"Ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва не должны вмешиваться во внутриполитические процессы в Грузии"

Бывший грузинский посол в России Эроси Кицмаришвили рассказал "Интерфаксу" о внутриполитических событиях в Грузии, перспективах возобновления дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси, а также о ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии

"Ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва не должны вмешиваться во внутриполитические процессы в Грузии"
"Ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва не должны вмешиваться во внутриполитические процессы в Грузии"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU - О внутриполитических событиях в Грузии, перспективах возобновления дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси, ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии в интервью корресподенту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал бывший грузинский посол в РФ Эроси Кицмаришвили.

Сейчас в Грузии продолжаются акции протеста. Каковы шансы, что это приведет к смене власти? Не может ли это стать первой ласточкой, если можно так сказать, антицветных революций на постсоветском пространстве?

Ситуация в Грузии, на мой взгляд, знаменует собой начало совершенно новых процессов на постсоветском пространстве. Но не следует искать каких-либо аналогий и внешних факторов в развитии внутренних процессов в Грузии. Очень важно сделать правильный анализ. Извне, т.е. из Парижа, Берлина, Москвы, Вашингтона ситуация выглядит совершенно не так, как на самом деле. Всем видно примерно одно и то же – опасения перед нестабильностью, слабая и раздробленная оппозиция, неопределенность.

Но движущей силой процессов является совершенно иной фактор - это невероятно высокая активность гражданского общества. То, что властями были допущены внешнеполитические ошибки, фактор войны с Россией, внутренние противоречия, неспособность наладить диалог с политическим оппозиционным спектром, деградация демократических институтов и нагнетание атмосферы несвободы - картина, в общем-то, характерная для постсоветского пространства. Но только в Грузии она оборачивается глубоким политическим кризисом, потому что гражданское общество реально оказалось во главе процессов в стране, оказывая мощное давление, как на власти, так и на оппозицию. Именно общество подталкивает оппозицию к решительным действиям, выражая несгибаемую волю к проявлению организованного протеста, в рамках мирных и ненасильственных акций. Следует обратить внимание на то, что сам процесс протеста, подчеркнуто высоко организованный, степенный - ни одного малейшего эксцесса и при этом огромная масса народа. В чем секрет, как это удается сделать? Cекрет в высоком уровне самоорганизации, это не стихийный, а осознанный протест общества, которое стоит на новой ступени эволюции и с одной стороны пытается освободиться от ступора, в который впала команда власти, а с другой - вдыхает жизненные силы в оппозицию.

Безусловно международное сообщество признает существенную эволюцию гражданского общества в Грузии и прекрасно понимает, что такая форма протеста - это торжество свободы, которое грузины демонстрируют собственной власти, которая не смогла идти в ногу со временем и отстала от собственного общества. Грузины показывают это всему миру, это символ и результат перемен в обществе, стремящемся к прогрессу и демократии.

Как известно, администрация Саакашвили заявляет, что нынешний грузинский режим пользуется полной поддержкой США. С другой стороны, появились мнения о том, что оппозицию, в свою очередь, может поддержать Россия. Считаете ли Вы, что российская сторона действительно может как-то повлиять на внутриполитические расклады в Грузии?

Ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва не должны вмешиваться во внутриполитические процессы в Грузии. Я думаю, что в мире растет осознание того, что реально помощь нужна зрелому гражданскому обществу, а не конкретным персоналиям. Самым надежным союзником для международного сообщества в Грузии стало само общество. На конкретные личности никто уже не будет делать ставки – это исключено. Ни власть, ни оппозиция не управляются извне – это действительно свидетельство новых процессов на постсоветском пространстве, что стало итогом эволюции общества в результате модернизации. Поэтому манипуляции с силовым давлением извне, военные маневры, марш-броски молодежных организаций могут восприниматься лишь как провокация или стремление обострить ситуацию.

Возможен ли диалог между властями и оппозицией Грузии? Какие для этого необходимо выполнить условия?

Расчет власти на силовой сценарий в случае погромов, провокаций, захватов правительственных учреждений не оправдался, акции проходят на уровне самых высоких стандартов. Отдельные представители государственных структур к такому повороту событий оказались не готовы и сейчас пытаются провоцировать протестующее население. В последнее время участились случаи избиений в ночное время суток представителей молодежных организаций и просто митингующих. И даже в столь сложной ситуации гражданское общество в Грузии предложило властям совершенно неожиданный сценарий - протест принял форму массового общественного перфоманса против насилия. На улицах Тбилиси устраивается массовый спектакль свободы. Театрализованные представления, подобие тюремных конструкций по всему городу, в котором сидят авторитетнейшие представители общественности из мира искусства, кино, театра, эстрады, врачи, спортсмены, одним словом, узнаваемые люди. Это совершенно обезоружило власть, которая готовила себя к силовым действиям, одновременно рассчитывая оправдаться на международном уровне. Факт, что нервы у отдельных представителей команды власти начинают пошаливать, оппозиция слишком радикализована и гражданское общество может не справиться с таким давлением, что может привести к трагическим последствиям. Поэтому международному сообществу сейчас самое время помочь цивилизованному грузинскому обществу в цивилизованном диалоге между оппозицией и властью.

