Азиз Аалиев: Российско-киргизский Фонд развития стал для Киргизии ведущим органом в углублении интеграционных процессов с РФ

Интервью с председателем правления РКФР

Азиз Аалиев: Российско-киргизский Фонд развития стал для Киргизии ведущим органом в углублении интеграционных процессов с РФ
Азиз Аалиев: Российско-киргизский Фонд развития стал для Киргизии ведущим органом в углублении интеграционных процессов с РФ
Фото: Пресс-служба

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Киргизия вступила в Евразийский экономический союз 12 августа 2015 года. Одним из инструментов, направленных на модернизацию и адаптацию экономики страны к условиям ЕАЭС, стал Российско-киргизский Фонд развития (РКФР), созданный в результате переговоров глав двух государств. РКФР функционирует на территории Киргизии последние шесть лет. "Интерфакс" взял интервью у председателя правления РКФР.

- Азиз Кубанычбекович, Российско-киргизский фонд развития был создан в 2014 году, удалось ли достичь за прошедшие шесть лет те цели и задачи, которые были обозначены перед Фондом?

- За прошедший период РКФР смог стать ведущим финансовым органом развития экономики Киргизии и углубления интеграционных процессов с Российской Федерацией.

Средства, выделенные Фондом для приоритетных секторов экономики, обеспечивают положительный социально-экономический эффект в виде создания дополнительных рабочих мест, увеличения налоговых отчислений в государственный бюджет, увеличения экспортного потенциала Киргизии.

Так, совокупная выручка предприятий и частных предпринимателей, получивших финансирование от Фонда, по итогам 2019 года составила 8,7% к ВВП. Совокупные налоговые отчисления заемщиков Фонда составили 4,5% от всех налоговых поступлений в бюджет страны. Общая сумма закупок основных средств составляет 5,8% от инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Киргизии.

Объем экспорта предприятий и частных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность при поддержке РКФР, только в Россию вырос на 34% по итогам 2019 года, в страны ЕАЭС – на 8% по сравнению с прошлым годом.

Объем финансирования льготных долгосрочных ресурсов Фонда занимает порядка 10% от кредитного портфеля банковской системы, что подтверждает системную значимость Фонда для кредитного рынка страны.

Все это дает нам полное основание утверждать, что РКФР является консолидирующим элементом финансовой инфраструктуры, катализатором развития экономики Киргизии.

- Можно ли сейчас говорить о том, что основная цель Фонда – адаптация предпринимателей и производителей Киргизии к условиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого республика вошла в 2015 году, достигнута?

- Наверное, такая формулировка будет не совсем точной. Адаптация к условиям ЕАЭС – это государственная задача, которая решается всей системой государственного управления вместе с предпринимателями. Это постоянно решаемая задача, так как условия экономических отношений также претерпевают изменения.

Фонд работает в рамках своего устава, решая задачи развития. При решении задачи адаптации производителей Киргизии к условиям ЕАЭС, Фонд – это скорее важное звено в решении данной проблемы.

С самого начала вступления Киргизии в ЕАЭС наши предприниматели встали перед вызовом выполнения всех требований, предъявляемых при экспорте товаров на рынки ЕАЭС. В настоящий момент, мы должны отметить, что наши экспортеры сталкиваются с задержками на границах стран ЕАЭС, и в целом проблема не снята полностью.

Фонд прилагает усилия для поддержки своих клиентов в этом направлении. Так, обязательным условием предоставления льготного кредита РКФР заемщику – экспортеру на рынки ЕАЭС является наличие сертификата соответствия. При этом Фондом предусматривается выделение технической помощи в виде сертифицированных консультантов, закупки необходимого оборудования, например, лабораторий, для внедрения важнейших элементов соответствия нашей продукции требованиям ЕАЭС.

Однако главная задача Фонда – это помощь предпринимателям в росте конкурентоспособности на рынках ЕАЭС. Это откроет все двери нашим экспортерам. Для роста конкурентоспособности Фонд:

- содействует росту инновационности наших экспортоориентированных компаний, помогая получить доступ к современным технологиям производства и управления.

- содействует установлению долгосрочных партнерских доверительных отношений с предпринимателями других стран ЕАЭС, помогая установить стабильные хозяйственные отношения. И здесь наличие устойчивых отношений наших производителей с РКФР, крупной финансовой организацией, которая обладает большими ресурсами для содействия развитию имеет большое значение.

