, перед зданиями культуры и социальными объектами возникнут малые городские площади", - сказал П.Бирюков.
Кроме того, по словам заммэра, в рамках реализации программы "Моя улица" в текущем году в Москве будет высажено 2400 деревьев.
"Всего в 2016 году в рамках программы будет высажено 2400 деревьев - это липы, клены, рябины, дубы и вязы. Дубы и вязы мы полвека не высаживали в Москве. Мы получили благородную зелень", - заявил он.
В частности, по словам П.Бирюкова, на Тверскую улицу будет возвращена липовая аллея, которая была вырублена в 1990-х годах. Деревья в грунт также высадят и на Новом Арбате.
Заместитель мэра столицы рассказал, что благоустройство Садового кольца, на которое также вернется зелень, будет проходить в три этапа. Участок кольца между Старым Арбатом и Долгоруковской улицей благоустроят в 2016 году, между Арбатом и Павелецкой - в 2017 году, между Павелецкой и Долгоруковской улицей - в 2018 году.
Всего на Садовом кольце будет высажено 1,5 тыс. деревьев.
Во время реконструкции улиц также высадят барбарис, смородину, золотую гортензию и боярышник.
"На многих улицах вместо асфальта будут разбиты газоны и установлены лавочки", - отметил заместитель мэра.
По его словам, в центре столицы в настоящее время очень мало зелени. Так, если на периферии города на одного москвича приходится 40 кв. м озелененных территорий, то в центре - всего лишь 2 кв.м.
П.Бирюков добавил, что подавляющее большинство москвичей через портал "Активный гражданин" поддержало проекты благоустройства улиц в рамках программы "Моя улица".
По его данным, 89% москвичей позитивно оценивают качество уже благоустроенных пространств. Он уточнил, что это также результаты опросов на портале "Активный гражданин". "От улицы для автомобилей мы переходим к улице для человека", - сказал П.Бирюков.
Он сообщил, что адресный перечень улиц, которые будут реконструированы в 2016 году, уже утвержден. "В 2016 году мы будем выполнять работы по 52 адресам", - уточнил заммэра. Всего же за последние пять лет в Москве было реконструировано более 140 улицы и площадей.
"До прихода Сергея Семеновича Собянина в Москве была одна пешеходная улица - Арбат протяженностью более 1 км. Сейчас у нас 72 пешеходные зоны общей протяженностью более 100 км. За этот период реконструированы 142 улицы и площади, протяженностью более 230 км", - сказал П.Бирюков.
По его словам, реконструкция улиц коснулась не только их самих, также были заменены инженерные коммуникации.
"Уже очень много лет, когда на коммуникациях (водопровод, канализация и отопление) не выполнялись мероприятия, и это очень опасно для технического содержания городского инженерного обеспечения. Так вот, за последние пять лет мы активно этой темой занимаемся", - пояснил П.Бирюков.
Он подчеркнул, что это сократит дискомфорт населения, полностью исключит аварийные отключения. "А мы последние пять лет не имеем таких отключений. Москва единственный регион в России, где идет снижение старения коммуникаций. В целом по стране идет старение на 4,5%, то у нас идет обновление около 3%", - рассказал заммэра.
"Еще раз подчеркиваю: последние шесть зимних периодов мы не имеем ни одной крупной аварии или аварии, связанной с отключением электро- и водоснабжения", - заявил П.Бирюков.
Вместе с тем, как заявил П.Бирюков, центр Москвы обеспечен ливневой канализацией только на 60%.
"Мы говорим о том, что центр только на 60% обеспечен ливневкой. Надо понимать, что ливневка рассчитана на средний уровень осадков, не экстремальный. А если средняя статистика по осадкам 20-30 мм в месяц, если в течение 3-4 часов выпадает 40 мм осадков, скажите, какой водопропускной коллектор надо строить?" - сказал П.Бирюков на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг.
Он отметил, что коллектор, рассчитанный на экстремальные осадки, в отсутствие скоростных потоков воды заиливается.
"Сегодня стоит вопрос, строить ливневую канализацию на случай "всемирного потопа" или нет. Если строить, а это невозможно предсказать, то никаких городских денег на это не хватит", - отметил заммэра Москвы.
По его словам, в рамках программы "Моя улица" удалось пустить потоки воды в низменные места, где уже установлены коллекторы воды.
"Если есть возможность в ходе реконструкции подключиться к существующей ливневке, мы и эту задачу решаем", - уточнил П.Бирюков.
