Осенью могут уволить до 400 тысяч человек
Глава Федерации независимых профсоюзов рассказал "Интерфаксу" о ситуации на рынке труда, вероятности "повторения Пикалево" и о том, как со всем этим бороться
Москва. 6 августа. INTERFAХ.RU - В условиях экономического кризиса многие работодатели склоняются к тому, чтобы сократить численность работников предприятий. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) недавно выступила с прогнозом по сокращениям на российских предприятиях. О том, насколько существенным может стать пополнение армии лишних людей уже в ближайшее в ближайшее время, рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель федерации Михаил Шмаков.
Михаил Викторович, в последнее время очень часто приходится слышать о возможности новой волны экономического кризиса. Насколько эти опасения обоснованы и как это может отразиться на ситуации на рынке труда, и соответственно, на активности профсоюзного движения?
То, что сейчас происходит, является, скорее, не новой волной экономического кризиса, а его продолжением и углублением. Все это приводит к тому, что в условиях недостатка финансирования предприятий, многие предприниматели начнут сворачивать свою деятельность. И мы можем получить новый всплеск сокращений рабочих мест в нашей экономике. Пожалуй, это самое опасное, что нас поджидает.
В настоящее время, несмотря на многие заявления, банковские проценты, под которые предлагаются кредиты, слишком высокие.
Поэтому, массовые увольнения весьма реальны.
Согласно последним данным мониторинга ФНПР, в течение августа и сентября возможно увольнение более 200 тыс. работников предприятий. Это пессимистический или оптимистический прогноз?
Это средневзвешенный показатель. При проведении нашего мониторинга опрашиваются предприятия, где потенциально будут сокращать численность. Исходя из этого прогноза, около 200 тыс. человек могут оказаться без работы уже в августе-сентябре.
Но в целом, численность работников, которых могут уволить осенью, может колебаться в пределах до 200-400 тыс. человек.
В экспертном сообществе в настоящее время ведется дискуссия относительно масштабов безработицы, с которыми мы столкнемся к концу текущего года. Есть предположения, что общая численность безработных в России к концу декабря может составить порядка 10 млн. человек. Вы согласны с такими прогнозами?
Эти прогнозы не лишены основания. По тем данным, которые есть у нас, численность официально зарегистрированных безработных к концу года составит не менее 3 млн. чел. Что касается общей безработицы, численность которой рассчитывается по методологии Международной организации труда, то мы не исключаем, что уже сегодня безработным является практически каждый десятый трудоспособный россиянин.
.
Недавние события в Пикалево показали, насколько сложна ситуация в моногородах в условиях кризиса. Есть ли основания ожидать повторения событий по этому сценарию в других регионах?
Безусловно, такая вероятность есть. Именно поэтому Минздравсоцразвития, не без нашего нажима, разрабатывает специальные программы по поддержке моногородов в том смысле, что при закрытии предприятий там требуется увеличенная сумма тех средств, которые необходимо выплачивать в качестве пособия по безработице. И это правильный подход.
Безусловно, нарастание безработицы будет вести к росту социального напряжения в моногородах и, в целом, в нашей стране.
Чтобы это не произошло, нужно поддерживать бизнес и предприятия. Власти эти занимаются, и это правильно. Однако все сегодня ощущают минимум возможностей получения кредитов на пополнение оборотных средств, на ведение своего бизнеса и, соответственно, на выплату зарплаты.
Сейчас обострилась ситуация в Тольятти, в частности, на "АвтоВАЗе". Появилась информация, что будут уволены около 30 тыс. человек. Какова позиция ФНПР в этом вопросе и насколько типична данная ситуация для российского автопрома?
Во-первых, никаких решений по поводу увольнений работников "АвтоВАЗа", тем более, в тех объемах, о которых заявлено в прессе. На данный момент увольнения на "АвтоВАЗе" - не свершившийся факт, а всего лишь один из возможных вариантов развития событий.
Автоконцерн, как мы знаем, отправил всех своих работников в отпуск на один месяц с оплатой двух третей средней заработной платы. Принято решение о том, что с сентября на "АвтоВАЗе" работники будут трудиться неполную рабочую неделю. И загрузка, и соответственно работа будет на 50 %, то есть 20 часов в неделю вместо 40 часов.
В настоящее время, насколько нам известно, руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом рассматриваются варианты организации общественных работ, в ходе которых люди могут еще заработать какие-то деньги, для того, чтобы пополнить свой семейный бюджет. Это один из способов сохранить "АвтоВАЗ".
Вообще, вокруг этого автоконцерна сейчас сложилась тревожная ситуация. Мое объяснение происходящему состоит в том, что все конкуренты хотят добить "АвтоВАЗ". Делается все для того, чтобы 30 % автомобильного рынка России, приходящихся на "АвтоВАЗ", были заняты другими производителями. Какими? Прежде всего, речь идет о тех международных автомобильных концернах, которые создают сборочные производства.
Наша позиция, и в частности, позиция членской организации ФНПР, профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, в том, что мы не заинтересованы в ликвидации "АвтоВАЗа", в его банкротстве. Профсоюзы не заинтересованы в потере 100 тыс. рабочих мест.
Как можно поддержать автоконцерн и его работников? Cтимулировать спрос на автомобили, в первую очередь, за счет поддержки покупателя со стороны государства, как это делается во многих странах.
Ну а, в целом, ситуация на "АвтоВАЗе" типична для всей автомобильной промышленности России, в том смысле, что практически все заводы на август остановлены. Будь то производители иностранных автомобилей, или автомобилей российских марок.
К чести руководства автоконцерна могу сказать, что на "АвтоВАЗе" наиболее последовательно выполняются все требования трудового кодекса, который иногда нарушается на многих предприятиях, в том числе, и иностранных производителей.
В этом смысле менеджеры "АвтоВАЗа" выполняют все российские законы.
Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию с мигрантами на российском рынке труда? Дал ли кризис практические уроки решения проблем с иностранной рабочей силой?
Кризис привел к сокращению рабочих мест, в том числе, и для трудящихся мигрантов. Естественно, в ходе кризиса квота на приглашение мигрантов была сокращена вдвое. Полагаю, что это было правильным решением властей.
Вместе с тем, не ликвидированы сами условия, благодаря которым в России имеется большое количество нелегальных мигрантов. В этом смысле здесь требуется более активная работа соответствующих государственных служб.
Считаю, что необходимо восстанавливать в России министерство труда, которое занималось бы внутренней миграцией. Федеральная миграционная служба занимается только внешней миграций и пусть полицейская функция останется за ФМС, чтобы она проверяла, кто к нам едет, насколько это добропорядочные люди, чтобы давать им разрешение на работу.
А функция регулирования потока мигрантов, и организация, прежде всего, внутренней трудовой миграции для того, чтобы дать возможность людям, потерявшим работу в одном регионе, получить ее в другом, этим надо отдельно заниматься в рамках госструктуры, курирующей вопросы занятости.
Должен быть составлен баланс трудовых ресурсов. И когда он будет составлен, станет ясно, сколько мигрантов нужно принимать из-за рубежа, а не полагаться только на заявки работодателей, как это было до сих пор.