В процессе урегулирования кризиса особую роль должна сыграть, на мой взгляд, грузинская православная церковь и в первую очередь Каталикос-патриарх Всея Грузии Илия II. Он, безусловно, пользуется в Грузии непререкаемым авторитетом, и его роль в качестве главного посредника между властью, оппозицией и в первую очередь гражданским обществом, которое является протестующим большинством в Грузии, будет иметь особое значение.

Многие из нынешних непримиримых грузинских оппозиционеров еще недавно тесно сотрудничали с Саакашвили, входили в его администрацию, правительство. Что стало причиной столь резкого поворота? Только разногласия по поводу событий вокруг Южной Осетии августа прошлого года?

Безусловно, августовские события стали мощным катализатором этого процесса. Для меня как для бывшего посла Грузии в России, для многих моих коллег и друзей как во власти, так и в оппозиции было очевидно, что Грузия могла и должна была избежать этой войны. Но главной причиной стала очевидность необходимости системных перемен, децентрализация системы принятия решений, привязанной лишь к одной персоне, одним словом - необходимость дальнейших реформ.

Могут ли в ближайшее время Россия и Грузия восстановить дипотношения с учетом того, что и в Москве, и в Тбилиси уверены, что первый шаг должна сделать противоположная сторона?

Восстановление активной фазы дипломатии между сторонами могло бы послужить созданию соответствующего позитивного фона для восстановления в будущем полноценных дипломатических отношений между Грузией и РФ. Эпоха конфронтации и давления, приоритет фактора силы становятся достоянием истории во всем мире. Наиболее острые и застарелые кризисы проходят испытание искусством дипломатии. На передний план в качестве главного аргумента выступает сила разума. Мир, похоже, вступает в новую эру дипломатии, которая приходит на смену противостоянию и вооруженной конфронтации. Дипломатия как основной и решающий фактор формирует контекст современного международного правопорядка. В этих условиях, ответственным людям, как с грузинской так и с российской стороны следует признать, что продолжение конфронтационной политики несет в себе риск уже не временного, а долгосрочного ущерба, если этой динамике не положить конец и не повернуть ее вспять.

Сложившиеся реалии требуют исключительно деликатного подхода. При этом, следует принимать во внимание наметившуюся тенденцию к нормализации отношений между Россией и США, что безусловно следует всячески приветствовать. Факт и то, что на официальном уровне выработка новой повестки дня грузино-российских отношений может быть серьезно осложнена грузом взаимных ошибок.

В сложившихся условиях наиболее оптимальным решением по началу процесса нормализации российско-грузинских взаимоотношений могло бы стать создание Совета по урегулированию двусторонних отношений, в состав которого могли бы войти наиболее авторитетные и компетентные эксперты, как с грузинской, так и с российской стороны. Говоря иными словами, к процессу необходимо подключить мозговой штаб, лучших и авторитетных представителей международного экспертного сообщества.

Работа в рамках Совета могла бы помочь разгрузить как международную повестку дня лидеров России, США, Евросоюза, так и двустороннюю повестку дня Грузии и России. Работа над ошибками, горячие споры и дискуссии могли бы вестись на высококвалифицированном уровне, подготавливая повестку дня для первых лиц для принятия ответственных решений на высшем уровне.

Совместными усилиями экспертный совет мог бы выстроить прагматичный, конструктивный стержень, который бы выдерживал существующие в наших отношениях колебания, давал бы возможность обсуждать в спокойной обстановке проблемы, определять интересы и России, и Грузии.

Для координации усилий и осуществления необходимых контактов на официальном уровне в условиях непрерывного потока многоуровневых переговоров и договоренностей, консультаций и обсуждений на рабочем уровне в период до восстановления полноценных дипломатических отношений думаю, было бы целесообразным учреждение института Специального координатора по России в Грузии и Грузии в России соответственно

Целесообразно ли привлечение третьих сторон в качестве посредников в процессе нормализации отношений России и Грузии?

Руководствуясь интересами пошаговой нормализации двусторонних отношений необходимо в Тбилиси и Москве усовершенствовать институциональные рамки для консультаций, а также для реализации программ и инициатив. В условиях отсутствия дипломатических отношений надо начать обсуждение и поиск соответствующей достойной площадки для переговоров. Грузино-российские взаимоотношения не нуждаются в посредниках, они должны стать частью общей международной тенденции, направленной на разгрузку международной повестки дня. Поверьте, в этом процессе не будет третьей стороны – будут только заинтересованные стороны и решение о формате работы будет принято в результате консенсуса сторон.

Насколько, по Вашему мнению, вероятно, что в обозримом будущем власти Грузии – нынешние или последующие – признают независимость Абхазии и Южной Осетии?

Впереди нас ожидает очень интересный и насыщенный процесс разноэлитных и многоуровневых переговоров и разрядки. Составной частью этого процесса станет в первую очередь изменение менталитета на уровне рядовых людей, которые оказались в результате наших общих ошибок вынужденно перемещенными лицами, жертвами насилия и агрессии. Одним словом, необходимо изменение психологии людей, прошедших через войну. Хотелось бы заметить, что в этом контексте диалог нельзя начинать с постановки вопроса в сформулированном Вами формате, что не будет отвечать интересам процесса.

В каком формате возможны контакты между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали?

В формате диалога. На протяжении всего периода консультаций необходимо сделать все возможное, чтобы оставаться именно в этом формате. Что же касается результатов они обязательно придут, форсировать события недопустимо.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений