Губернатор ЯНАО: Крупным проектам в Арктике нужен индивидуальный подход и персональные льготы
Дмитрий Артюхов рассказал о перспективах добычи в Ямало-Ненецком автономном округе
Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) благодаря огромным запасам нефти и газа обеспечивает углеводородную стабильность страны. Его недра на десятилетия вперед гарантируют исполнение Россией контрактов по поставкам энергоресурсов на экспорт.
В новой государственной политике по Арктике этому северному региону отводится ключевая роль в выполнении задачи увеличения грузопотока по Северному морскому пути. О перспективах добычи в ЯНАО и своем взгляде на развитие Арктики в интервью "Интерфаксу" в кулуарах Арктического форума-2019 рассказал губернатор региона Дмитрий Артюхов.
- Государство изменило вектор подхода к развитию Арктики, она вошла в число приоритетных зон. Считаете ли необходимым консолидировать позиции северных регионов, чтобы федеральная власть услышала чаяния арктических субъектов РФ?
- Внимание государства к арктической тематике, действительно, очень расширилось. Ряд задач, такие, как рост грузопотока по Северному морскому пути, теперь входят в число первоочередных. Актуализируются важные документы, в том числе стратегия России в Арктике. Даже, казалось бы, формальный признак - определение ответственного федерального министерства - подтверждает исключительную линию государственной политики в этом направлении. Растет интерес бизнеса к региону, мы уже видим ряд успешных арктических проектов. Поднимается много важных гуманитарных тем: уровень жизни населения на севере страны, экология, защита прав коренных и малочисленных народов Севера.
Что касается консолидации позиций северных регионов, то все не так просто. Если регионы на Кавказе или Дальнем Востоке имеют много общего, то в Арктике все они разные. Есть обжитые: Мурманск, Архангельск, частично Ямал, а есть совсем малолюдные - Якутия или Чукотка, север Красноярского края. Сильно отличается ресурсный потенциал, еще сильнее - обеспеченность инфраструктурой. В результате, значительно разнятся проблемы и задачи, стоящие перед каждым арктическим регионом. Но, конечно же, нас объединяет постановка государственной задачи - уровень жизни людей в Арктике должен расти.
- Ведомства под руководством вице-премьера Трутнева прорабатывают модель преференций для проектов в Арктике. Какие идеи, по вашему мнению, могут стать базовыми? Какие предложения делает ЯНАО?
- Налоговый и преференционный режим Ямала уже сформирован. Это классический набор региона по содействию инвестициям: льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и прочее.
На федеральном уровне для некоторых проектов обнулён НДС, экспортные пошлины, есть решения по налогу на добычу полезных ископаемых. Эти льготы носят точечный характер. И мое личное мнение, что при индивидуальном подходе они более эффективны.
Потому что, повторюсь, в Арктике и регионы разные, и проекты очень разные.
Например, Ямал стал базовым регионом для строительства объектов сжижения природного газа "НОВАТЭКа". На первоначальном этапе компании остро требовалось обнуление налога на добавленную стоимость для ввоза уникального импортного оборудования - и эта льгота государством была предоставлена в исключительном порядке. Но, допустим, на угольных активах Таймыра иностранное оборудование не нужно, однако есть высокая потребность в российском оснащении. То есть Таймыру понадобятся совсем другие льготы.
А вот при работе с массовым сегментом, малым и средним бизнесом, конечно, должны быть системные решения: пониженная налоговая ставка, льготная аренда и другие решения в рамках общих правил.
- ЯНАО - кладовая нетронутых запасов газа. Есть разные точки зрения, куда направлять перспективные запасы - в трубу или на сжижение. Вы за какой вариант?
- Наша задача - создавать благоприятные условия тем проектам, которые решено реализовывать на государственном уровне. Такие решения строятся из логики, что российские энергоносители не конкурируют между собой, а дополняют друг друга, и это ключевой момент.
Ямальский СПГ должен идти на рынки АТР, где российский трубопроводный газ отсутствует. Мировой рынок СПГ увеличивается, и России важно завоевать свою долю. С другой стороны, рост экспорта ямальского трубопроводного газа в Европу бьет рекорды из года в год, и, судя по прогнозам, так и будет продолжаться. Это ресурс для развития страны, позволяющий решать массу задач, связанных с социальной сферой, экономикой, обороноспособностью.
- Президент России поручил Минэнерго изучить тему нацпроекта "Арктика", который учитывает производство до 150 млн т СПГ в год. Какие ямальские проекты могут туда попасть?
- По этой теме мы находимся в очень плотном контакте с министерством энергетики.
Ресурсный потенциал полуостровов Ямал и Гыдан уникален. На полуострове Ямал будет развиваться добыча газа за счет созданной "Газпромом" трубопроводной инфраструктуры: это Бованенковское месторождение, к которому в будущем подключатся другие активы. На полуострове Гыдан инфраструктура полностью отсутствует, и это означает, что практически весь газ, скорее всего, будет сжижаться. Мы понимаем, что строительство объектов по сжижению газа - это новый вызов для региона.
На Гыдане доразведка только начинается. Но уже нет сомнений в том, что будут сделаны новые открытия. Это будет СПГ, который пойдет по Северному морскому пути, и составит основной объем роста грузооборота.
По нашим предварительным расчетам, из ЯНАО по Севморпути к 2024 году будет транспортироваться порядка 55-58 млн тонн груза. Если исходить из задачи перевозки 80 млн тонн, то более 70% этого объема будет формироваться в Обской губе. Это не только СПГ "НОВАТЭКа". Мы видим также рост объемов Новопортовского проекта "Газпром нефти" . Есть также планы и у ряда других недропользователей.
- Насколько детально к настоящему времени сформирован план развития Севморпути?
- Ямал свои цифры уже заявил - это около 70% от 80 млн тонн. Скорее всего, существенные дополнительные объемы грузооборота будут формироваться уже за периметром нашего региона. Например, обсуждаются возможности Таймыра по нефти и углю.
- На Таймыре и севере Красноярского большие планы у "Роснефти" . А в ЯНАО у крупнейшей нефтяной компании есть новые перспективы?
- У "Роснефти" на Ямале очень много планов. Недавно мы встречались с представителями британской BP, обсуждался совместный проект "Роснефти" и ВР - "Харампурнефтегаз". На повестке дня стоит Северо-Комсомольский проект, который "Роснефть" осваивает с норвежской Equinor. "Дочка" "Роснефти", "РОСПАН", тоже успешно развивается.
Кроме того, у компании есть лицензионные участки на шельфе Карского моря. Они формально не относятся к территории округа, но мы понимаем, что, скорее всего, Ямал частично станет базой "Роснефти" на суше, наравне с Архангельском и Мурманском.
- Какие-то крупные месторождения в регионе могут быть в ближайшее время выставлены на аукционы, чтобы затем стать ресурсной базой для увеличения грузопотока по Севморпути?
- Все крупные месторождения ЯНАО уже закреплены за недропользователями. Основные компании региона известны - "Газпром", "Роснефть", "НОВАТЭК" , "Газпром нефть". У нас еще есть несколько небольших месторождений, которые также могут быть выставлены на аукционы. Это компетенция Роснедр, но, насколько мне известно, никаких решений об объявлении аукционов в ЯНАО пока не принималось.
- В ЯНАО создается ж/д линия "Северный широтный ход" (СШХ). На какой стадии переговоры с банками о финансировании проекта?
- Глобальное обсуждение проекта уже позади, основные решения приняты, сейчас дискуссия перешла в стадию обсуждения будущей эксплуатации, вариантов наиболее правильного строительства, учета экологических требований. В результате детальных переговоров будут приняты окончательные проектные решения.
На днях прошло очень важное совещание - Научно-технический совет "Российских железных дорог", на котором характеристики проекта "Северный широтный ход" обсуждались в очень предметном формате.
Простой пример: по мосту через реку Обь строителям удалось провести существенное сокращение затрат за счет наработок, полученных при возведении Крымского моста. Будет оптимизирована строительная площадка, временные сооружения. Сейчас проект актуализирован.
На совете обсуждалось, как сделать дорогу наиболее инновационной. СШХ требует современных нестандартных решений, эксплуатации дороги должна быть максимально автоматизирована. Места, где проходит магистраль - безлюдная тундра, там нет никаких населенных пунктов, а еще экстремальные климат. РЖД решает, как обеспечить регулярную работу и безопасность сети в таких сложных условиях.
При строительстве будет учитываться еще много вопросов, связанных с экологией, традиционным образом жизни местного населения.
- Параллельно обсуждается СШХ-2 - строительство железной дороги Бованенково-Сабетта. Когда планируется подписать соглашение по этому проекту?
- Сейчас ведутся переговоры с партнерами, они известны - "Газпром", "Российские железные дороги" и "НОВАТЭК". Мы планируем в ближайшее время выйти на подписание базовых соглашений о намерениях, совместно работаем над текстом документа. Радует, что руководство всех компаний проект поддерживает.
В нашем видении при правильном подходе СШХ-2 будет самоокупаем за счет внутренней экономики, абсолютно просчитываемой. Он фактически не потребует бюджетного финансирования. В части федеральных денег, они понадобятся для возведения инфраструктуры, которая относится к полномочиям Федерации. Так, в порту Сабетта необходимо провести дноуглубительные работы у причала. Но это незначительная сумма в масштабах проекта.
Задача самоокупаемости СШХ-2 непростая. Но мы складываем отношения партнеров так, что, если все выполнят свои обязательства в срок, экономика проекта будет абсолютно самодостаточной.
- Планируется, что СШХ-2 тоже будет реализовываться в формате концессии. Участвует ли в проекте группа "ВИС", которая раньше считалась концессионером?
- Да, с нашей точки зрения, концессия для СШХ-2 наиболее эффективна.
С группой "ВИС" у нас действует соглашение, в рамках него была разработана проектно-сметная документация. В связи с тем, что параметры проекта существенно меняются, имеется в виду вовлечение "Газпрома", "НОВАТЭКа" и РЖД, то первоначальное соглашение пока заморожено - до выяснения окончательной конфигурации участников.
Такой же эволюционный путь мы проходили по "Северному широтному ходу". В 2016 году в первоначальном протоколе по СШХ зафиксировали с РЖД основные параметры, в 2017 году документ был существенно расширен, и его доработка велась вплоть до августа 2018 года, когда концессию подписал председатель правительства.
Так что опыт есть, уверен, сможем реализовать проект.