Гендиректор Махачкалинского порта: частная собственность для конкуренции лучше государственной

Мурад Хидиров рассказал, есть ли у предприятия потенциал для дальнейшего развития и что несет ему потенциальная приватизация

Гендиректор Махачкалинского порта: частная собственность для конкуренции лучше государственной
Мурад Хидиров
Фото: Пресс-служба

Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Нефтяные грузы из прикаспийских государств в ближайшее время останутся основной базой развития Махачкалинского порта, который единственный в регионе занимается их перевалкой. Интерес к активу подогревается присутствием в программе приватизации: так как крупнейшие компании из этого списка продаются крайне тяжело, у Махачкалинского порта есть все шансы в определенный момент оказаться в центре внимания инвестиционного сообщества. Есть ли у предприятия потенциал для дальнейшего развития и что несет ему потенциальная приватизация, в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Мурад Хидиров.

- Так как мы с вами встречаемся под конец года, хотелось бы узнать, с какими вызовами пришлось столкнуться порту в этом году.

- У нас в этом году, 11 июня, произошло трагическое событие - взрыв на одном из танкеров, который завез туркменскую нефть на причал Махачкалинского порта. Были человеческие потери, хотя непосредственно порт к этому не имел никакого отношения, но личная трагедия людей для нас была большим ударом, что это произошло именно на причалах Махачкалинского порта.

Кроме того, в июле 2017 года на один из пирсов в Махачкалинском порту произошел навал казахстанского судна, и длительное время первый пирс работал ограниченно. Со стороны второго пирса мы быстро произвели очистные работы, и туркменскую нефть начали в этом году, с 25 августа, принимать с одной стороны. Но с конца октября первый причал тоже ввели в эксплуатацию, поэтому на сегодняшний день оба пирса работают. Правда, первый пирс работает на короткие суда, а второй - на большие казахстанские суда.

Постоянно в последние годы проводятся дноуглубительные работы. Сейчас зимнее время, когда в Астрахани навигация закрыта, "Соммерс", одно из лучших дноуглубительных судов, который сам зачищает и сам выкидывает грунт, оно уже неделю как пришло из Астрахани в Махачкалу и занимается зачисткой канала. Поэтому и "Росморпорт" тоже большую работу проводит по этому поводу.

Я благодарен и "Транснефти" за то, что они все-таки разобрались, где происходят потери нефти, хотя в средствах массовой информации в 2016-2017 годах против Махачкалинского порта была начата большая война, о том, что в Махачкалинском порту идут потери нефти. Я еще раз заявляю и тогда заявлял, что даже при большом желании мы к потерям нефти не можем иметь никакого отношения. Я десять лет работаю здесь, до сих пор не видел, как выглядит нефть, которая переваливается через порт Махачкала. Потому что танкер подключается к стендеру на причале, танкер судоходной компании принадлежит, а стендеры принадлежат "Дагнефтепродукту" . И мы занимаемся только швартовкой и отшвартовкой судов и обеспечением безопасности в ходе слива и налива нефти и нефтепродуктов.

Поэтому разобрались и решили туркменскую нефть принять. И в этом году мы за счет туркменской нефти, спасибо главе республики, который дал определенные гарантии и "Транснефти" о том, что потерь больше не будет, плюс за счет казахстанской нефти, хорошо поправили наши дела, финансовое состояние. Мы являемся одним из лидеров уплаты налогов во все уровни бюджета и внебюджетные фонды.

- По итогам года перевалка грузов насколько увеличится?

- Увеличится. В прошлом, 2018 году, по сравнению с 2017 годом почти в два раза увеличилась, а в этом году увеличится почти в два раза по сравнению с прошлым годом. По сравнению с 2017 годом уже в четыре раза. Есть надежда, что на следующий год объемы будут еще больше. Единственное, есть ли возможности у "Дагнефтепродукта" в резервуарном парке и у "Транснефти" для принятия дополнительной нефти. Потому что "Транснефть-Сервис" говорит, что может в месяц максимум принять 485 тыс. тонн через узел учета, который находится на территории "Дагнефтепродукта". Поэтому будем искать возможности отправки нефти и железнодорожным транспортом.

- По каким грузам в этом году наибольший прирост?

- По нефти.

- Сколько всего в этом году будет перевалено нефти и сколько в этом объеме - туркменской?

- Я думаю, мы выйдем на уровень 4 млн тонн. На сегодняшний день уже 3,84 млн тонн есть. Из них 1,878 млн тонн - это казахстанская нефть и 1,961 млн тонн туркменская нефть. Хотя на месяц позже начали переваливать, уже почти на 80 тыс. перевалено больше, чем казахстанской нефти. Я думаю, что 4,1-4,2 млн тонн, на эту цифру мы сможем выйти. С этого месяца должна начаться перевалка и нефтепродуктов туркменских. Еще не началась. Они говорили, что 6-7 декабря будет первое судно, но пока оно еще не пришло.

- Планы по росту объемов перевалки в следующем году тоже связаны с нефтью?

- С нефтью и нефтепродуктами. Потому что у нас в основном сухие грузы идут на Иран и из Ирана. В Иране платежная система плохо стала работать с этого года (из-за американских санкций - ИФ). Их отключили от платежной системы SWIFT. Грузы, которые из РФ идут на Иран, тяжело оплачиваются, поэтому грузовладельцы в этом году немного сократили объем перевалки сухих грузов.

Но я хочу отметить, что на Каспии функционирует 14 российских портов, которые занимаются перевалкой грузов. Это 12 портов в Астрахани и порт Оля в Астраханской области, и Махачкалинский порт. За десять месяцев на долю Махачкалинского порта из всех 14 портов приходится 62,4% всего объема грузооборота в российских портах на Каспии.

- Вы сказали, что в этом году вам удалось улучшить финансовое положение. Насколько увеличится прибыль и выручка?

- Мы ожидаем, что будет около 150 млн рублей чистой прибыли. По выручке в этом году выходим на 650 млн рублей.

- В этом году планируется первая пробная партия поставки нефтепродуктов из Туркмении. А есть у вас заявки по нефтепродуктам на следующий год?

- Мы договор заключили с конца ноября на перевалку мазута и дизельного топлива. Пока говорили, что месячный объем будет около 40 тыс. тонн с последующим переходом к 100 тыс. тонн в месяц. Были проблемы, которые нужно было решать. Но благодаря главе республики, удалось урегулировать вопросы, которые стояли перед перевалочным комплексом - перед нами и перед "Дагнефтепродуктом". Долгое время у "Дагнефтепродукта" не получалось решить вопрос с открытием склада временного хранения (СВХ). Но благодаря обращению главы республики энергетическая таможня уже приняла решение об открытии на территории "Дагнефтепродукта" склада временного хранения, что раньше препятствовало перевалке грузов, которые идут дальше по железной дороге. Это первая проблема, которая была решена.

И вторая проблема. Из-за дороговизны железнодорожного тарифа по логистике получалось немножко проблемно отправлять по железной дороге. Но я знаю, что железная дорога тоже решила дать спецтариф по вагонам, по цистернам, которые будут идти из Махачкалы.

Поэтому эти две проблемы уже решены. Я думаю, что в ближайшее время пробные партии уже отправят, а дальше постепенно будет увеличение объемов перевалки нефтепродуктов.

- В начале года власти Дагестана и "Российские железные дороги" договорились об увеличении перевозок в направлении порта. Когда можно ждать реального увеличения объемов по железной дороге? Или это перспективные планы и только через пять лет?

- Я думаю, что это будет зависеть от товарооборота между двумя странами: между Российской Федерацией и Ираном, который является основной страной, которая через Махачкалинский порт получает и отправляет свои грузы. Но те грузы, которые являются "скоропортом", они идут в основном автомобильным транспортом.

По информации министерства транспорта Дагестана, в прошлом году 35 тыс. фур прошло через южную границу РФ, через Яраг-Казмаляр, но в этом году эта квота еще больше увеличена. Поэтому по таким грузам, конечно, порт не может, из-за того, что медленно двигаются морские суда, составить конкуренцию автомобильному транспорту - они могут сразу до конечной точки доставлять грузы. Поэтому, если пойдут грузы, которые нужно из РФ отправлять в большом объеме, и генеральные сыпучие грузы, только в этом случае мы можем увеличить перевалку.

- Какие планы у порта на следующий год, помимо увеличения перевалки нефти и нефтепродуктов. Планируете ли вы строительство и реконструкцию каких-то объектов, расширение?

- Мы на следующий год вместе с туркменскими коллегами хотим возобновить паромное сообщение - железнодорожное и автомобильное паромные сообщения. Махачкалинский морской торговый порт является универсальным предприятием, и мы занимаемся и можем заниматься перевалкой любых видов грузов. В том числе порт снабжен и железнодорожно-паромной переправой, и автомобильно-паромной переправой. Но эти переправы не использовались из-за отсутствия паромов.

Вот сейчас туркменская сторона закупила на Черном море паром, они его ремонтируют в Астрахани, и мы планируем на следующий год поставить этот паром между Махачкалой и Туркмен-Баши. И таким же образом, если грузовая база будет достаточной, мы хотим наладить и автомобильно-паромное сообщение между Махачкалой и Туркмен-Баши. Соответствующие мощности у нас есть, но с 2011 года из-за отсутствия паромов железнодорожно-паромная переправа не использовалась. Мы в первую очередь сейчас проведем инвентаризацию: в каком состоянии эта паромная переправа находится, - и доведем ее в следующем году до рабочего состояния. Может быть, оно и в рабочем состоянии, но проверим сначала, привлечем специалистов, один пробный судозаход тоже сделаем, посмотрим, и все, что будет связано с обеспечением всей инфраструктуры по перевалке грузов через паромную переправу, все тоже доведем до ума.

А так на сегодняшний день порт имеет мощности перевалки до 8 млн тонн нефти и нефтепродуктов и 3,5 млн тонн сухих грузов. На сегодняшний день близко к 50% доходит использование мощностей нефтеналивного района, 20% имеющихся мощностей сухогрузная гавань не использует. И наша задача - чтобы имеющиеся мощности поддержать в рабочем состоянии, поэтому пока проводить какие-то инвестиции для увеличения действующих мощностей нет необходимости, потому что нет пока грузовой базы. Не только у нас нет, на Каспии нет. Будет приближаться к использованию мощностей на 60-70% - тогда будем думать о привлечении инвестиций, а возможности привлечения инвестиций у нас есть.

- Завершилось ли строительство причалов основного пункта базирования кораблей Каспийской флотилии?

- Да.

- А не связан ли перенос дислокации этой флотилии с планами по строительству нового глубоководного порта в Каспийске?

- Мне об этом неизвестно, но я думаю, это с Махачкалинским портом никак не связано.

- Планировалось, что к 2025 году в Махачкалинском порту появятся причалы для пассажирских круизных судов, яхт и катеров. В каком состоянии этот проект?

- Мы в конце 2016 года преобразовались в акционерное общество (мы были ФГУП), 100% акций принадлежит государству, управляет пакетом акций Росимущество, Росморречфлот и Минкавказа, консолидированный акционер. И с 2016 года все, что по 261-му Федеральному закону не подлежало включению в уставный капитал АО, мы оставили в государственной собственности и передали его Росморпорту, это ФГУП, и он федеральной собственностью в Махачкалинском порту управляет через свой филиал - Махачкалинский филиал Росморпорта. Поэтому все новое, в том числе и строительство пассажирского причала, оно связано с планами развития Росморпорта. Я знаю, что есть генеральная схема и генеральный план развития Махачкалинского морского порта, утвержденный генеральным директором Росморпорта, там в планах предусмотрено строительство пассажирского причала с пассажирским терминалом и пунктом пропуска для пассажирского терминала в порту Махачкала и такого же пассажирского причала в городе Дербенте. Но есть ли уже готовые проекты, когда начнут, когда завершат - мне об этих планах пока неизвестно.

Специалисты говорят, что создание таких мощностей, которые мы сохранили, узаконили и передали Росморпорту, оценивается в 157 млрд рублей. Вот нам это удалось сделать. Я считаю, что это является перед государством нашей самой большой заслугой.

- Махачкалинский порт недавно опять был внесен в план приватизации на ближайшие годы. Какая доля может быть продана, какие плюсы вы видите в связи с возможным появлением новых акционеров?

- В прогнозный план приватизации Махачкалинский порт включался с 2002 года, и никто не мог концы с концами свести по этому предприятию. Но нам удалось в 2016 году сначала его преобразовать из ФГУПа в АО, на сегодняшний день 100% акций принадлежит государству, в этом году было принято решение о продаже пакета акций, но не успели его продать. Сейчас перенесли в прогнозный план по продаже пакета акций, всех 100%, на 2020-22 годы. Произойдет это в 2020 году, или в 2021 году, или в 2022 году, этого я пока не знаю, потому что еще такое решение Росимуществом не принято.

Я думаю, что те, кто занимается принятием прогнозных планов приватизации и принятием решений по продаже пакетов, проанализировали и посчитали, что в портах частная собственность лучше, чем государственная. Но законодательство РФ таким образом разработано, что все основные объекты - причалы, молы, нефтепирсы, волноломы - все гидротехнические сооружения, которые имеют доступ к воде, государство держит в своих руках во всех портах, и оно через сдачу их в аренду, через арендную плату в любом случае будет управлять всем имуществом акционерного общества.

Поэтому я, как бывший имущественник, который долгое время работал в министерстве имущественных и земельных отношений, считаю, что частная собственность для развития, для бизнеса, для конкуренции лучше, чем государственная, она более управляема. А государство через свои объекты в любом случае будет дальше иметь влияние на любое АО, и государство постепенно должно отходить от управления там, где может бизнес сам развиваться. Есть государственные функции, есть функции, которыми должен бизнес заниматься. Мы показываем, что не от организационно-правовой формы зависит, насколько эффективно управление предприятием, а от команды управленцев, которая старается правильно управлять, думать о развитии предприятия. У нас с 2011 года каждый год предприятие заканчивает год с прибылью, хотя в 2010 году, когда мы сюда пришли, оно было почти в состоянии банкротства. Здесь не было ни одного объекта имущества, даже ржавой двадцатилетней машины, которая не находилась бы в залоге. Сегодня мы никому ничего не должны и сегодня ничего заложенного у нас нет. Все зависит, думаю, от правильного управления.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением