Пост только полезен, тем более для молодых
Протоиерей Димитрий Смирнов рассказал "Интерфаксу" о том, как привыкать к посту, стоит ли покупать дорогие постные продукты и посещать тренажерный зал
Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - Протоиерей Димитрий Смирнов - глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами, настоятель восьми московских храмов, постоянный эксперт ряда ведущих СМИ. В преддверии Великого поста корреспондент "Интерфакс-Религия" Ольга Курова обратилась к отцу Димитрию с рядом вопросов о том, как лучше провести это время, особенно новичку в Церкви.
Ваше Высокопреподобие, как привыкнуть к посту человеку, который пока не имеет такого навыка?
К этому же привыкнуть очень просто. Если человек хотя бы один год попостится, то на следующий год ему будет вообще легко. Но я бы рекомендовал все-таки привыкать к посту постепенно. Например, в Рождественский пост не есть мяса и яйца. Потом, в Великий пост, исключить уже и рыбу. Затем, в Петровский пост, поститься по уставу, как он предполагает: рыбу только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в Успенский пост опять уже строго по уставу - без мяса, молока, яиц и рыбы. Тогда уже на следующий год человек будет полностью подготовлен. Такую схему я рекомендовал своим прихожанам, и все начинающие как-то потихонечку входили в пост.
Если человек уже в возрасте, и ему врачи рекомендуют диетическое питание, можно добавить кому-то молочное, кому-то белок. После шестидесяти или при хронических заболеваниях можно начать облегчать пост. А для молодых людей в посте нет ничего, кроме пользы.
А молодому здоровому человеку нужно стремиться к той мере поста, которую предписывает церковный устав?
Что значит "нужно"? Это дело его подвига. Я, например, примерно 35 лет постился строго по уставу и ничего, кроме пользы, от этого не заметил. Например, мой лечащий врач говорит, что благодаря такому посту мои хронические заболевания не дали того отрицательного результата, который могли бы дать. Постом всегда чувствуешь себя лучше. Пост только полезен, тем более для молодых, которым некуда девать энергию.
Как Вы думаете, человеку, который первый раз в жизни или после долгого перерыва решил исповедаться и причаститься, стоит это делать Великим постом, когда храмы переполнены, к каждому священнику стоят огромные очереди?
Очень правильно отложить исповедь и причастие на вторую неделю Великого поста или, напротив, подготовиться на масляной неделе. Масленица - это уже начало поста, его первая стадия. Это очень разумно. Особенно у нас в Москве, когда храмов катастрофически не хватает.
Если человек живет в какой-нибудь деревне, и там по будням есть служба, то, конечно, очень хорошо исповедаться и причаститься на первой седмице.
Обычай приступать к таинствам на первой седмице Великого поста идет от эпохи столетней давности, когда на каждой улице было по два храма, в начале и в конце, все домики были распределены по приходам, все было очень спокойно и комфортно, все знали своего батюшку. А сейчас на каждый храм - пятидесятитысячная нагрузка. Поэтому понятно, что это нереально.
Я тоже призываю своих прихожан не ломиться на исповедь на первой седмице, а также на последней и на Страстной седмице, чтобы дать возможность приступить к таинствам тем людям, которые причащаются редко.
Как известно, многие на Красную горку венчаются, а перед этим регистрируют брак в загсе в субботние или воскресные дни Великого поста. Можно ли в пост как-то отметить это событие? Как помолвку, например?
Помолвка никаким ритуальным образом не обозначается в Церкви. Но каким-то образом отметить регистрацию в загсе, в общем-то, неплохо. Например, собраться без друзей, а только в семейном кругу. Организовать постный обед, обсудить какие-то детали предстоящей свадьбы. Чтобы это событие не прошло просто как выдача некой справки. Возможно, возникнет такая традиция.
Можно ли во время поста заниматься физкультурой, посещать тренажерный зал, бассейн? А если это для человека в пост искушение - находиться среди полуобнаженных и разгоряченных тел?
Понимаете, для чистого все чисто. Если у человека с этим проблемы, лучше вообще в спортзал не ходить, а потратить деньги на то, чтобы купить себе какой-нибудь снаряд и упражняться дома. А если человек более или менее спокоен в этом отношении, то пост ему не помешает.
Телесные упражнения тоже можно рассматривать как некий постный подвиг, особенно для молодых. Чтобы тренироваться, требуется воля. Христианское подвижничество предполагает воспитание воли. Я не вижу никаких проблем в том, чтобы продолжать во время поста заниматься физическими упражнениями. Конечно, если эти упражнения не превращаются в спорт, когда требуется дополнительная пища, какие-то анаболики, а человек превращается в машину по добыванию рекордов. Это уже вещь печальная.
Сейчас публикуется много экзотических, замысловатых постных рецептов: салат из авокадо, суп с артишоками... Могут ли дорогие продукты считаться постными? Не лучше ли еду покупать попроще, а излишки денег жертвовать бедным?
Разумеется, жертва на бедных - это всегда лучше. Древние христиане экономили постом деньги для того, чтобы отдавать их бедным. Если во время поста мы не думаем о тех людях, которым нечего есть, то этот пост неправильный. Помогать бедным - это необходимый компонент христианской жизни. Это должно быть так же обыкновенно, как выключать за собой свет, когда уходишь, проверять наличие бензина в баке...
В США, например, на социальные программы население тратит в год 240 миллиардов долларов. Это на два порядка выше, чем у нас. Если чему-то надо учиться у Америки, то таким вещам.
Что бы Вы пожелали читателям "Интерфакс-Религия" в связи с наступающим Великим постом?
Того, чего всегда желали святые отцы: лучше недопоститься, чем перепоститься. Не надо быть на грани перепощения, всегда лучше недо-. Тогда пост будет правильным, особенно для начинающих.
/Интерфакс/