Объем рынка делового туризма в России к концу года может составить 1 трлн рублей - САД

Чаще всего бизнес-поездки совершаются по России, на них в 2023 году пришлось 88% от всех деловых поездок. При этом по итогам первого квартала 2024 года наблюдается увеличение числа зарубежных поездок, что связано с ростом бизнес-активности и с учетом корректировок по географии

Москва. 29 мая. ИНТЕРФАКС - Объем рынка российского делового туризма по итогам 2023 года достиг 827 млрд рублей, что на 30% больше, чем по итогам 2022 года; к концу 2024 года объем рынка составит 1 трлн рублей, сообщила на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" член правления Союза Агентств Делового туризма (САД), управляющий директор корпоративного бизнеса Випсервис Галина Полищук.

"Российский рынок делового туризма в 2023 году достиг значений 827 млрд рублей и, как мы с вами видим, все предыдущие года показывал динамику роста. И в сравнении с 2022 годом этот рост составил 30%. И если говорить о наших прогнозах на 2024 год, то мы также прогнозируем что этот рост будет продолжатся и считаем, что объем рынка к концу 2024 года составит 1 трлн рублей", - сказала Полищук на пресс-конференции, посвященной деловому туризму в России.

Она уточнила, что в основном тревел-бюджет состоит из затрат на авиабилеты, на которые приходится 58%, второй серьезной составляющая бюджета является проживание в отелях, на них приходится 24,5% бюджета.

Чаще всего бизнес-поездки совершаются по России, на них в 2023 году пришлось 88% от всех деловых поездок. При этом, как отметила Полищук, по итогам первого квартала 2024 года наблюдается увеличение числа зарубежных поездок, что связано с ростом бизнес-активности и выходом в новые регионы. Основными направлениями среди командировок по России остаются Москва и Санкт-Петербург, но, по словам Полищук, есть динамика на увеличение числа поездок в другие города.

Среди способов передвижения чаще бизнес-путешественники выбирают авиаперелеты. Так, к первому кварталу 2024 года показатель доли авиаперевозок составил 76%. При этом, с 2022 года снижается доля покупки билетов в бизнес-класс для командировок по России. При этом, по маршрутам, где развиты высокоскоростные фирменные поезда, такие как "Ласточки", "Сапсаны", путешественники выбирают передвижение именно поездом, отметила член САД.

Говоря о международных командировках, она уточнила, что их число растет. Самыми популярными направлениями в 2023 году стали Турция, Сербия и Казахстан. Кроме того, растет число поездок в страны БРИКС. При этом число поездок на Ближний Восток, которое росло в 2023 году, по итогам первого квартала 2024 года снизилось. Однако, по прогнозам, эти данные к концу года могут быть скорректированы.

"География деловых путешествий за рубеж смещается, мы видим, что заметно увеличился спрос на Азию... при этом также отмечается рост поездок в Латинскую Америку и Африку", - добавила она.

В сфере гостиничного бизнеса также наблюдается тенденция к росту как по количеству поездок, так и по ценам и услугам, о чем рассказал член правления САД, генеральный директор ООО "Академсервис" Леонид Исакович.

"Как ни странно, но тем не менее в этот тяжелый период последних 6 лет мы действительно наблюдаем устойчивый рост и с точки зрения бизнес-перемещений, и с точки зрения средств перемещений", - подчеркнул он.

Также он отметил позитивную тенденцию роста мгновенных подтверждений бронирования, их доля выросла до 97%.

Чаще всего к услугам агентств, занимающихся тревел-туризмом, прибегают крупные компании, где большое количество сотрудников, отметил член правления САД, председатель совета директоров ГК "Аэроклуб" Денис Матюхин. Однако услугами компаний пользуются и средний, и малый бизнес.

"В основной своей массе большая часть наших клиентов - это бизнес и очень крупный. Вторая история - это средний и малый бизнес - это чуть-чуть другой сегмент, зачастую многие из нас с ними по-другому работают, для этого нужны другие инструменты, в том числе другие технологические решения и другие платформы", - добавил он.

