О новых правах и новых правилах

Замначальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Дмитрий Желтенков рассказал о том, как изменится жизнь российских водителей

О новых правах и новых правилах
О новых правах и новых правилах
Фото: Пресс-служба ДОБДД МВД России

Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - ГАИ России подготовило поправки в закон "О безопасности дорожного движения", которые должны помочь навести порядок на дорогах. Наряду с этим вскоре в нашей стране начнется выдача водительских прав нового образца. В чем заключается суть нововведений, увеличатся ли очереди в отделах ГИБДД и нужно ли ужесточать ответственность для нарушителей, "Интерфаксу".

Дмитрий Борисович, зачем понадобилось введение новых прав, какие сюрпризы ждут автомобилистов?

Введение новых прав обусловлено необходимостью приведения формы и содержания данного документа в соответствие с требованиями поправок к Конвенции о дорожном движении 1968 года, вступивших в силу 28 марта 2006 года. Согласно данному международному соглашению Российская Федерация должна перейти на выпуск новых водительских удостоверений не позднее 28 марта 2011 года.

Новое водительское удостоверение полностью соответствует международным требованиям и будет признаваться действительным для управления транспортными средствами на территориях 143 стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении 1968 года.

В отличие от ранее выдаваемых водительских удостоверений новый документ имеет ряд существенных преимуществ. Повышенную степень защищенности от подделок, специальный штрих-код, позволяющий ускорить процедуру его проверки. Обозначение категорий транспортных средств сопровождается специальными пиктограммами, облегчающими прочтение этого документа при участии в международном движении.

Каждая разрешенная категория транспортных средств будет обозначена датой открытия и датой окончания срока её действия, предусмотрены специальные места для внесения установленных законом ограничений.

Введение нового водительского удостоверения не предусматривает обязательной процедуры обмена ранее выданных водительских документов, поскольку они будут оставаться действительными до окончания указанного в них срока действия.

Стоимость нового водительского удостоверения определяется размером налоговой пошлины и не будет превышать двести рублей.

Появятся ли в правах новые категории транспортных средств?

Пока новых категорий не будет. Для их введения на территории Российской Федерации необходимо внести соответствующие изменения в закон "О безопасности дорожного движения", определяющий перечень существующих категорий в нашей стране.

В настоящее время нами готовятся поправки в закон "О безопасности дорожного движения", предусматривающие введение подкатегорий "А1" (легкие мотоциклы), "С1" (грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 7500 кг), "D1" (автобусы, имеющие не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя), а также соответствующих подкатегорий составов транспортных средств. Планируется, что в законе появится также новая категория - "М" (мопед). Так называемые скутеры будут подпадать под подкатегорию "А1" или категорию "М", в зависимости от их технических характеристик.

Чтобы получить водительское удостоверение обладателям мопедов придется сдавать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения. При этом лица, имеющие водительское удостоверение на право управления какой-либо иной категорией транспортных средств будут автоматически иметь право на управление мопедом.

Возможность сдать на категорию "А1" и "М", согласно законопроекту, получат молодые люди, достигшие 16-летнего возраста. Соответственно в более раннем возрасте ездить на мопедах по дорогам будет запрещено.

Обладателям прав придется пересдавать на подкатегории?

Нет. Люди, которые сегодня имеют ту или иную категорию, автоматически получают право на подкатегорию. Новшества коснутся только тех, кто будет обучаться по новым программам.

А форма сдачи экзаменов экстерном сохранится?

Думаю, что экстернат останется только для получения права на управление мопедом. По крайней мере, в поправках к закону о безопасности дорожного движения такая норма предусматривается.

Будут ли новые права содержать персональные данные о водителе и смогут ли они заменить собой паспорт?

Пока штрих-код будет повторять информацию, которая содержится в бланке водительского удостоверения. Хотя возможность внедрения микрочипа в удостоверение также предусмотрена. Кстати, одна из идей внедрения чипа - создание унифицированного документа, удостоверяющего личность. Однако для этого мало создать сам документ, необходима инфраструктура, позволяющая использовать его для считывания необходимой информации во всех местах возможного доступа. Над этим придется работать ещё не один год.

Как избежать ажиотажа при замене прав. Их будут менять одномоментно или по мере истечения срока предыдущих удостоверений?

Никакого аврала не будет. Права будут заменять по мере прекращения действия старых. Естественно, граждане, которые захотят получить новые документы побыстрее, смогут это сделать без проблем. Порядок остается прежний: необходимо представить медицинскую справку, паспорт и "старое" водительское удостоверение.

Когда начнется выдача новых прав?

Выпуск новых водительских удостоверений начнется с весны будущего года, а в некоторых "пилотных" подразделениях, может быть и раньше. Надеюсь, кризис не помешает выпуску новых документов, тем более что мы их максимально упростили.

Водители, которые учились на машинах с автоматической коробкой, будут иметь право на вождение "механикой"?

В новом водительском удостоверении возможность таких ограничений, как управление машиной только с автоматической коробкой передач, предусмотрена, но для этого необходимо внести соответствующие поправки в закон о безопасности дорожного движения.

Таким образом, если водитель сдал экзамен на право управления машиной с "автоматикой", он уже не сможет выехать на дорогу за рулем автомашины с "механикой". После того, как закон будет принят, этот механизм будет реализован на практике.

Какие еще новшества предусмотрены поправками в закон о безопасности дорожного движения? Планируется ли принимать меры по усилению контроля за пассажирскими перевозками?

В качестве одной из таких мер разработанным МВД России проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривается обязательная установка тахографов - приборов контролирующих режим труда и отдыха водителей, не только на автомобилях, осуществляющих международные перевозки, но и на автобусах, предназначенных для внутригородских и пригородных маршрутов, а также грузовиках, выполняющих потенциально опасные виды перевозок (крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов).

В настоящее время завершается согласование и доработка указанного законопроекта.

В целях повышения ответственности перевозчиков соответствующие изменения в дальнейшем будут в установленном порядке внесены и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В какие сроки новая редакция закона будут передана в правительство?

В настоящее время заинтересованные министерства и ведомства - Минобрнауки, Минтранс, Минобороны и др. дали положительные отзывы по законопроекту. Необходимо доработать несколько позиций и документ будет внесен в кабинет министров. Полагаю, это произойдет до конца текущего года.

Нужно, по вашему мнению, ужесточать ответственность за грубое нарушение ПДД?

Думаю, что можно было бы вернуться к обсуждению необходимости введения бальной системы штрафов. Несколько лет назад депутаты решили не будоражить общественность и отложили этот вопрос. Но эта тема остается актуальной. Сама мера позволяет ввести так называемый "второй уровень" подготовки водителей, когда человек, набравший определенное количество баллов, должен будет пройти дополнительный курс обучения. За деньги, естественно. После этого ему уже, возможно, не захочется лихачить.

Когда ГАИ будет взимать штрафы по безналичному расчету?

Такой эксперимент проводится в ряде регионов. Сейчас идет апробация оборудования на отдельных патрульных машинах. Однако данное нововведение требует тщательной проработки всех вопросов, связанных с его повсеместным внедрением. В любом случае за данной формой расчетов будущее.

Прижился ли, по Вашему мнению, специальный знак для "чайников", который был не так давно введен правилами дорожного движения?

Этот знак оказался востребованным. Сегодня он все чаще встречается на дорогах. Его установка - обязательное требование для водителей со стажем до двух лет, хотя никаких административных санкций за его отсутствие не предусмотрено. Цель знака - предупредить водителей в потоке, что за рулем находится начинающий шофер. Это помогает избежать возможных конфликтов.

А такие санкции будут введены со временем?

Такая идея была, но мы решили посмотреть, насколько эта новация приобретет популярность в среде участников дорожного движения без административного принуждения. Кстати, при прохождении техосмотра он необходим, поскольку в ходе ТО проверяется соблюдение требований Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Недавно была утверждена новая методика приема экзаменов. Когда она будет воплощена в жизнь?

Новая методика проведения квалификационных экзаменов для получения права управления транспортными средствами была утверждена начальником Департамента ОБДД МВД России Виктором Кирьяновым 9 июня этого года. Она вводится в действие с 1 ноября 2011 года, при этом предусмотрено ее досрочное применение в тех подразделениях, которые готовы технически. Напомню, что документ предусматривает сдачу первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме, обязательную процедуру проведения второго этапа - вождения в городе - с применением камер фото- и видеофиксации. Наряду с этим, усовершенствован порядок приема теоретического экзамена. Человеку, допустившему одну ошибку, выдается еще пять вопросов на данную тематику, и он считается не сдавшим экзамен лишь в том случае, если в дополнительных вопросах он ошибся вновь. Таким образом, мы минимизируем возможность случайной ошибки. Там, где видеокамеры применялись в качестве эксперимента, резко сократилось число претендентов, сдавших на права с первого раза, поскольку все действия водителя, инструктора автошколы и экзаменатора были абсолютно прозрачными. Хочу заметить, что серьезных конфликтных ситуаций пока не возникало. Правда, некоторые оппоненты говорят, что использование видеокамер противоречит закону о защите персональных данных, однако мы гарантируем что информация, записанная на пленку, поступит в специальный терминал для хранения информации, и будет выдаваться только по запросу для разбора разногласий.

А много у нас автодромов? В Москве, по крайней мере, я их не видел.

Стоят обычные столбики, вокруг которых ездят начинающие водители, в то время, как инструкторы дремлют в стороне.

В настоящее время работает два таких комплекса в Челябинске, по одному - в Самаре, Кемерово, Иваново, завершено строительство автодрома в Мурманске. В Краснодарском крае автодром полностью оборудован отечественной техникой, идет строительство подобного центра в Ижевске. Как минимум на 15 подобных объектов заключены инвестиционные договоры. В Москве есть сложности с землей, хотя и в столице появились люди, которые высказывают намерение сооружать автодромы, ведь центры, где процесс обучения организован и контролируется в автоматизированном режиме, позволяют качественно готовить в разы больше людей, чем обычная автошкола, а значит, снижаются сроки окупаемости объектов. Конечно, дата введения новой методики приема экзаменов - ноябрь 2011 года - во многом "политическая". Возможно, по всей стране автоматизированные комплексы к этому времени в достаточном количестве по экономическим причинам не успеют появиться, и сроки могут быть отнесены. Но ведь всегда нужно с чего-то начинать.

Существует мнение, что автоматизированные автодромы не нужны автошколам и должны применяться только для сдачи экзаменов в Госавтоинспекции. Однако, по нашему мнению, строительство таких автодромов призвано решить комплексную задачу повышения качества подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении. Ведь каждый такой объект может и должен функционировать как минимум в двух режимах – учебном и экзаменационном (зачетном). Комплексное применение автоматизированных автодромов позволит также оптимизировать общественные затраты на решение этой важной для обеспечения безопасности дорожного движения проблемы.

Сейчас автодромы строит социально ответственный бизнес, который не требует компенсации собственных затрат за использование автодрома при приеме экзаменов.

Понимая необходимость разрешения этой проблемы, мы прорабатываем вопрос о внесении соответствующих изменений в постановление правительства, регламентирующего правила сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений, где были бы урегулированы все вопросы, связанные с предоставлением автодромов и других объектов учебно-материальной базы автошкол для приема экзаменов.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок