В столице приступили к разработке собственной платформы для электромобиля "Москвич"
Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - Разработка собственной платформы для электромобилей "Москвич" начнется на столичном заводе одновременно с запуском производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, сообщил в среду мэр Москвы Сергей Собянин.
"Вместе с нашим технологическим партнером наметили программу возобновления работы теперь уже завода под названием "Москвич", - сказал Собянин в ходе посещения завода и при подписании соглашения о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта между правительством Москвы и ПАО "Камаз".
"На первом этапе будем заниматься крупноузловой сборкой машин из дружественных нам стран, на втором этапе - более глубокой локализацией этого производства, ну, и параллельно с этим процессом, прямо не дожидаясь каких-то первых итогов, с сегодняшнего дня начинаем работать над созданием собственной платформы (для) электромобиля под названием "Москвич", - отметил он.
Мэр подчеркнул, что запланированные работы сложны, есть много "логистических, технологических и финансовых вызовов". "Но я вам обещаю, что мы сделаем все, чтобы завод работал, коллектив был сохранен, ну, а граждане получили современный качественный автомобиль", - обратился Собянин к работникам завода, поблагодарив их за терпение.
В ответ сотрудники "Москвича" поблагодарили столичное правительство за предоставленную возможность "работать и обеспечивать семьи" и заявили о готовности "применить опыт, максимум усилий и энтузиазм при производстве качественных, конкурентоспособных и надежных автомобилей".
"Если бы не было коллектива, мы бы еще задумались, стоит ли на этой площадке развивать автомобильное производство, но так как коллектив есть, (и это) специалисты, которые умеют и любят свое дело, мы приняли такое непростое решение возобновить производство. (...) "Москвич" имеет большую историю, почти вековую, и это всегда было одно из ведущих предприятий Москвы, во все времена. Конечно, очень жалко, что сегодня завод стоит и не работает, но, тем не менее, считаю это новым этапом его дальнейшего развития - это не закрытие завода. Правительство Москвы вернуло себе пакет (акций), собственность этого завода, (снова стало его) собственником, каким было раньше", - отметил Собянин.
Гендиректор ПАО "Камаз" Сергей Когогин в свою очередь заявил, что для компании почетно стать партнером правительства Москвы в данном проекте.
"Так уж сложилось, что легковой автопром в сегодняшних условиях санкционного давления у нас оказался за чертой здравого смысла, честно сказать, просто кончился. (...) Наличие профессионального коллектива является ключевым вопросом, (благодаря) которому мы готовы заниматься этим проектом. Дружественные страны пока с удовольствием предоставляют свои услуги с целью заполнения российского рынка. Возможности в сегодняшних условиях при наших навыках проектирования очень большие, мы уверены, что за короткий промежуток сможем сделать продукт и локализованный, и имеющий вес", - сказал он, отметив, что "Камаз" на протяжении последних лет "на всякий случай" следило за тенденциями производство легковых авто, в частности электротранспорта.
Суть соглашения
"Французская компания "Рено" владела московским автозаводом с 1998 года. В марте 2022 года она объявила о том, что закрывает предприятие и покидает российский рынок. При этом бывший владелец не оставил на заводе ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих, которые должны обеспечивать производство", - пояснили в пресс-службе мэра и правительства столицы.
Там отметили, что у "Рено" остались долги перед трудовым коллективом по зарплате за 2021 год - 691 млн рублей, "которые правительство Москвы выплатило сразу, как только стало собственником "Москвича".
"На протяжении многих лет группа "Рено" целенаправленно избавлялась от российских поставщиков автокомпонентов и переводила производство на иностранные запчасти и комплектующие. Поэтому производство автомобилей на "Москвиче" придется начинать фактически с нуля", - подчеркнули в мэрии.
Там также заявили, что сразу выпускать полностью российские автомобили сегодня невозможно: сперва потребуется разработка собственной современной универсальной платформы и создание производства ключевых отечественных автокомпонентов. Для скорейшего начала работы и было заключено соглашение между правительством Москвы и ПАО "Камаз".
"Камаз" обеспечит завод необходимыми объемами поставок комплектующих из дружественных стран для крупноузловой сборки автомобилей, которая будет начата в этом году. Стороны договорились сохранить профессиональный трудовой коллектив автозавода, развивать дилерскую сеть и послепродажный сервис автомобилей. В рамках соглашения запланирована разработка стратегии развития завода на срок на 8 лет, в т. ч. определение сроков и условий создания и развития производства", - уточнили в пресс-службе мэра и правительства столицы.
Так, стороны договорились о целевых этапах деятельности. "Первый - сборка по технологии DKD (крупноузловая сборка - ИФ) автомобилей: не менее 600 штук до 31 декабря 2022 года, в т. ч. порядка 200 штук с электродвигателем; не менее 50 тыс. штук в течение 2023 года, в т. ч. порядка 10 тыс. штук с электродвигателем; не менее 100 тыс. штук в течение 2024 года, в т. ч. порядка 20 тыс. штук с электродвигателем. Второй - начало сборки CKD (мелкоузловая сборка - ИФ) до 31 декабря 2024 года", - сообщили в мэрии.
Этапы производства
"На первом этапе будет происходить крупноузловая сборка двух типов легковых автомобилей: с двигателем внутреннего сгорания и полностью электрического автомобиля. Компоненты будут поставляться из дружественных стран от разных производителей. Одновременно уже сегодня правительство Москвы и "Камаз" при поддержке правительства России приступают к разработке новой российской универсальной платформы для современных и безопасных легковых автомобилей и организации производства ключевых автокомпонентов: электрических двигателей, аккумуляторов, систем управления, безопасности и многого другого", - сообщили в пресс-службе.
Затем, на втором этапе планируется существенно расширить использование российских компонентов в собираемой легковой автомашине (кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы и т. д.). На третьем этапе на "Москвиче" начнется производство отечественного электрического автомобиля из ключевых российских компонентов - электродвигатель, батареи, системы безопасности и управления.
"Правительство Москвы совместно с правительством России сформируют долгосрочный заказ на продукцию "Москвича", а также будет инвестировать в развитие автокомпонентной базы. В результате будет создано полномасштабное отечественное автопроизводство, включающее головной московский завод и несколько сотен поставщиков автокомпонентов. Это позволит локализовать в России критически важные технологии автопрома и обеспечить работой около 40 тыс. человек", - заявили в мэрии.
Приоритетом завода "Москвич" станет производство электрических машин - в качестве как личного транспорта, так и городского: такси и каршеринга для Москвы и Московской области, других регионов Центральной России и крупных агломераций страны. Ежегодная потребность только для такси и каршеринга в Москве и Подмосковье составляет от 40 до 60 тыс. электромобилей, сообщили в пресс-службе.
Кроме того, при поддержке президента и правительства России, "Камаза" и московских научных институтов будет создан в столице центр компетенции по развитию производства городского электрического транспорта. С учетом наличия профессиональных и квалифицированных кадров базовой промышленной площадкой центра станет завод "Москвич".
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что правительство окажет поддержку в виде льготных займов по программе Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию компонентов и субсидий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
"Мы обязательно поддержим работу правительства Москвы и "КАМАЗа" по организации производства автомобилей на заводе "Москвич". На локализацию компонентов средства могут быть выделены в виде льготных займов по специальной программе Фонда развития промышленности, а разработка новой российской универсальной платформы сможет получить поддержку в формате субсидии на НИОКР", - приводятся слова министра в сообщении Минпромторга.