Исполнительный директор Союза Агентств Делового туризма Павел Васин во время пресс-конференции рассказал о рисках и тенденциях сферы делового туризма.

"На самом деле 2023 и 2024 год, несмотря на то, что предрекалось в связи с известными событиями некоторое падение, в том числе деловой активности, и, как производное, деловых поездок, на самом деле произошло обратное. У нас у всех... есть устойчивый рост, и тенденции по его снижению пока нет", - сказал Васин.

Он уточнил, что санкционная политика безусловно влияет на географию деловых поездок, в связи с чем деловая активность перемещается в арабские станы, Индию и Китай. Также санкции влияют на проведение оплаты, но и этот вопрос решается.

Васин напомнил, что Союз Агентств Делового туризма был создан в 2020 году и объединил агентства, организующих командировки. Сейчас организация активно занимается вопросом выделения делового туризма в отдельный сегмент, так как сейчас он "не совсем попадает в законотворческие рамки, которые приняты для взаимоотношений с конечным клиентом". Так, в настоящий момент страхование гражданской ответственности в туризме и электронное путевки не могут относиться к бизнес-тревел, так как заказчиком является юридическое лицо, а не физическое. Аналогичная ситуация с авиаотраслью, где возврат билетов возможен частным лицом, а не юридическим.

Для решения этих проблем САД предлагает выделить туристический туризм в отдельный ОКВЭД. "Мы написали письмо в министерство экономического развития о выделении отдельного ОКВЭДа внутри туристического именно для бизнес-тревел отрасли", отметил Васин.

В свою очередь председатель правления САД Дмитрий Горин уточнил, что создание союза во время пандемии коронавируса дало возможность показать, что сфера делового туризма является системообразующей. Он выразил надежду на то, что в законе "О туризме", работа над которым ведется в этом году, "подзаконными актами, это наша работа, будут выделены в том числе специальные нормативы о нашей отрасли".

Продолжая разговор о взаимодействии с государством, Горин сообщил, что САД приняла решение, что открытый диалог с властью позволяет менять устаревшие бюрократические нормы.

Изменения за последние годы произошли и в работе тревел-агентств, занимающихся бизнес-туризмом. Как отметила член правления САД, управляющий директор АО "Аэроклуб" Юлия Липатова, предпочтения клиентов тревел-агентств "не живут в отдельности от всех остальных индустрий, в которых так или иначе наш клиент задействован". "Самый главный вопрос - сделать сервис по организации командировок простым, и мы четко видим, что за последние 5-7 лет вот эта история очень сместилась. Мы изначально, 5-7 лет назад, очень большую роль отдавали именно интересам только корпорации, то сейчас это 50 на 50 - важно, насколько мы соблюдаем интересы корпораций и насколько даем правильный, хороший инструмент для конечного пользователя", - добавила она.

Также она уточнила, что корпоративные поездки активно перемещаются в зону офлайн, если ранее большая часть командируемых отправляла заявки по электронной почте, то сейчас большая часть командируемых используют инструменты, которые выдают тревел-агентства.

Пресс-центр

Новости в разделах
В миреВ Исландии вулкан Сундхнукур начал извержение седьмой раз за годВ Исландии вулкан Сундхнукур начал извержение седьмой раз за годВсе новости
ЭкономикаВладельцы всех выпусков облигаций Росбанка получили право требовать погашения бондовВладельцы всех выпусков облигаций Росбанка получили право требовать погашения бондовВсе новости
В РоссииГендиректора трех компаний получили сроки за хищение в рамках гособоронзаказаГендиректора трех компаний получили сроки за хищение в рамках гособоронзаказаВсе новости
СпортУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляУЕФА присудил сборной Косово техническое поражение за досрочный уход с поляВсе новости
КультураКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнКартина Магритта "Империя света" продана на аукционе за рекордные $121,2 млнВсе новости

Фотогалереи