Он подчеркнул, что строить ливневку специально для города "практически и теоретически невозможно". "Коммуникации находятся ниже других по заложению, над собой имеют огромное количество коммуникационных систем: кабели, водопровод, и так далее. Это практически невозможно", - заявил П.Бирюков.
Он рассказал, что для строительства ливневой канализации потребуется устройство насосных станций, которые в центральной части города построить практически невозможно, потому что потребует сноса исторических зданий.
"А вся ливневая канализация в городе построена много десятков лет назад. И она была рассчитана на естественные уклоны. Даже если мы сегодня изъявим желание снести исторический объект, то для устройства этой канализации понадобится не один год и не один десяток лет", - пояснил заммэра.
Он добавил, что если сейчас при ремонте улиц москвичи едва могут выдержать несколько месяцев неудобств, то вряд ли кто-то будет терпеть реконструкцию, длящуюся несколько десятков лет.
"Что мы будем делать? Во-первых, сохранены исторические профили, и в ходе реконструкции улиц эти профили будут выдерживаться. Это, по сути дела, ювелирная работа, и в ходе реализации программы мы будем делать стоки воды к низинным местам, к водоприемным устройствам", - объяснил П.Бирюков.
Что касается тротуарной плитки в Москве, она, по словам заммэра занимает лишь 1,3% от всего твердого покрытия улиц.
"Говорят, что всю Москву укрыли плиткой. Это стало притчей во языцех. Хочу сказать, что твердое покрытие в Москве занимает площадь 167 млн кв. м, из которых лишь 3 млн кв. м вымощены плиткой - это 1,3%. Ну разве вся Москва закрыта плиткой? Конечно, нет", - сказал П.Бирюков.
По его словам, в отличие от асфальта плитка является экологичной, не дает в атмосферу вредных выбросов и не так нагревается.
"В Москве летом на 10 градусов больше, чем за МКАД, зимой - на 4-5 градусов", - отметил заммэра.
Он рассказал, что асфальт фактически "запечатывает намертво почву" в то время, как плитка через швы дает подпитку земле.
П.Бирюков сообщил, что срок службы плитки составляет 50-60 лет, асфальта - пять лет. "За срок эксплуатации плитка обходится в два раза дешевле, чем асфальт", - подчеркнул он.
Заместитель мэра Москвы привел в пример предстоящую реконструкцию Нового Арбата, во время которой нынешняя плитка будет снята с тротуаров, восстановлена и вновь уложена на улицу.
Кроме того, он сообщил, что при перекладке различных коммуникаций плитка является своего рода "крышкой". "Открыли эту "крышку" - сняли плитку, переложили коммуникации и закрыли "крышку" - вернули плитку обратно", - сказал П.Бирюков.
Он добавил, что в Москве следовало бы больше укладывать плитки, чем в настоящее время.
В свою очередь заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал на пресс-конференции о планах в этой области городского хозяйства.
По его словам, количество пассажирских мест общественного транспорта в центре Москвы будет увеличено в рамках реализации проекта "Кремлевское кольцо".
"Мы совместно с правительством Москвы разработали новый двусторонний транспортный коридор, который условно называется "Кремлевское кольцо". Будет создана двусторонняя выделенная полоса от улицы Большая Полянка до Лубянской площади", - сказал М.Ликсутов.
По его словам, от Лубянки будет организовано одностороннее движение, в "противоход" будет двигаться только общественный транспорт. "Это позволит на 45 минут сократить время в пути для большого количества пассажиров, это добавит почти 7 км выделенных полос в центре города, от 30 до 50% увеличится провозная способность общественного транспорта", - отметил М.Ликсутов.
В связи с этим, добавил заммэра, количество пассажиров общественного транспорта в центре Москвы увеличится на 150-200 тыс. человек в сутки.
Кроме того, в ближайшие годы на центральных улицах Москвы могут появиться электробусы, которые улучшат экологическую безопасность города, сообщил заммэра. "Как только выйдет современная качественная электрическая машина либо гибридный автобус, либо что еще лучше - электробус, мы сможем на маршрутах в центральной части города поставить новые автобусы, по мере возможности купить их у российских производителей", - сказал М.Ликсутов.
Он выразил надежду, что пилотные образцы таких автобусов будут поставлены уже в этом году.
"Наши отечественные производители автобусов уже достаточно давно обещают выдать российский электробус или гибридный автобус", - отметил заммэра.
Он подчеркнул, что увеличение количества наземного транспорта даст возможность выбора для автомобилистов, а также снизит количество выбросов вредных веществ и повысит экологическую безопасность города.