- содействует участию зарубежных инвесторов в капитале отечественных предприятий, поддерживая расширение контактов.

- наконец, важной часть работы является консультирование для увеличения доступа наших предприятий к коммерческой и другой важной для принятия решения информации о внешних рынках, которая помогает получить большие выгоды при меньших издержках.

В связи с этим, хотел бы ответить, что работа в этом направлении продолжается.

- Сколько проектов и на какую сумму реализованы за эти шесть лет, сколько средств выделено к настоящему моменту?

- Давайте сначала проинформирую по каким направлениям Фонд ведет инвестиционно-кредитную деятельность. Инвестиционно-кредитная деятельность Фонда осуществляется по двум направлениям:
- предоставление крупных инвестиционных кредитов в рамках прямого и проектного финансирования;
- предоставление целевого фондирования коммерческим банкам Киргизии для последующего финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в долларах США и в национальной валюте.

Структура одобренных проектов по прямому финансированию Фонда включает 60 крупных проектов на общую сумму $208,2 млн. По Программе "Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса" через коммерческие банки и микрофинансовые организации Киргизии Фондом одобрено 2 тыс. 602 проекта на сумму $192,5 млн.

- Каким проектам и в какой сфере отдается предпочтение при выделении заемных средств? На каких условиях выдаются заемные средства?

- Если говорить об отраслевой структуре нашего портфеля, то наибольшую долю занимает обрабатывающая промышленность. Это крупные отечественные предприятия, многие экспортооринтированные.

Большую долю кредитного портфеля также имеет агропромышленный комплекс (23%). Здесь и крупные перерабатывающие предприятия, агрофирмы, которые кредитуются напрямую, и небольшие фермерские хозяйства, которые могут получить средства Фонда через наших партнеров.

Наконец, значительные доли 10% до 12% в нашем портфеле занимают туризм, транспорт и складское хозяйство, инфраструктура каждый. Это тоже приоритетные отрасли для нашей экономики.

Здесь важно сказать, что задача Фонда помочь устранить диспропорции и создать предпосылки для роста целых цепочек производств. Фонд не стремится к получению прибыли и не является конкурентом коммерческим банкам. Напротив, он очень нужный партнер, который прокладывает дорогу и открывает путь.

Другая одна особенность нашей работы – это содействие хозяйствующим субъектам в получении кредитов посредством оказания технической поддержки при подготовке ими бизнес-планов с обоснованиями для проекта. Такое "движение к заемщику" позволяет не только снизить риски как РКФР, так и заемщика, и увеличить объемы кредитования. Это также помогает заемщикам освоить современные методы обоснования своих проектов, которые им будут нужны в будущем

- Уставной капитал Фонда составляет $500 млн. При создании Фонда сообщалось, что эта сумма может быть увеличена до $1 млрд за счет выделения дополнительных $500 млн на условиях кредитного финансирования. Предыдущие руководители Фонда заявляли, что средства из уставного капитала будут освоены в течение первых двух-трех лет с момента начала работы организации. Скажите пожалуйста с чем связано такое медленное освоение средств?

- С самого начала своей деятельности, РКФР встал перед вызовом быстрого освоения выделенных ресурсов с одновременным обеспечением качества и долгосрочной устойчивости своей работы. Являясь международной организацией, РКФР предъявляет высокие требования по финансовой отчётности своим потенциальным заемщикам, максимальной дисциплины и транспарентности в реализации проектов.

Поэтому освоение первоначальной выделенной суммы пошло в соответствии с реальной готовностью наших бизнесменов и так называемой емкостью финансового рынка страны, способной освоить столь значительные средства.

По состоянию на 1 июня текущего года одобрено 2 тыс. 662 проекта на сумму $400,7 млн. Это составляет более 80% от первоначально выделенной Российской Федерацией средств в уставной капитал РКФР. В рамках этого годы мы планируем профинансировать более $70 млн, т. е. практически полностью освоить предоставленные средства.

- Критики Евразийской интеграции изначально скептически относились к созданию Фонда. Сейчас многие из них говорят, что Фонд не заработал, не использовал весь свой потенциал, так и не став катализатором развития экономики Киргизии. Что вы ответите на это?

