Воспитание детей не ремнем, а разъяснением прав
Исследование показало, что московские школьники знают о своих правах, но не понимают как их защищать
Москва. 26 мая. ИНТЕРФАКС-МОСКВА - Московские дети имеют довольно высокий уровень общей информированности о своих правах, однако не знают конкретные пути их защиты, заявил представитель ЮНИСЕФ в России, заявил Бертран Бейнвель.
"Дети знают о своих правах вообще, знают, что есть Конвенция по правам ребенка, но не знают, как реализовать свои права, восстановить ситуацию при нарушении прав", - сказал он на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакс" в среду, где были представлены результаты исследования "знания школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты".
В частности, по словам Б.Бейнвеля, в ходе исследования дети заявляли о том, что часто нарушаются их права на бесплатное образование.
В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович заявил на пресс-конференции, что вопрос права на бесплатное образование сейчас встал с новой силой.
"В объеме стандартов образований обучение происходит бесплатно, а любые отступления от этих стандартов происходят за плату. Я противник этого", - отметил он.
Е.Бунимович считает, что бесплатно должно предоставляться образование детям с проблемами здоровья, дети мигрантов должны бесплатно обучаться русскому языку, обучение в лицеях и гимназиях также должно проходить без дополнительных плат.
"Если ребенок способен больше воспринимать, больше учиться, то ему нужно предоставить возможность бесплатно получать дополнительное образование", - отметил омбудсмен.
Он напомнил, что в школах Южного округа Москвы, в Зеленограде работают уполномоченные по правам участников образовательного процесса, а скоро такие уполномоченные появятся в школах Северо-Западного округа столицы.
Е.Бунимович считает, что большинство взрослых изначально отвергают права детей и не заинтересованы в защите их прав.
"У взрослых вызывает отторжение понятие защиты прав ребенка. Во взрослом мышлении уже есть дискриминация к детям, т.к. считают, что ребенок еще должен стать человеком. Это абсурдно", - сказал он.
По словам Е.Бунимовича, многие проблемы детей, которые взрослым кажутся не самыми страшными, для ребенка очень серьезны и иногда приводят к трагическим последствиям.
"Скоро, 1 июня, будет День защиты детей. А взрослые понимают, от чего их защищать? От мирового империализма?" - спросил омбудсмен.
Е.Бунимович подчеркнул, что вопрос защиты собственного достоинства детей должен пронизывать и весь образовательный процесс. "Если на втором уроке ребенка унижают, а на шестом ему говорят, что он должен быть свободным, то ни к чему, кроме шизофрении, это не приведет", - считает он.
Е.Бунимович отметил, что ответственность у человека появляется "не через ремень, а через знание своих прав". Он напомнил, что в этом году в Москве приняты законы "Об опеке и попечительстве в Москве" и "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", направленные на защиту уязвимых категорий детей.
Уполномоченный отметил, что самыми уязвимыми в реализации своих прав являются дети из семей мигрантов, из семей из других регионов России, дети-инвалиды, а также дети из неблагополучных детей.
"Одаренные дети тоже необычные, а все, что необычно - уязвимо", - сказал Е.Бунимович.
По его словам, в столичных школах есть проблемы межэтнических взаимоотношений между учащимися.
"Этой проблемой занимались две независимые аналитические группы в Москве и Санкт-Петербурге. Результаты исследований оказались удивительными", - заявил Е.Бунимович.
Он подчеркнул, что обе аналитические группы подтвердили существенное влияние взрослых на проблему взаимоотношений.
"Детская среда не рождает проблем межэтнических взаимоотношений. Взрослые провоцируют детей, нередко это проявляется в форме бытового "науськивания", - отметил уполномоченный по правам ребенка.
По его словам, этой проблеме необходимо уделять больше внимания.
"Надо реагировать не только на болезненные проявления проблемы, а вести постоянную воспитательную работу. Во многом это не проблема детства, это проблема нерегулируемой миграции", - добавил Е.Бунимович.
По его мнению, необходимо вести работу по социализации мигрантов.
"Необходимо воспитывать приехавших в духе традиционных устоев. Значение школы в этом смысле крайне велико, поскольку для многих групп мигрантов это единственный институт социализации", - рассказал Е.Бунимович.
В свою очередь доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, руководитель исследования «Знание школьниками Москвы собственных прав" Ирина Калабихина на пресс-конференции представила результаты исследования.
"Результаты исследования показали, что 80-90% опрошенных школьников знают о правах в целом, знают о своих правах - 25-30%, знают, что делать с ними - 10-15%, а защищать свои права умеют только 2-5%", - сказала И.Калабихина.
Она отметила, что международные документы известны московским школьникам лучше, чем российские правовые акты.
"Дети 14 лет знают лучше о своих правах, чем 17-летние", - сообщила руководитель исследования.
Из отрицательных моментов, выявленных в ходе исследования, она отметила низкий уровень ориентированности в конкретных правах, которые ребенок имеет в повседневной жизни.
"СМИ вносят вклад в информирование ребят об их правах больший, чем родители. 60% опрошенных школьников получили информацию в школе, 26% - из СМИ, и только 13% - от родителей", - сказала И.Калабихина.
Она отметила, что 40% московских детей, принявших участие в исследовании, предложили потерпеть и подождать, когда в семье происходит серьезное нарушение их прав. 20% опрошенных детей предложили потерпеть, когда их права нарушают в школе.
"Это тревожная цифра, с которой мы должны работать", - сказала руководитель исследования.
Она пояснила, что исследование проводилось в два этапа. "Качественное" исследование включало в себя глубинное интервью с детьми, родителями и учителями. Всего к анализу было взято 51 интервью. "Количественное" исследование включало в себя анкетирование 900 школьников, поровну в каждом округе Москвы.