"Новая газета": дело Политковской искусственно тормозится
Коллеги Анны Политковской сомневаются в стремлении следствия найти истинного заказчика убийства
Москва. 11 декабря. ИНТЕРФАКС - Шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов считает, что следствие не предпринимает достаточных усилий, для того чтобы установить истинных организаторов и заказчиков убийства журналистки Анны Политковской, поскольку они являются статусными фигурами.
"Я, естественно, не буду называть фамилии тех людей, которых мы рассматриваем на эту роль, поскольку уважаю принцип презумпции невиновности", - заявил С.Соколов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" во вторник, отвечая на вопрос о возможных заказчиках преступления.
Вместе с тем, по его мнению, "очень странной выглядит та ситуация, что одному из фигурантов дела, бывшему сотруднику ГУВД Москвы Дмитрию Павлюченкову, который, "наверняка, знает минимум посредника и, вполне вероятно, заказчика, позволяют не назвать ключевых участников этого преступления".
"Я предполагаю, что все недоговоренности, которые допускает Павлюченков, связаны именно с этим сегментом дела, то есть не с рядовыми исполнителями, а с тем, чтобы не назвать возможные цепочки к дальнейшему заказчику", - сказал С.Соколов.
"Исходя из этого, у меня возникает вопрос: а не является ли это согласованной позицией? У меня складывается впечатление, что, действительно, не очень стремятся правоохранительные органы пройти по этой цепочке до конца", - подчеркнул шеф-редактор "Новой газеты".
По его словам, "из этого можно сделать вывод, что человек, который стоит за этим преступлением, явно не является простым человеком в социальной иерархии РФ".
"У меня начинает складываться впечатление, что мы достигли того рубежа, когда нам придется ставить перед следствием весьма жесткие и неприятные вопросы", - сказал С.Соколов.
В свою очередь, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов заявил, что обнародование имени заказчика убийства журналистки Анны Политковской искусственно тормозится.
"Да, мы уважаем презумпцию невиновности. Но мы понимаем, что, когда на уровне следствия тормозится история называния заказчика, он относится к числу наиболее неприкасаемых персон в Российской Федерации", - заявил он.
"Это мое субъективное мнение - за последнее время обстановка изменилась. И вполне вероятно, руководству страны очень хочется знать, какими мотивами руководствовался социально близкий им когда-то заказчик этого преступления", - сказал Д.Муратов.
"Мы не довольны тем, что существует политическое табу на то, чтобы определить, вычислить и дорасследовать историю по заказчику этого преступления. Мы не можем быть довольны ничем, пока нет заказчика этого преступления", - сказал главред "Новой газеты".
По его словам, следствие добилось определенных успехов, но прошло уже шесть лет, а заказчик убийства не на скамье подсудимых.
Д.Муратов заявил, что установление заказчика "сейчас реально", в частности, при условии, что процесс над бывшим милиционером Д.Павлюченковым будет открытым.
По его словам, имя заказчика будет обнародовано, "если мы еще раз придем к формуле - нет заказчика, нет особого порядка рассмотрения дела, нет сделки Павлюченкова с правосудием".
"Если эту позицию разделяет судья, у нас есть все шансы и высокая вероятность на то, что Павлюченков скажет правду", - заявил Д.Муратов.
Между тем семья А.Политковской опасается, что процесс против Д.Павлюченкова будет закрыт для публики.
"По нашей информации, завтра процесс, возможно, будет закрыт, засекречен. У нас попросят подписку о неразглашении, мы ее давать не собираемся", - сказал сын погибшей журналистки Илья Политковский.
Он отметил, что Д.Павлюченков, дело в отношении которого в среду будет рассматривать Мосгорсуд, сильно занижает свою роль в преступлении. "Он точно является одним из основных организаторов, и совершенно точно знает, как минимум, посредника и, скорее всего, заказчика. Именно поэтому завтра в очередной раз мы будем пытаться его сделку со следствием отменить", - сказал И.Политковский.
Дело в отношении Д.Павлюченкова может быть рассмотрено в особом порядке, то есть без изучения материалов и с постановкой обвинительного приговора, наказание при этом для фигуранта не может превышать более двух третей от максимального, предусмотренного за инкриминируемые деяния. Д.Павлюченков сотрудничал со следствием и дал показания в отношении других фигурантов.
Со своей стороны адвокат семьи А.Политковской Анна Ставицкая сказала на пресс-конференции, что потерпевшие не согласны с особым порядком, но поскольку имела место сделка со следствием, их мнение может быть не учтено.
"Мы не согласны со сделкой по двум основаниям: мы полагаем, что он не до конца раскрыл свою роль в совершенном преступлении; второе - мы не согласны с тем, что он не назвал имя заказчика. Он назвал политически мотивированную версию заказчика", - сказала она.
"Исходя из своей роли, Д.Павлюченков должен был знать заказчика, и мы полагаем, что он должен назвать того, кто действительно является заказчиком, а не Бориса Березовского и Ахмеда Закаева. Б.Березовский, как известно, у нас виноват вообще во всем, что происходит в стране", - добавила она.
А.Ставицкая сообщила, что семья А.Политковской считает выполненными условиями сделки в части показаний на других фигурантов. "На основании показаний Д.Павлюченкова следствие добыло определенные доказательства, которые подтверждают его слова, и это очень важно", - сказала она.
"В том случае, если в следующем процессе против остальных фигурантов будет недоверие к словам Д.Павлюченкова в принципе, это будет неправильно, поскольку его словам подтверждаются доказательствами", - добавила адвокат.
Как считает она, дело в отношении других фигурантов будет передано в суд "более или менее расследованным". А.Ставицкая добавила, что без собственного расследования "Новой газеты" Д.Павлюченков мог так бы и остаться свидетелем.
Бывший сотрудник МВД Д.Павлюченков является одним из фигурантов по уголовному делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской.
Как сообщалось, 15 ноября Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело в отношении Д.Павлюченкова. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство) и ч. 3 ст. 222 (незаконное хранение оружия) УК РФ.
По данным следствия, в июне-июле 2006 года Лом-Али Гайтукаев "по заказу неустановленного следствием лица, за денежное вознаграждение, с целью совершения убийства А.Политковской организовал преступную группу".
В ее состав вошли, в том числе его знакомые: руководитель оперативного подразделения ГУВД Москвы Д.Павлюченков, бывший оперативный сотрудник Сергей Хаджикурбанов и трое братьев Махмудовых. В качестве вознаграждения участникам преступной группы Л.-А.Гайтукаев передал Д.Павлюченкову $150 тыс.
"Роль Павлюченкова заключалась в установлении фактического местонахождения Политковской, распорядка ее дня и маршрутов передвижения. Павлюченков, используя должностное положение руководителя оперативного подразделения, привлек для негласного наблюдения за журналистом подчиненных сотрудников и передавал полученную информацию Гайтукаеву", - сообщали в Генпрокуратуре РФ.
По указанию последнего в августе 2006 года Д.Павлюченков приобрел орудие убийства: пистолет с боеприпасами и приспособлением для бесшумной стрельбы, которые передал исполнителю убийства А.Политковской.
"После ареста Гайтукаева за ранее совершенное покушение на убийство на территории Украины координацию действий участников преступной группы принял на себя Хаджикурбанов. В начальных числах октября 2006 года Павлюченков, по указанию Хаджикурбанова, должен был передать наблюдение за Политковской от своих сотрудников братьям Махмудовым, которые, по версии следствия, непосредственно приняли участие в ее убийстве", - сообщали в Генпрокуратуре.
Вину в совершении инкриминируемых преступлений Д.Павлюченков признал полностью и опознал огнестрельное оружие, обнаруженное на месте совершения убийства, как оружие, ранее переданное им Рустаму Махмудову.
12 декабря в Мосгорсуде будет рассмотрено дело в отношении Д.Павлюченкова. В связи с заключением подсудимым досудебного соглашения со следствием дело должно быть рассмотрено в особом порядке - без допроса свидетелей и исследования письменных доказательств.