- На настоящий момент Фонд продемонстрировал устойчиво положительные финансовые результаты: быстрое наращивание кредитного портфеля как по прямому финансированию, так и по финансированию малого и среднего бизнеса через коммерческие банки Киргизии. Деятельность РКФР по кредитованию хозяйствующих субъектов республики охватила все регионы страны.

По уровню капитализации Фонд сопоставим с уровнем капитализации всей банковской системы республики. Согласно данным Национального банка Киргизии, по итогам 2019 года совокупный капитал банковской системы сложился на уровне $604,1 млн, в то время как собственный капитал Фонда к концу 2019 года достиг $532,0 млн.

Фактически РКФР на территории Киргизии не имеет конкуренции, формирует отдельный сегмент рынка долгосрочного кредитования и стал действенным и эффективным инструментом по осуществлению модернизации предприятий.

Однако Фонд ограничивает свое влияние финансированием исключительно приоритетных секторов экономики, включая промышленность и сельское хозяйство, не занимается финансированием торговой деятельности, жилищного строительства, ипотеки, потребительского кредитования и в целом стремится избегать прямой конкуренции с коммерческими банками.

Следует подчеркнуть, что существенным преимуществом Фонда для экономики и финансовой системы Киргизии над другими институтами развития, является то, что его деятельность не увеличивает долговую нагрузку на государственный бюджет республики.

Также надо отметить, что согласно своему уставу Фонд осуществляет кредитование самоокупаемых проектов в приоритетных секторах экономики Киргизии. То есть РКФР это не венчурный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами), которые могут быть как сверхуспешными, так и полностью провальными.

В связи с этим, сохранение Фондом своих активов для устойчивой и долгосрочной работы – приоритет, который является ключевым в нашей кредитной политике.

- Вице-премьер Киргизии Эркин Асрандиев, который ранее возглавлял РКФР, неоднократно заявлял, что власти страны ведут с российской стороной переговоры о выделении оставшихся средств Фонда для поддержки экономики Киргизии, отечественных предпринимателей, пострадавших от распространения коронавируса COVID-19. Но результатов до сих пор нет. С чем связаны сложности переговорного процесса с российскими коллегами?

- Являясь международной организацией, созданной правительствами России и Киргизии, мы не комментируем решения наших учредителей. Одно я могу сказать, что переговоры по выделению свободных средств РКФР в антикризисный фонд правительства Киргизии проводятся в настоящий момент.

- Как мы знаем РКФР был создан в результате переговоров экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева с президентом РФ Владимиром Путиным. Можно ли сейчас сказать, что заложенный курс развития российско-киргизского сотрудничества через деятельность Фонда продолжается? Не отразилась ли на работе Фонда смена руководства Киргизии?

- Мы двигаемся в рамках поставленных целей и задач. Мы продолжаем пользоваться поддержкой и вниманием со стороны правительств обеих стран. В рамках реализации миссии Фонда по развитию экономического сотрудничества между Киргизией и Российской Федерацией у нас разработан продукт "Киргизско-Российское бизнес-партнерство". Он предусматривает возврат заемщику половину оплаченных процентов по кредиту при выполнении его обязательств перед Фондом и при соответствии проекта минимум одному из следующих условий:
- не менее 30% участия российского инвестора в капитале;
- не менее 70% продукции экспортируется в Российскую Федерацию;
- не менее 50% от суммы кредита будет направлено на приобретение высокотехнологичного оборудования из Российской Федерации;
- не менее 70% от суммы кредита будет направлено на приобретение оборудования и технологий из Российской Федерации.

В рамках взаимодействия с Торговым представительством Российской Федерации поддерживает устойчивый информационный обмен при осуществлении закупок товаров и услуг в рамках проектной деятельности РКФР. Передаваемая нами информация размещается на портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. Это увеличивает информированность предприятий России для участия в поставках товаров и услуг. Это также дает возможность при помощи Торгового представительства РФ устанавливать прямые связи наших предпринимателей с крупными российскими торговыми сетями.

Фонд периодически проводит российско-киргизские бизнес-форумы при поддержке российских партнеров в рамках двустороннего сотрудничества. Форум служит площадкой для установления более тесных взаимосвязей между российскими и киргизскими компаниями, поиска совместных производственных проектов и потенциальных бизнес-партнеров, а также расширения деловых контактов как для киргизских, так и для российских участников.

- Вы возглавили Фонд относительно недавно, есть ли у вас планы по улучшению его деятельности? Какие вы видите инструменты для улучшения работы Фонда?

- Своим приоритетом в работе Фонда, считаю дальнейшее расширение финансирование регионов страны в соответствии с программой президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова с акцентом на проекты переработки продукции сельского хозяйства, промышленного сектора и туризма.

Я пришел в Фонд из Совета Директоров крупнейшего мирового финансового института – Азиатского Банка Развития, где получил опыт внедрения передового международного опыта на примере многих стран мира. Оценки национальных и международных экспертов показывают, что в нашем экспорте "ахиллесова пята" - это ограниченные объемы производства и сложности с формированием крупных товарных партий, низкое качество, большое число посредников в производственно-сбытовой цепочке и т.д. Решение уже давно найдено – необходимо развитие кластеров, кооперация производителей.

В 2019 году по инициативе Фонда создан Координационный Совет по развитию кластерных инициатив, который включает не только финансовые институты, но и Министерство экономики и Министерство сельского хозяйства Киргизии. Мы хотим процесс создания кластера "прошить" посредством участия всех заинтересованных сторон с тем, чтобы была сильная институциональная надстройка для продвижения идей создания полноценных кластеров и, соответственно, трансформации имеющихся цепочек добавленной стоимости в различных секторах экономики в отраслевые кластеры. В реализации этого направления большую заинтересованность выражает бизнес.

В связи с этим, мы разработали кластерные кредитные продукты пока по четырем направлениям: молочное направление, мясное направление, плодово-ягодное и аквакультура. Планируем разработать и предложить в рамках кластерных инициатив новые продукты, к примеру, по шерсти, то есть по развитию тонкорунного овцеводства, малой гидроэнергетике, медовому кластеру.

В настоящее время разрабатывается продукт по туристическому кластеру. Вы знаете, что в текущих непростых условиях туризм оказался наиболее пострадавшим сектором экономики и Фонд в скором времени намерен предложить новый продукт по туристическому кластеру. Кроме этого, Фонд будет проводить исследование секторов экономики, выявлять конкурентные преимущества страны с тем, чтобы заинтересовать инвесторов, в том числе и из России, в производстве киргизской продукции.

- Повлияла ли пандемия коронавируса на деятельность Фонда? С какими трудностями столкнулся Фонд в свете текущей эпидемиологической ситуации и снижения активности предпринимательской деятельности?

- Думаю, что ни для кого не является секретом, что фактически на все сферы деятельности не только нашей страны, но и в масштабах мировой экономики оказала и продолжает оказывать пандемия COVID-19. В результате полного закрытия границ и введения режима чрезвычайного положения в стране, все наши проекты столкнулись с неблагоприятными обстоятельствами.

В этой связи, в марте текущего года одним из первых Фонд отреагировал на растущие экономические риски, предложив первым пакеты антикризисных мер, который заключался в предоставлении отсрочек по платежам сроком от трех месяцев до одного года в зависимости от отрасли экономики. Мы планируем, что данные меры позволят нашим заемщикам выстоять и выйти из кризисной ситуации с наименьшими потерями.

Затем был утвержден второй пакет антикризисных мер, который предусматривает предоставление льготного финансирования для предприятий, деятельность которых направлена на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 под беспрецедентно низкие процентные ставки. В рамках этого кредитного продукта, финансирование могут получить организации, которые ориентированы на производство средств индивидуальной защиты, гигиенических средств, медицинских изделий или медицинского оборудования.

Третьим пакетом антикризисных мер явилось утверждения целевого набора кредитных продуктов для проектов агропереработки и решения вопросов продовольственной безопасности, предусматривающие расширение льготности кредитов РКФР. Все это позволит увеличить доступ к средствам РКФР наших предпринимателей.

Еще раз хочу подчеркнуть, что Фонд видит ситуацию, постоянно мониторит, можно сказать "держит на пульсе руку". Проводим консультации с заемщиками, разрабатываем новые продукты и готовы поддерживать наших клиентов и дальше.

Интервью

Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти