"Справедливая и честная позиция"

Завсектором Администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов по итогам визита Ильхама Алиева в Россию рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Азербайджан" о том, что Баку считает справедливой и честной позицию президента РФ о необходимости урегулирования карабахского конфликта на основе международного права

"Справедливая и честная позиция"
"Справедливая и честная позиция"

Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - Вчера завершился двухдневный рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Прокомментируйте, пожалуйста, основные итоги визита.

Результаты визита азербайджанская сторона оценивает как более чем позитивные. Да иного и не могло быть, учитывая сложившуюся между двумя лидерами атмосферу, принимая во внимание доверительный характер межличностных отношений, их максимальную открытость и готовность учитывать позиции друг друга в решении самых сложных двусторонних и международных вопросов.

Я в связи с этим перед тем как комментировать важнейшие, с моей точки зрения, итоги подмосковной встречи, хотел бы обратить ваше внимание на следующий тезис в выступлении президента Медведева на совместной пресс-конференции - "нам легко разговаривать, мы практически по всем вопросам, по которым говорим, придерживаемся очень близких позиций». Действительно, двум лидерам "легко разговаривать", и эта мировоззренческая близость, общность взглядов помогает сохранять отношения на уровне особого стратегического партнерства, выстраивать стабильный и конструктивный политический диалог, который дает нужный импульс для двустороннего сотрудничества по всей вертикали исполнительной власти.

Что касается непосредственно итогов, то, как бы важны и значимы не были темы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, основным пунктом подмосковной встречи был, разумеется, вопрос урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. И в этом контексте особое значение приобретает сделанное президентом Медведевым заявление о том, что в процессе урегулирования нужно опираться на нормы международного права, на те резолюции и решения, которые принимались в ООН и ОБСЕ. Почему я делаю акцент именно на этом?

Во-первых, потому, что это справедливая и честная позиция. Во-вторых, потому, что после состоявшейся 2 ноября Майендорфской встречи трех президентов - России, Азербайджана и Армении и подписания Московской декларации на уровне сопредседателей предпринимались попытки - отметим, довольно успешные, сместить акценты в комментариях и толкованиях данного документа. На первый план, как бы забывая о международно-правовых рамках урегулирования, искусственно вытягивались вторые, третьи и даже четвертые позиции Московской декларации. Более того, Баку даже подвергался критике за якобы формалистский, "легалистский" подход, излишнюю, как кому-то казалось, приверженность нормам и принципам международного права.

Скажем прямо, этот сигнал был воспринят в некоторых столицах как поощрение курса на полную свободу заявлений и действий в переговорном процессе, возможность отхода от ранее достигнутых в нем договоренностей. Это тренд и сейчас отчетливо виден в комментариях и заявлениях официального Еревана.

Поэтому крайне важно то, что президент России вернул все стороны конфликта и всех посредников к изначальному духу и букве подписанной в ноябре Декларации, то есть напомнил, что, условно говоря, действует весь пакет, а не отдельные его элементы.

Не хотите ли вы сказать, что среди посредников существует конкуренция?

Я думаю, существует и конкуренция, и сотрудничество, взаимодополнение посреднических усилий. Очевидно, что все остальные сопредседатели и другие страны-члены МГ ОБСЕ должны - если, конечно же, они действительно хотят прорыва - поддерживать усилия наиболее активного и удачливого посредника, каким сегодня является Россия. Особенно это касается такой влиятельной структуры, как ЕС, которая сегодня претендует на новую роль в нашем регионе и предлагает новые инициативы и проекты. Хотел бы отметить, что президент Азербайджана особо подчеркнул позитивную роль России в урегулировании конфликта и выразил благодарность за ее попытки сблизить позиции сторон конфликта.

Иными словами, чем чаще стороны конфликта будут получать сигналы о том, что есть четкие международно-правовые рамки, очерченные решениями СБ ООН и ОБСЕ, за которые процесс урегулирования не может выйти, тем будет лучше для всех.

Во время подмосковной встречи со своим российским коллегой президент И.Алиев в очередной раз заявил нашу позицию - конфликт должен быть урегулирован на основе норм и принципов международного права в соответствии с решениями ОБСЕ и резолюциями СБ ООН. Это и есть наша своеобразная "красная линия", то есть черта, за которой наступает нарушение, подрыв международно-правовой законности, и неприемлемый для нас ущерб нашим национальным интересам. Кстати, у нас с Россией эти "красные линии" одинаковые. Да и Армения, как мне кажется, не будет приветствовать, если будут подвергаться сомнению ее суверенитет, территориальная целостность, нерушимость её международно-признанных границ.

В ходе пресс-конференции Президент Алиев указал на возможность полномасштабного регионального сотрудничества на Южном Кавказе.

Да, действительно, этот тезис прозвучал, и я убежден, что предназначен он был не только для российской и армянской аудитории. Подтверждение нашей принципиальной позиции о том, что без урегулирования нагорно-карабахского конфликта невозможно широкое, с охватом всех трех стран региона Южного Кавказа, сотрудничество, сегодня крайне важно для Анкары.

Кроме того, в преддверии открывающегося 7 мая в Праге инаугурационного саммита ЕС по инициативе "Восточного Партнёрства" нашим европейским партнерам также было бы полезным прислушаться к нашей позиции и понять, что без урегулирования конфликта говорить о каких-либо многосторонних и региональных форматах сотрудничества в рамках данного проекта преждевременно и нецелесообразно.

Какова позиция Баку по сотрудничеству с Россией в газовой сфере, можно ли говорить о каких-либо новых договоренностях в этой сфере по итогам подмосковной встречи?

Вы знаете, на мой взгляд, для азербайджанских официальных лиц, экспертов и политологов позицию Азербайджана и его президента по энергетической, газовой, газо-транзитной проблематике комментировать легко. Это всегда не очень сложный вопрос, потому что наша политика по данному вопросу максимально прозрачна, в ней нет "двойного дна". Мы не играем на тарифах, как это делают некоторые - мы предлагаем всем максимально льготные условия, и менеджеры крупных мировых компаний могут подтвердить это. Мы не спекулируем на своей географии, как это делают некоторые - мы в одинаковой степени открыты для всех стран севера и юга, запада и востока.

Мы, наконец, не используем наши транзитные возможности для давления на кого-либо с целью получения экономических и политических дивидендов. Напротив, мы всегда были сторонниками максимально широкой страновой и корпоративной кооперации, и составы созданных на территории Азербайджана нефтяных, газовых и транзитных консорциумов яркое тому подтверждение. С 1993 года "все флаги шли в гости к нам" - в этом и заключалась философия Гейдара Алиева по созданию современной страны с открытой экономикой, превращению Азербайджана в регионального лидера, в страну, которая была бы ареной международного сотрудничества, а не конфронтации. Нынешний президент Ильхам Алиев продолжает эту линию, осуществляя предсказуемую политику, в которой нет конъюнктурных колебаний и шараханий. И в этом её преимущество, её привлекательность для зарубежных партнеров, в том числе и для российских.

Что же касается "газового аспекта" подмосковной встречи, то президент Ильхам Алиев вновь заявил, что никаких ограничений с нашей стороны на сотрудничество с Россией в газовой сфере нет и быть не может. Для нас Россия, российское направление экспорта и транзита важны как в плане взаимовыгодного, приносящего прибыль, двустороннего сотрудничества, так и в контексте нашей политики обеспечения национальной энергобезопасности за счет диверсификации маршрутов газовых поставок. Я в целом убежден, что сотрудничество с Россией в этой сфере состоится, что оно будет взаимовыгодным как для компаний, так и с точки зрения интересов наших стран в целом.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений