Медведев взял транспорт на контроль
Премьер-министр сформулировал три главных направления развития московского транспортного узла: развитие железнодорожной сети, популяризация общественного транспорта и создание сети пересадочных узлов
Москва. 19 сентября. INTERFAX.RU – Глава российского правительства Дмитрий Медведев провел совещание по развитию транспортного узла в московском регионе. В первую очередь премьер ответил, что градостроительная политика до последнего времени только ухудшала транспортную ситуацию в городе. "К сожалению, хотел бы подчеркнуть то, что градостроительная политика до самого последнего времени только усугубляла ситуацию, а не облегчала ее, она в этом смысле не была скоординирована мною: строительство велось в отрыве от транспортных коммуникаций, новые жилищные массивы не были обеспечены этими коммуникациями", - сказал первый министр, отметив, что, в частности, в городе построено множество крупных торгово-развлекательных центров без соответствующей инфраструктуры. "В области, естественно, ситуация не лучше, потому что практически больше миллиона жителей Подмосковья ежедневно приезжают на работу в Москву и, соответственно, наоборот", - отметил Медведев.
В связи с этим глава правительства обозначил три главных направления развития московского транспортного узла для улучшения транспортной ситуации в регионе. "Во-первых, речь идет о развитии общественного транспорта, он должен быть удобным, современным - это касается и метрополитена, и наземного транспорта, включая городские и пригородные автобусы, и скоростной трамвай", - сказал Медведев. Второй приоритет, по его словам, - создание сети транспортно-пересадочных узлов: к строительству до 2016 г. запланировано 107 плоскостных узлов и 23 многоуровневых транспортно-пересадочных узла. "Третье. По оценкам экспертов, железная дорога обладает значительным потенциалом, который в настоящий момент используется крайне неэффективно: удельный вес железнодорожных перевозок в городе составляет лишь около 10%", - сказал Медведев, отметив, что в московском железнодорожном узле осуществляется 50% всех пригородных перевозок, которые совершает ОАО РЖД.
Также премьер поручил провести комплексную модернизацию существующей инфраструктуры, включая реконструкцию и строительство сети автомобильных дорог, в первую очередь так называемых вылетных магистралей. "Москва остается глобальным мегаполисом и будет развиваться, поэтому в перспективе она должна стать одним из крупнейших международных авиационных хабов, который будет принимать ежегодно до 120 млн пассажиров, и здесь крайне важна скоординированная политика по повышению конкурентной способности аэропортов столичного региона, по дорогам, которые ведут к аэропортам и по всем остальным объектам транспортной инфраструктуры", - сказал Медведев.
Он напомнил о создании в феврале прошлого года Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области и реализации программы развития транспортного комплекса московского региона до 2020 года - все эти шаги как раз и призваны служить улучшению транспортной ситуации в регионе.
Мэр столицы Сергей Собянин, в свою очередь, пообещал, что в ближайшее время в городе появится 100 км новых автодорог. "В Москве за два года будут построены 100 км новых дорог и созданы проекты реконструкции большинства московских магистралей", - сказал мэр, сообщив также о планах строительства метрополитена, парковочного пространства, развития пригородного железнодорожного сообщения и т.д. "В московском транспортном узле ежедневно передвигаются 14 млн человек, это более 5 млрд человек в год. Это крупнейший транспортный узел Европы. Все виды транспорта перегружены, в среднем перегрузка составляет 30%, в часы пик по некоторым направлениям доходит до 40% и более. Такая ситуация не может продолжаться дальше. Нужно развивать, если ничего не делать, ситуация будет ухудшаться, приводя к окончательному транспортному коллапсу", - заявил Собянин.
По словам московского градоначальника, приоритетным является проект по строительству дополнительных железнодорожных путей. "Это проект особенный, этот проект требует усилий всех сторон: и РЖД, и Москвы, и Московской области, и Минтранса, потому что речь идет, во-первых, о федеральной железнодорожной инфраструктуре, а во-вторых, он реализуется на территории двух субъектов РФ", - сказал мэр. "Сегодня главная транспортная проблема заключается в том, что большинство жителей Подмосковья едут в Москву на личных автомобилях. Количество людей, передвигающихся на личных автомобилях, достигает 40%, в то время как в Москве в "часы пик" это всего лишь 15%", - отметил градоначальник.
По мнению Собянина, единственный вариант решения этой проблемы - развитие пригородного железнодорожного сообщения. Для этого необходимо построить 226 дополнительных главных путей и закупить подвижной. "Сегодня перевозится 532 млн пассажиров, если мы реализуем этот проект, будет перевозиться 846 млн пассажиров (в год). Это самый эффективный из всех инфраструктурных проектов", - подчеркнул градоначальник. По его словам, реализация проекта будет стоить порядка 160 млрд рублей, а также еще 63 млрд потребуется на закупку подвижного состава.
Кроме того, по словам мэра, планируется организовать пассажирское движение по малому железнодорожному кольцу внутри города. Предполагается, что пассажиры, которые будут двигаться по малому железнодорожному кольцу, смогут пересаживаться на радиальные ветки железной дороги, а также на линии метрополитена и другие виды транспорта.
Градоначальник отметил, что для реализации этого проекта городскому бюджету не хватает 96 млрд рублей. "Стоимость железнодорожной инфраструктуры составит 236 млрд рублей. Уже выделено на эти цели 52 млрд рублей. В результате переговоров с РЖД была достигнута договоренность, что они выделят нам 49 млрд рублей. Таким образом, дефицит проекта составит 96 млрд рублей", - сказал Собянин на совещании, предложив продолжить финансирование развития железнодорожной инфраструктуры до 2020 года в том же размере, что и на ближайшие три года. "Это полностью закроет дефицит на реализацию этого важного социального проекта", - подчеркнул мэр Москвы.
Он заявил, что результатом развития данного проекта должно стать уменьшение интервала движения пригородных электричек. "Средний интервал должен уменьшиться до трех минут, так же, как ездят поезда метро", - подчеркнул мэр.
Помимо прочего, Дмитрий Медведев заявил о том, что считает целесообразным выделить дополнительное финансирование на развитие железнодорожной инфраструктуры Подмосковья 97 млрд рублей до 2020 года. "В нынешней сложной ситуации полагал бы правильным рассмотреть этот вопрос применительно к финансированию начиная с 2016 года в рамках дополнительной потребности в 97,3 млрд рублей", - заявил Д.Медведев на совещании по развитию московского транспортного узла. Он добавил, что выделение этих денег предполагается осуществить с 2016 по 2020 годы.
Со своей стороны, губернатор Московской области Сергей Шойгу заявил, что региону до 2015 года включительно необходимы ежегодные субвенции в размере по 32 млрд рублей на развитие дорожной сети. "В Подмосковье строится больше всего жилья - свыше 8 млн кв.м в год. За счет мигрантов за прошедшие шесть месяцев население Подмосковья увеличилось на 52 тыс. человек", - сообщил Шойгу на совещании, посвященном развитию московского транспортного узла. "Конечно, те средства, которые выделяются из федерального бюджета на дорожное строительство, развязки, ремонт магистралей, - их не то что недостаточно, они практически незаметны", - посетовал губернатор.
Он уточнил, что речь идет не о федеральных дорогах, а об областной дорожной сети - а это больше 30 тыс. км дорог."По нашим оценкам, на ближайшие три года нам необходимо в среднем по 32 млрд рублей субвенций, которые нам крайне необходимы", - подчеркнул глава региона.